Выступление на III Московских методических чтениях
статья по русскому языку на тему

Туниева Марго Аветисовна

Текст выступления, озвученный на на III Московских методических чтениях «Фестиваль методических идей» (2015 г., февраль)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_vystupleniyu.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

III Московские методические чтения

«Фестиваль методических идей»

«Урок-экскурсия как одна из форм проведения уроков повторения»

                                                                                                                                              Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 1908 г. Москвы  

                                                                                                                          Туниева М.А.

Во ФГОС-ах  нового поколения выдвигаются , определённые требования к деятельности учителя, который прежде всего, должен уметь самостоятельно выстраивать учебный процесс в обновлённой образовательной среде

Важнейшей особенностью в условиях внедрения ФГОС-ов является системно – деятельностный подход к преподаванию. Вся работа учителя строится на совместной деятельности с учениками в соответствии с программой, опытом учителя, интересами детей. И здесь большое значение имеют методы обучения, формы уроков. Урок по-прежнему остаётся традиционной подачей материала.

Как построить современный урок? Какую форму урока избрать, чтобы сделать его интересным, содержательным, создающим условия для развития у учеников речи, мышления, творчества, воображения; умения рассуждать, объяснять; чтобы ученик на уроке был не только просто пассивным «слушателем» и «зрителем». Вот поэтому учитель всё время ищет разнообразные приёмы и средства, которые побуждали бы учащихся к активной познавательной деятельности.

На уроках повторения, обобщения,  систематизации знаний можно применить такой вид учебных занятий как заочную экскурсию. Это не стандартный урок. На таком уроке используются различные виды учебной деятельности: исследовательские, творческие, игровые. В ходе подготовки к таким урокам учитель выступает как организатор учебной деятельности. Он создаёт учебные группы, подсказывает источники информации и т.д.

Хотелось бы поделиться опытом проведения таких уроков русского языка.

Итак,6 классе.  «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). До урока была проведена предварительная работа. Дети своими руками сделали из картона большой симпатичный автобус, по рекомендациям учителя при помощи родителей сделали буклеты, по которым можно будет узнавать об остановках. Оборудование к уроку: карта-схема Москвы, рисунки, тексты, раздаточный материал, проектор.

Начался урок, звучит песня О. Газманова о Москве, и после приветствия учитель приглашает детей совершить увлекательную экскурсию по Москве, которое будет длиться 45 минут. Выясняется, что такое экскурсия, затем подготовленный ученик зачитывает определение по словарю. Учитель подчёркивает, что экскурсия будет общеобразовательная, поэтому нужно быть очень внимательными, слушать экскурсоводов и делать необходимые записи в «Путевых листках», которые лежат на столе у каждого.

Учитель предупреждает, что говорить на уроке будут о географическом положении города, о его прошлом, о современной жизни. И тогда можно будет убедиться, как важны имена числительные в нашей речи. Заочная экскурсия будет проходить на воображаемом автобусе. 2-3 ученика выходят с изображением автобуса и рассказывают в 2-3 предложениях о нём с использованием числительных (описание, технические характеристики: скорость, сколько лош.сил, сколько посадочных мест и т.д.)

Роль экскурсоводов выполняли разные ученики. Здесь важно привлечь как можно больше учеников, вызывая у них интерес. Автобус трогается, экскурсовод приступает к своей работе. Знакомство начинается с Москвой как историческим центром (слайд). В тексте ребята видят разные числительные. Можно на основании этих числительных повторить, что такое числительные, какими они бывают, чем отличаются колич. от качественных, чем отличаются порядковые от прилагательных. На первой остановке ребятам предлагается сделать запись в путевых листках: выписать числ.+сущ. в нужные графы прописью.

Далее дорога продолжается по набережной Москвы-реки. А где берёт она своё начало? С этим знакомит 2 экскурсовод (дети заранее знают, кто за кем).  (Слайд) На небольшой остановке делается запись в листках. Вспоминается орфограмма «Правописание Ь знака у числительных в середине слова» (70). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концертные выступления сводного хора Московского военно-музыкального училища (11.2012 г. - 10.2013 г.). Хормейстер Валентина Волкова.

Перечень концертных выступлений хорового коллектива суворовцев Московского военно-музыкального училища с указанием даты и места проведения мероприятий, исполняемого репертуара и подтверждающих материа...

Выступление на 9 городских педагогических чтениях - 2 место в городе

9 городские педагогические чтения "Развитие личности ребёнка в условиях школьного и семейного воспитания"Тема работы : Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотическо...

Выступление на 9 городских педагогических чтениях - 2 место в городе

9 городские педагогические чтения "Развитие личности ребёнка в условиях школьного и семейного воспитания"Тема работы : Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотическо...

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Тезисы к выступлению на V республиканских педагогических чтениях имени татарского просветителя, педагога и общественного деятеля Мухлисы Буби

21 апреля в МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани прошли V республиканские педагогические чтения ...