Сжатое изложение с элементами сочинения
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Сжатое изложение текста о герое России Дмитрии Разумовском,погибшем при спасении дете 1.092004г. в Беслане.Описание памятника Д.Разумовскому в Ульяновске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_szhatoe_izlozhenie_s_elementami_sochineniya.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения.
Цели и задачи урока:
-Продолжить обучение учащихся сжатию текста публицистического стиля;
-Продолжить работу по формированию навыков анализа текста и его сжатия;
-Способствовать развитию логического мышления, отбора нужной информации;
-Способствовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств: патриотизм, гордость за свою Родину и ее героев, желание быть похожим на Д.А.Разумовского.
1.Оргмомент (приветствие, запись темы урока). 1 слайд.
2.Целеполагание.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу по сжатию текста. На первом уроке будем готовиться к написанию сжатого изложения с элементами сочинения, на втором- писать изложение с элементами сочинения.
-Сейчас прозвучала музыка, которая настроит вас на урок.
-Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?
(Теме патриотизма, героизма)
3.Установка на слушание текста.
-Работать мы будем с отрывком из статьи, которая была опубликована в журнале «Братишка» в январе 2008 года. Это ежемесячный журнал, посвященный деятельности современных силовых и охранных структур России. Основная аудитория журнала- сотрудники этих структур, ветераны спецназа, допризывная молодежь. Статья, с которой мы будем работать, написана Юрием Мухиным, общественным деятелем, публицистом, автором книг на общественные и исторические темы. Ваша задача- послушать текст, определить его тему.
4.Чтение текста учителем.
5.Беседа по тексту.
-О ком текст?(О Д.А.Разумовском)
-Что вы узнали о Разумовском по тексту? ( Подполковник, командир отделения «Вымпел» 3 сентября 2004 года, спасая жизнь детей в Беслане, получил смертельное ранение. Был удостоен звания Героя Российской Федерации посмертно.)
-Что вы еще знаете о Д. Разумовском? 2 слайд.
Увлекался спортом, в 1985 году стал чемпионом СССР по боксу. В сентябре 2004 года возглавлял штурмовую группу одного из отделений «Вымпел», которая освобождала захваченных боевиками школьников в Беслане. Подполковник ФСБ Разумовский на подступах к зданию школы уничтожил двух террористов, выявил новую огневую точку и , отвлекая внимание на себя, первым ворвался в помещение, из которого террористы вели огонь по убегающим детям. Его убил снайпер, когда он выносил девочку из горящей школы.)
Слайд 3. Слова Разумовского.
Раздается текст.
6.Работа по сокращению текста.
-Прочитайте первый абзац.К разряду каких людей относит Разумовского автор?
Подчеркните эту информацию.
-Прочитаем второй,третий и четвертый абзацы.
- Чему посвящены эти абзацы? (Трагедии в Беслане)
-Какие события происходили в стране в первые дни сентября 2004 года? Слайд 4.
-Сократите информацию этих абзацев? Какой способ сжатия будем использовать? (Исключение деталей, подробностей).
-Какая информация важна для сжатого изложения?(Что,где,когда произошло? В первые дни сентября 2004 года, во время трагедии в Беслане, бойцы спецназа спасали детей.) Запишите это предложение.
-От чего спасали? Есть указание на этов тексте? (Нет)
-А как вы думаете, почему? ( Автор, скорее всего, полагает, что читатели помнят о страшных событиях, произошедших в стране в сентябре 2004 года).
-В изложении надо все-таки указать, от чего спасали спецназовцы детей. Добавьте эту информацию в записанное предложение. В первые дни сентября 2004 года, во время трагедии в Беслане, бойцы спецназа спасали детей, оказавшихся в заложниках у террористов.)
Какую оценку деятельности бойцов дает автор? Какое словосочетание он использует? (Ю. Мухин использует словосочетание «живой щит».)
-Как вы понимаете это выражение? ( Бойцы собой прикрывали малышей)
-Добавляем информацию к предложению: В первые дни сентября 2004 года, во время трагедии в Беслане, бойцы спецназа, прикрыва собой, спасали детей, оказавшихся в заложниках у террористов.
-Какая информация также является важной?( «Альфа» и «Вымпел» потеряли тогда 10 человек. Первым из них погиб подполковник Дмитрий Разумовский, который посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации.) Подчеркните эту информацию.
-Что нового о поведении разумовскогов момент проведения штурма вы узнали из четвертого абзаца?( Всё хотел сначала проверить сам, чтобы уберечь своих товарищей, не думал осмерти, вел себя ровно и спокойно, главной целью была жизнь детей.)
-Прочитайте последний абзац.
-Какая информация является главной? (Вечна будет память о герое России Дмитрии Разумовском.) Подчеркните эту информацию.
-Урок начался с песни о Великой Отечественной войне, а мы говорим о событиях произошедших недавно. И внашей жизни есть место подвигу. Эта тема является вечной.
7. Описание памятника.
-1 сентября 2007 года в г. Ульяновске Разумовскому открыт памятник.
5-6 слайды.
-Из каких элементов состоит памятник? (4 части: фигура мужчины, девочка, диски, постамент)
-С чего начнем описание памятника? ( С фигуры Разумовского)
7 слайд. Сравните работу скульптора и с фотографией Разумовского.
8 слайд. Опишите фигуру мужчины. Что вы можете сказать о внешнем виде военного? Стройный , подтянутый мужчина высокого роста. В камуфляже, на голове –бандана, на ногах –берцы.)
-Что такое камуфляж, бандана, берцы?( Бандана-это широкая полоса из ткани или кожи, повязываемая на голову в виде платка, косынки.
Берцы- ботинки армейского типа со шнуровкой.
Камуфляж- одежда из маскировочной ткани.)
-Что вы можете сказать о лице Разумовского? Опишите его.(лицо мужественное, сосредоточенное; взгляд целеустремленный,
-кого он держит в руках? ( В руках держит девочку)
-Как держит девочку?
-Назовите главную особенность изображенной фигуры. Слайд 9.
-Какой элемент памятника будем описывать далее? (Девочку) Опишите ее.
10 слайд.
(Короткие вьющиеся волосы, на ней форменное платье, туфельки, ей 7-8 лет, она полностью доверилась бойцу.)
-Что будем описывать дальше? (Диски) Внимательно рассмотрите их и опишите. 11 слайд.
(Один диск гладкий, светлого, золотистого цвета, другой-темного цвет, с неровной поверхностью. На светлом диске – два разрыва, похожие на разрывы от пуль.)
-Как вы думаете, зачем нужны диски? (Символизируют борьбу добра и зла, добро раненое, но все равно побеждает.)
В интервью «Российской газете» Вадим Кириллов рассказал, что в памятнике воплотилась задумка солнечного затмения наоборот. Солнечный круг-это добро, оно частично перекрывает темное зло, и оттуда выходит боец с ребенком на руках. Два разрыва символизируют две пули, сразившие Дмитрия.
-Рассмотрите постамент. Что такое постамент? ( Постамент- основание памятника) Опишите постамент.12 слайд. (из мрамора; центральная часть представляет собой лестницу.)
-Какие особенности постамента позволяет увидеть следующий слайд?
13 слайд.
(Три кленовых листа, награды Разумовского, среди которых- «За мужество», «За храбрость» , на верхней ступени буквами выложено имя героя: Дмитрий Разумовский.)
-Как вы думаете, почему у памятника такой необычный постамент? (Разумовский-необычный человек: жертвуя собо, он спас ребенка-это поступок, достойный уважения. Он настоящий герой, и мы должны на него рвняться, именно поэтому скульптор изображает мужчину на высоком постаменте, к которому ведет лестница.)
-К каому типу речи будет относиться текст вашего сочинения? (Описание)
-Определите стиль вашего сочинения? (Художественный; Художественный с элементами публицистического стиля.)
-Из каких элементов должно состоять ваше сочинение? 14 слайд
-О чем вы будете писать во вступлении? (Сжатый пересказ текста)
-Как можно озаглавить сочинение? (Памятник Разумовскому; Герой Беслана; Вечная память;
8.Предупреждение ошибок.
-как можно заменить слово Разумовский , чтобы избежать повтора?
( военный, герой России, спецназовец, мужчина, он)
-С какими глаголами может сочетаться слово памятник? Слайд 15.
-Прочитайте предложения на слайде. Объясните речевые ошибки, отредактируйте эти предложения. Слайд 16.
-Сравните пары предложений. Чем они отличаются? слайд 17
-Проведем работу , направленную на предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок. слайд 18.
9. Подведение итогов подготовительной работы.
-Поможет ли вам проделанная работа написать сочинение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.
Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....
Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс
Презентация содержит материал по региональному компоненту...
Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения
Цели:отработать навыки подготовки к экзаменам (определение стиля речи, типа текста, составление плана, выявление основной мысли произведения, выявление смысла заглавия),сформировать активную жизненную...
Технологическая карта урока «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе».
Подготовка обучающихся 8 класса, в т.ч. с ЗПР, к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ «ВЕЛИКИЙ КОМЕДИОГРАФ Ж.-Б. МОЛЬЕР»
Урок развития речи....
Подготовка к сжатому изложению с элементом сочинения
Урок развития речи в 8 классе - подготовка к написанию сжатого изложения с элементом сочинения "Д.С. Лихачёв о языке". В презентации даётся отрывок из статьи Д.С. Лихачёва "О языке устн...
Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения «Прощание с Пушкиным»
Сжатое изложение с элементами сочинения...