Урок-викторина для 5 класса "Грамотеи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок-викторина подходит для проведения в 5-6 классах в рамках предметной недели русского языка и литературы или на уроке, посвященном Дню славянской письменности и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotei.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина  для 5 класса «Грамотеи».

Викторина проводилась в рамках предметной недели русского языка и литературы.

 Цели:

- прививать интерес к русскому языку;

- развивать память, кругозор, абстрактное мышление, чувство слова.

Оборудование: клей, бумага, ручки, карандаши, призовые звездочки.

Организационный момент.

Класс делится на две команды, выбирает капитанов. Каждая команда придумывает себе название, девиз (можно использовать любую пословицу  о слове или языке). Ведущий (учитель) определяет себе 2-х помощников из класса.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок-викторина. Давайте вспомним, что такое викторина? (игра в ответы и вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой).

Ход урока.

1.«Собери пословицу».

Учитель: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы? Вам нужно собрать из 2-х частей пословицы и наклеить их на лист. Команда, первая справившаяся с этим заданием, получает призовую звездочку.

2. «Блиц-игра»

Учитель: Следующий конкурс «Блиц-игра». Я задаю вопрос, команда, 1-я поднявшая руку, получает право ответа. За каждый правильный ответ команда получает призовую звездочку.  

Вопросы:

1С буквой  «к» бери меня на покос, а без буквы «к» ужалю в нос.

(Коса – оса).

2. Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

(Пирог).

 3. Какие слова называются однокоренными? (Слова с одним и тем же корнем).

4. Как проверить безударную гласную в корне?

(Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением).

5. Что такое диалог, монолог?

 (Диалог – разговор двух или нескольких лиц, монолог – высказывание одного человека).

6. Как изменяются глаголы?

 Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.).

7. Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?

8. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (Трио)

9. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)

10. В каких словах есть три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? (Длинношеее, змееед).

11. В каком слове есть три местоимения? (Вымыты)

12. Как мышеловку можно записать 5-ю буквами?(Кошка)

13. Какие две ноты растут в огороде?(Фасоль)

14. В названии какой птицы надо заменить первую букву, чтобы получился доктор?(Грач)

3. «Крокодильчики».

Учитель: Сейчас мы проверим ваши актерские способности. Один человек из команды подходит ко мне и выбирает фразеологизм. Он должен изобразить его с помощью жестов, движений, но не произнеся ни одного звука. Если команда угадает выражение, то получит балл.

4. «Практическое задание»

Учитель: Следующий конкурс определит ваши умения в различного вида разборах. На листочках, которые раздадут мои помощники, вы видите задания. Вам нужно как можно быстрее выполнить все виды разборов. Можно распределить эти задания между членами команды. Команда, первая справившаяся с заданиями, выходит к доске и выполняет разборы. За каждое верно выполненное задание – призовая звездочка.

Разобрать слово застеклить по составу.

Разобрать слово повеселился по составу.

Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. 

Сделать фонетический разбор: конь.

5. «История слова»

Учитель: Заключительный конкурс нашей викторины. Я задаю вопрос, на его обсуждение дается 30 секунд, после чего команда, которую я называю, должна дать ответ. Если его нет, то право ответа получает вторая команда.

 

1. Назовите старинные названия различных частей тела.

3. От каких слов произошло русское слово «спасибо»?

4. От каких слов произошли слова рубль и копейка?

Подведение итогов.

 А теперь все собранные звездочки вам нужно отдать моим помощникам, они подсчитают баллы.

Капитаны команд отдают свои звездочки помощникам, те подсчитывают их количество.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Надеюсь, что вам понравился наш веселый урок?  Победители получают «5», проигравшая команда – «4». Спасибо всем большое за активное участие в викторине!

Приложение

1. «Собери пословицу».

 Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

торопись делом.

а товарища выручай.

от того и наберешься.

а лень портит.

а руки делают.

надо мало спать.

а неученье тьма.

а по уму провожают.

всегда пригодится.

Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

торопись делом.

а товарища выручай.

от того и наберешься.

а лень портит.

а руки делают.

надо мало спать.

а неученье тьма.

а по уму провожают.

всегда пригодится.

«Крокодильчики»

Фразеологизмы:  язык без костей,    водить за нос, взять себя в руки, глаза на лоб лезут.

«Практическое задание»

Разобрать слово застеклить по составу.

Разобрать слово повеселился по составу.

Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. 

Сделать фонетический разбор: конь.

Открытый урок по литературе «Творчество А.Т. Твардовского».

«Не отступая, быть самим собой».

Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.Т. Твардовского. Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф. Из какой поэмы эти строки? («По праву памяти»). Это эпиграф и ко всему творчеству известного поэта, ведь тема памяти – центральная в лирике Твардовского. Сегодняшний урок мы проведем в форме викторины. Вам надо разделиться на 2 команды, выбрать капитана и придумать себе название.

Класс делится на команды.

Итак, мы начинаем.

I конкурс «Блиц-игра». Я буду задавать вам вопросы по биографии А.Твардовского, та команда, которая 1-я поднимет красную звездочку, получает право ответа. Если дан правильный ответ, команда получает призовой балл. Если ответ неверен, право переходит к другой команде.

  1. Назовите место рождения Т.
  2. Кто по профессии был отец Твардовского?
  3. Расскажите о первом стихотворении поэта.
  4. Назовите имя поэта, который опубликовал первые стихотворения Т.
  5. Как называлась поэма Т., с которой, по его собственному мнению, он начался как поэт?
  6. Почему семья Твардовских была разлучена в 30-х годах 20 века?
  7. На каком фронте воевал Твардовский?
  8. На какой должности Т. служил на войне?
  9. Редактором какого журнала работал А.Т. в послевоенные годы?
  10. Назовите фамилию классика русской советской литературы, чей рассказ «Один день Ивана Денисовича» увидел свет именно благодаря Т.?

III. Конкурс «Грамотеи». Вы видите слова, относящиеся к военной тематике. Вам надо исправить ошибки. Как только закончите выполнение задания, поднимайте руку и зачитывайте по слогам исправленные слова.

Артилерия, каннонада, бронитранспортер, акупацыя, димабилизация, лийтинант, блиндаш, пративник.

II. Следующий наш конкурс называется «Лингвистический пазл». На экране вы  видите слова. Ваша задача- собрать из них 2 строки известного стихотворения Твардовского, а также сообщить название  этого лирического произведения.

 Назад, лет, были, семнадцать,

ребятишки, малые, тому, мы.

Молодцы, ребята! Вспомнили биографию Александра Твардовского, проверили грамотность.

V.А теперь конкурс «Знатоки».

1.На экране вы видите строки стихотворения А. Твардовского. Определите  его тему и основную мысль.

2. Одной из основных тем в лирике Твардовского стала пейзажная лирика. Какому времени года посвящена большая часть этих стихотворений?

3. Назовите троп, который использует поэт в этом отрывке.

4. Какие приметы приближающейся осени назвал поэт в стихотворении «Июль – макушка лета».

Сегодня мы вспомнили много интересных фактов из жизни знаменитого юбиляра Александра Твардовского, обобщили знания о лирике поэта, проверили свою грамотность. Наша викторина подошла к концу. Поздравляю победителей!  Благодарю всех за участие.

Обобщающий урок –игра по теме «Глагол».

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок по теме «Глагол он действовать привык. А действие стремится к результату» ( слайд1). Пройдет он в форме урока – путешествия в страну Глаголию( слайд2),где вы проверите свои знания, умения, навыки по данной теме. У нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение, а расскажет нам про эту страну Проневич Максим.

II. Рассказ ученика( слайд3).

– Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя? В итоге урока мы заполним таблицу – паспорт глагола, которая поможет вам в учебе.

III. Станция «Теоретическая»(слайд4).

Мы подъезжаем к станции «Теоретической». Чтобы проехать эту станцию необходимо ответить на вопросы.
Цветок – ромашка (5 лепесточков)
(ученики выходят, срывают лепестки, на которых написаны вопросы и отвечают):
- глагол – часть речи,
- виды глагола,
- спряжение глагола,
- время глагола,
- неопределенная форма глагола(слайд5).

1. Грамматический признак
У – Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом (слайд6).
Снежное покрывало покрывало поле.
Со стекла стекла вода.
У – Объясните, по какому признаку выбирали глаголы? 
О – Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
У – Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять паспорт. Запишите на какие вопрос отвечает глагол, что он обозначает как часть речи. Приведите примеры.

IV. Станция «Разбиралочка»(слайд7)

Синтаксический разбор предложения.
Ребята остановились у обрывистого берега, положили свои рюкзаки, набрали сухих веток и разожгли костер.

V. Следующая станция «А ну-ка найди»( слайды8-9).

Задание по применению теоретических знаний на практике.
Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.
Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем.
После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы.
Объяснить написание слов с пропущенными орфограммами.

VI. Станция «Орфографическая»(слайд10).

1)Не с глаголами.
Запишите глаголы, присоединяя не в два столбика: 
1) пишутся раздельно с не;
2) пишутся слитно с не.
(Не)бывает, (не)домогать,(не)признается,(не)долюбливать, (не)взлюбил, (не)хочу, (не) обидел, (не) годовал, не (доумевал), (не) был, (не) мог, (не) навидел, (не) достал, (не) хватило, (не) здоровилось.
2)Мягкий знак после шипящих на конце глаголов (слайд11).
- Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по-другому мы называем такие изречения?
О – Пословицы.
У – Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ: 
Кашу маслом не испортишь.
Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
Не помучишься – не научишься. 
У - Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании? 
О - Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.

4)Е или И?
Игра «Кто быстрее?»(слайд14).
Зап_реть, зап_рать, соб_раю, зам_рли, раст_реть, нат_рать, соб_рать, перест_лает, расст_лается, оп_рается, бл_стит, бл_стает, заст_лит, заст_лаешь, выж_гать, приб_рать.
5)Продолжите пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах(слайд15).
2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.
1). Кто умеет веселиться, (…4)
2). Не надо хвалиться, (2…)
3). Кто любит трудиться, (…3)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…1)

1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.

Объясните написание глаголов не знаешь, не сидится.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
-Имеют окончания: - ти, - ть
и оканчиваются на - чь
- Кто попробует сделать вывод ?
(суффикс….)
Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы…

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо? 
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой? ( не указывают на время и число).

Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (Слайд 16)
Зарубить на носу; - запомнить
Клевать носом; - дремать
Пропустить мимо ушей; - прослушать
Вставлять палки в колёса; - мешать
Делать из мухи слона; - преувеличивать
Обвести вокруг пальца; - обмануть
Держать язык за зубами. - молчать

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

VII. ОСТАНОВКА «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»( слайд17).

- Определите вид глагола.
-Совершенный вид- поднимаем правую руку.
-Несовершенный вид- левую.
ВЫЧЕРТИТЬ, ВСПАХАТЬ, СООРУЖАТЬ, УДВАИВАТЬ, ВЫ ЧЕРЧИВАТЬ, ВСПАХИВАТЬ, ОБЪЕДИНИТЬ, ДОСТИГАТЬ, ОБЪЕДИНЯТЬ, ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, ДОСТИГНУТЬ,ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, УДВОИТЬ, СООРУДИТЬ.

VIII. ОСТАНОВКА « ВРЕМЕННАЯ» (слайд18).

Чтение стихотворения учениками.
Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино». 

– Выпишите и распределите глаголы в три колонки: в первую – наст. вр.; во вторую – буд. вр.; в третью – прошедшего вр., определите лицо, число, род. (слайд )
Ребята выполняют работу под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» (Слайд19).
Любимым временем года П.И.Чайковского была весна – апрель. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки . Слышна чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.
– Какое чувство произвел на вас текст и музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского?
– Дети, жизнь наша будет прекраснее, если мы будем любить, беречь и сохранять эту земную красоту.
– Давайте проверим, что у нас получилось. (Слайд 20)
Настоящее время Будущее время Прошедшее время
обливает (3л. Ед. ч.)
согревают (3л. Мн. ч.)
тают (3л. мн. ч.)
взлетают (3л. Мн. ч.)
поют (3л. Мн. ч.)
поглядывают (3л. Мн. ч.) 
зазеленеют (3л. Мн. ч.)
потянут (3л. Мн. ч.)
была (ж.р. Ед. ч.)
отправился(м.р. Ед. ч.)
зажурчал (м.р. Ед. ч.)
выглянул (м.р. Ед. ч.)



X. ОСТАНОВКА « УГАДАЙ-КА»( слайд21).

Вариант1- выпишите глаголы I спряжения, вариант2- глаголы II спряжения.
ГОВОРИТ, ВЬЮТСЯ, НЫРНЁТЕ, КРИЧИТ, ШЬЁМ, ЗВЕНЯТ, ШЕВЕЛЬНЁТ, ЗОВУТ,ГРЫЗЁТ, ЛЕТИШЬ, ГЛАСЯТ, ШЕВЕЛИТ, РАСТЁШЬ, СТРЕМИШЬСЯ, ПОЛЬЁТ, РАЗГЛЯДИШЬ, НАЧНУТ, БЛЕСТЯТ.

XI.ОСТАНОВКА «КОНЕЧНАЯ»( слайд22).

- Что мы вспомнили о глаголе? (Детям предлагаются 6 табличек с незаконченными предложениями. Они заканчивают предложения).
1) Глагол – это…
2) В предложении…
3) Имеет 2…
4) Изменяется по …
5) Глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются…
6) Частица не придает глаголу …

– Какова роль глагола в нашей речи? (Они украшают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной.)
Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое. 

Глагол – это серьезная часть речи,
Она заставит действовать нас всех: 
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
Нам с вами в жизни только лишь успех. 

Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Задания

1. «Собери пословицу».

 Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

торопись делом.

а товарища выручай.

от того и наберешься.

а лень портит.

а руки делают.

надо мало спать.

а неученье тьма.

а по уму провожают.

всегда пригодится.

Не спеши языком –

Сам пропадай,

С кем поведешься,

Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать –

Ученье – свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться –

торопись делом.

а товарища выручай.

от того и наберешься.

а лень портит.

а руки делают.

надо мало спать.

а неученье тьма.

а по уму провожают.

всегда пригодится.

«Крокодильчики»

Фразеологизмы:  язык без костей,    водить за нос, взять себя в руки, глаза на лоб лезут.

«Практическое задание»

Разобрать слово застеклить по составу.

Разобрать слово повеселился по составу.

Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. 

Сделать фонетический разбор: конь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"

    Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....