Особенности работы (подготовка к ГИА, ЕГЭ), работа над качеством
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) на тему

Бурдуковская Ирина Алексеевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_pri_podgot._k_gia_ege_moi.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы (подготовка к ГИА, ЕГЭ), работа над качеством (Бурдуковская И.А.)

У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей  работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ЕГЭ. Начиная с самого начала веду мониторинг ЗУНов учащихся по всем темам. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний, повышает успешность изучения предмета. Программа предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями.

        Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Приобретены учебно-методические  пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет существенно повысить уровень подготовки учащихся.  Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание. При подготовке к  экзаменам применяю  компьютерные технологии:

  • используя компьютерные обучающие и контролирующие программы,
  • составляя самостоятельно тестовые задания,
  • создавая мультимедийные презентации
  • применяя ресурсы сети Интернет.

Несомненным достоинством применения компьютерных технологий при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет разнообразной деятельности, интереса к работе с компьютером.

Компьютерные технологии на уроке:

  • экономят время,
  • дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений,
  • повышают мотивацию,
  • усиливают интерес,
  • позволяют выбрать темп урока,
  • наглядно - красочно представляют материал.

Компьютерный контроль уровня знаний даёт существенные преимущества, которые позволяют осуществить индивидуализацию процесса, сэкономить время, делает результаты наглядными. Многие ученики  в диалоге с компьютером чувствуют себя комфортно. Компьютер не читает нотаций, не считает количество неудачных попыток и даже может объяснить, в чём ошибка. Такое применение компьютерных продуктов стимулирует учащихся, вселяет в них веру в собственные силы, снимает психологические барьеры и страх перед предметом.

Применение компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
  • систематизировать усвоенные знания,
  • психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
  • подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

При подготовке к написанию сочинения – рассуждения в 9, 10, 11  классах использую клише, как образец  (для всех на начальном этапе), для слабых  на последующих. На уроках  изучения нового материала, повторения предлагаю мини - тесты (на одно, два правила), орфоэпические, орфографические разминки…

В 11 классе использую методику интенсивной подготовки к сочинению.  Работа требует от учащегося развернутого высказывания, дает возможность предъявлять собственное понимание мыслей писателя,  выразить свое  отношение к проблемам, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает  специфике литературы как учебной дисциплины.  Были написаны сочинения по предложенным блокам (по одному сочинению к  каждому блоку) с целью приобретения учениками уверенности  в собственных силах перед испытанием.

К сожалению, наши ученики не обладают достаточно устойчивым интересом к  литературным произведениям. Трудности возникают в 9 классе, они связаны (иногда)  с нежеланием отдельных учащихся что – то делать: писать читать.

Я хочу поделиться опытом подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Самая эффективная форма подготовки – индивидуальная работа с учащимися.

       Перед тем, как начинать готовиться к ЕГЭ, учащимся предлагаю диагностический тест на выявление уровня знаний. Задание С ученики пока не выполняют, впоследствии к нему будем готовиться отдельно и особенно тщательно. В диагностическом тесте 20 заданий по орфографии (по 5 примеров слов с пропущенными  буквами на отдельные орфографические правила, например: 1) пр…вилегия, пр. ..оритет, пр… зидент, пр… дельный, пр… морский; 2)бе. ..союзие, бе… брежный, ро… сыпь, ни… падать, бе… вкусный; и т.д.) ; 10  заданий по пунктуации (по 5 примеров предложений с пропущенными знаками препинания на отдельные правила пунктуации, например: 1.1) Пруд как зеркало 2) Москва гордость России 3) Я тоже гражданин  Российской  Федерации 4) Лес будто терем расписной 5) Птицы наши друзья. 2.1) Все и деревья и   кусты и травы покрылось   изморозью; 2) Дома дорожки кусты все вокруг засыпал снег; 3) Я оглянулся и чуть не упал от страха рядом стоял  медведь 4) Лес рубят - щепки летят 5) Я  очень люблю осень, она пробуждает во мне самое нежные чувства; 10 заданий по стилистике и культуре речи (нужно отредактировать предложения). Выявив уровень знаний можно начинать занятия. С сильными школьниками повторяем только те правила, на которые они  допустили ошибки в  диагностическом тесте, со слабыми учащимися повторяем все орфографические и пунктуационные правила. Материал всего курса орфографии и пунктуации даю блоками, например: «Безударные гласные в корне слова» (сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные»); «Употребление мягкого знака»; «Гласные после шипящих и ц »; «Частица не и ни» (сразу повторяем и различия в употреблении, и правила слитного и раздельного написания в словах этих частиц).

      На занятиях предлагаю различные виды работы: пишем тематические диктанты (диктанты на одно правило); словарные диктанты с последующим объяснением; проводим комментированное письмо; иногда школьники составляют свои варианты упражнений, которые потом диктуют друг другу; имеет успех и так называемое «деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся. После тщательного повторения отдельного правила – итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. Обычно все ребята успешно справляются с этим заданием. Особое внимание уделяю тому, чтобы все учащиеся хорошо умели выполнять морфемный и словообразовательный разборы, ведь, зная состав слова, легко можно вспомнить орфограмму в конкретной морфеме. Так, морфема рос- может быть и корнем, и приставкой, а правописание подчиняется разным правилам. В словах «истинный» и «лебединый» некоторые пытаются выделить  один и тот же суффикс – ин. Только  правильно выделив корень, приходят к выводу, что суффиксы в словах разные. Помогают нам на занятиях и этимологические словари. Я всегда повторяю: «Представьте, что мы геологи. Или археологи. Только ищем не полезные ископаемые или древности, а проникаем в тайну слова. Это не менее интересно».

      Детально повторяем  мы и правописание безударных личных окончаний глаголов. Как правило, школьники ошибаются при написании глаголов, причастий и деепричастий потому, что не знают, к какому спряжению относится глагол. Вспоминаем смешное стихотворение: «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, а еще дышать, смотреть». Тогда ребята легко запоминают глаголы – исключения и правильно образуют от них действительные и страдательные причастия. На занятиях школьники составляют алгоритмы образования от глаголов всех возможных причастий и деепричастий, выделяют суффиксы данных частей речи, не забывая указать спряжение глагола, от которого образована эта форма. Составляем схемы различия форм повелительного наклонения (крикните) и форм 2-го лица множественного числа (крикнете); рассматриваем написание глаголов с суффиксами – ова- - -ева-; -ыва- - -ива-, заполняя таблицу «Правописание суффиксов глаголов».  Часто школьники допускают ошибки в написании наречий, производных предлогов, союзов. Наиболее употребительные слова заучиваем наизусть, важно только, чтобы учащиеся хорошо усвоили «частиречную принадлежность» слова, поэтому всегда повторяем сведения из раздела «Морфология».

    Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того,  используем не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий. Эффективен и такой прием: раздаю старшеклассникам книги и прошу проиллюстрировать примерами какое – либо пунктуационное правило. Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это - «скелет» предложения, его  суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем  предложения осложнены.

     Задания  из раздела «Лексика» легко выполняют учащиеся, обладающие широким кругозором. Лексические значения многих «незнакомых» слов мы чаще всего выписываем из словарей. Незаменимым помощником при этом является «настольная книга» - словарь под редакцией С.И.Ожегова. Еще школьники дома выписывают по 5 - 10 слов из словарей и предлагают объяснить их значение. Такой «обмен словами» производим на каждом занятии. Подобную работу выполняем и при повторении раздела «Орфоэпия», только объектом нашего внимания является нормы произношения и ударения. Многие слова повторяем хором несколько раз, заучивая таким  образом литературное произношение.

         И, наконец, – задание С. По праву оно считается самым сложным, но все же  написать сочинение – рецензию небольшого объема -  всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. Я всегда учащимся предлагаю такой вариант  работы: «Внимательно прочитав текст, составьте его развернутый план, а затем по нему создайте собственный текст». Обычно мои воспитанники хорошо справляются с этим заданием. Перед тем, как начать писать сочинение – рецензию, мы долго обсуждаем текст, выделяем его тему, идею, проблемы, подчеркиваем актуальность. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Какие взгляды можно подвергнуть сомнению? С чем можно поспорить, а что можно принять полностью? При чтении авторского текста отмечаем предложения, которые можно использовать в качестве  тезисов для своего сочинения. Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».

       Работу над средствами выразительности текста учащиеся выполняют охотно. Им нравится искать в произведении и метафоры, и эпитеты, и олицетворения. Эпифора, анафора, градация, оксюморон – все  эти  определения им хорошо знакомы, школьники правильно отмечают их роль в тексте. А какие яркие метафоры и эпитеты они сами находят!

Пруд лунным серебром охвачен,

Грустит о лете солнечном овин,

Осенний сад пустынен и прозрачен,

И яростно горят костры рябин.

     Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений, радуемся каждому удачно найденному слову. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Своих воспитанников я  всегда настраиваю на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной  уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».  

   Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.

                                       Терпение и кропотливый труд –

                                       Успеха громкого начало!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ МТА ДЛЯ ПОСЕВА И РАБОТА НА НИХ.

изучив данный   учебный элемент   обучающийся сможет:Подготовить сеялки СЗП-3,6, СЗУ-3,6 к работе с тракторами   МТЗ-80, ДТ-175.Правильно отрегулировать сеялки...

Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии  ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...

РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Адаптивная физическая культура (далее - АФК) является  областью общей физической культуры. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивы...

Высокомотивированные и одаренные дети, особенности работы с ними (из опыта работы).

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Особенности подготовки к ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

С 2015 г в России проводятся Всероссийский проверочные работы (ВПР) по распоряжению Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в рамках формирования федеральной систем...

Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...