Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть С)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть С). Работа с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть С)
Работая в старших классах, все свои усилия направляю на подготовку учеников к успешной сдаче ЕГЭ. Ученик должен продемонстрировать и навыки анализа, и умение четко сформулировать результаты своих наблюдений над чужим текстом, и базовую начитанность, и способность проводить аналогии. Все это требования к сочинению части С.
По опыту многолетней работы со старшеклассниками знаю, что зачастую, научившись верно определять проблему текста, позицию автора, (хуже получается с комментированием текста) ученики встают в тупик перед требованием «привести пример из читательского опыта». Причины следующие: ничтожный читательский опыт, неумение провести параллель, увидеть созвучие известной ситуации и новой. Решению этих проблем помогают следующие задания, которые нужно выполнить при работе с текстами. Это задания , связанные с пониманием содержания текста, умением точно и правильно излагать свою мысль.
Тема 1. Природа и человек.
1.
«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются,»-подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист,- совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
2.
Весною 1809 года князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном.
Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.
… В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листочками, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес, и виднее запотели.
Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но, видно, Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.
-Ваше сиятельство, легко как!- сказал он, почтительно улыбаясь.
-Что?
-Легко, ваше сиятельство.
«Что он говорит ? - подумал князь Андрей.- Да, об весне верно,- подумал он, оглядываясь по сторонам.-И то зелено все уже…как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает…А дуб и незаметно. Да вот он, дуб».
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата, дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны , ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие!- как будто говорил этот дуб.- И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинаковые, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они- из спины, из боков; как выросли—так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу,как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
« Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,- жизнь наша кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и , подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна , в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко , то далеко.
« Да, здесь, в этом лесу был дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей.-Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и , сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя- ничего не было видно. Сквозь жесткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.» Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло
беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна-
и все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
( Л.Н.Толстой. Война и мир)
- Как в романе «Война и мир» решается тема взаимоотношений человека и природы?
- Какой прием использует Л.Н. Толстой в первом отрывке?
- Как соотносятся изменения в природе с переменами в душе князя Андрея во втором отрывке? Если вы не читали роман и не знаете , что произошло с героем Л.Н.Толстого между двумя встречами со старым дубом, обязательно прочитайте.
- Какими средствами пользуется автор, чтобы показать эти перемены (и природные, и душевные)?
- Как вы думаете, является ли душевное перерождение героя следствием его наблюдений за жизнью природы или, наоборот, его взгляд на природу меняется под влиянием внутренних причин? Аргументируйте свою позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21
Вводные слова и вводные конструкции...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.
Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (Часть С)
Учимся писать сочинение (Часть С) в 10-11 классах. Вашему вниманию представлен алгоритм работы с текстом, образец сочинения и схема сочинения - рассуждения....
Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С
Предлагается интерактивный практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный практикум входит в учебно-методический комплекс (Программа фак...
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"
Очень часто дети затрудняются при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».
Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....