Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 9 классе.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 «л. (М. Т. Баранов, Т. А, Ладыженская, Н, М. Шанский. - М,: Просвещение, 2010),
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся 'условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и кулътуроведческая компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_9_kl.rus_._-_kopiya.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 «л. (М. Т. Баранов, Т. А, Ладыженская, Н, М. Шанский. - М,: Просвещение, 2010),
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся 'условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и кулътуроведческая компетенции.
Цели и задачи рабочей программы:
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение
следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-
ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
• развитие всех видов речевой деятельности; чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков; коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 учебных часа в неделю), из них на развитие речи- 15 часов.
Изменения в учебной программе
В соответствии с учебным планом на 2014 - 15 год, в 9 классе добавлен 1 час по русскому языку. Итого 3 учебных часа в неделю и 102 учебных часов в год.
Изменения, внесённые в примерную программу:
Учитывая реальный объем знаний обучающихся и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, было перераспределено количество часов на программные темы в 9 классе.
тема | Количество часов по программе | Изменения |
1.Международное значение русского языка. | 1ч. | Увеличено на 1 час, итого 2 часа |
2.Повторение пройденного в 5-8 классах. | 5ч.+2ч. | Увеличено на 4 часа, итого 9ч.+2ч. |
3.Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения. | 1ч. | Увеличено на 1 час, итого 2 часа |
4.Союзные сложные предложения. | 6ч. | |
5.Сложносочиненные предложения. | 3ч.+2ч. | Увеличено на 5 часов, итого 8ч.+2 ч. |
6.Сложноподчиненные предложения. | 19ч.+5ч. | Увеличено на 5 часов, итого 24ч.+5ч. |
7.Бессоюзные сложные предложения. | 6ч.+2ч. | Увеличено на 5 часов, итого 11ч.+2 ч |
8.Сложные предложения с разными видами связи. | 5ч.+2ч. | Увеличено на 6 часов, итого 11ч.+2ч. |
9.Общие сведения о языке. | 3ч. | Увеличено на 3 часа, итого 6 часов |
10.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. | 4ч.+2ч. | Увеличено на 4 часа, итого 8ч.+2ч. |
Итого | 68часов | 102 часа |
Формы организации образовательного процесса
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля в 9 классе:
Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя») с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
Комплексный анализ текста:
Сочинение по картине;
Изложение с элементами сочинения;
Тест;
Устное высказывание на лингвистическую тему.
УМК:
- учебник для общеобразовательных учреждений Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2013.
- Программа по русскому языку для образовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010.
Содержание рабочей программы
Международное значение русского языка 2 ч.
Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке
Повторение пройденного в 5-8 классе. 9ч.+2 ч.
P.p.Устная и письменная речь. Монолог и диалог. P.p.Стили речи
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Предложения с обособленными членами. Повторим орфографию! (правописание омонимичных частей речи)
Комплексное повторение (анализ текста; орфограмма в корне; знаки препинания при прямой речи, цитировании, приложении; состав слова, фонетика)
Контрольный диктант по теме «Повторение»
Анализ, Работа над ошибками
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения 2ч.
Сложные предложения. Повторение изученного ранее по теме
Союзные сложные предложения 6 ч.
Сложносочиненные предложения 8ч. + 2 ч.
Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам
Подготовка к домашнему сочинению на морально-этическую тему
Р/Р Сочинение с использованием основных групп ССП
Анализ, Работа над ошибками
Сложносочиненное предложение. Контрольный диктант по теме
Р/Р Рецензия
Сложноподчиненные предложения 24ч. + 5ч.
Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова
Строение. Схемы СПП
Р/Р СПП в речи.
Способы сжатого изложения текста (тезисы, конспекты). (Пересказ текста с использованием СПП; работа с текстами)
Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения
Анализ, Работа над ошибками
Основные группы СПП по их значению. СПП С придаточными определительными
СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными
СПП с придаточными изъяснительными
Подготовка к домашнему сочинению на морально-этическую тему
СПП с придаточными обстоятельственными
СПП с придаточными степени и образа действия
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными условными
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными причины
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными цели
Р/Р Сочинение-рассуждение о природе родного края
Анализ, Работа над ошибками
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными сравнительными
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными уступительными Подготовка к домашнему сочинению на морально-этическую тему
СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными
Р/Р Деловые бумаги
Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения»
Контрольная работа «Виды придаточных предложений» (диктант с грамматическим заданием)
Анализ, Работа над ошибками
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Проверочная работа по теме «СПП» (тест)
Бессоюзные сложные предложения 11ч.+ 2 ч.
Знаки препинания в БСП
Запятая и точка с запятой в БСП
Двоеточие в БСП
Тест по теме
Тире в БСП
Проверочная работа по теме «БСП»
Изложение с элементами сочинения
Сложные предложения с различными видами связи 11ч. +2 ч.
Сложные предложения с разными видами связи
Р/Р Конспект статьи (фрагмент статьи) на лингвистическую тему
Общие сведения о языке 6 ч.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Работа со словарем
Р/Р Практическое занятие. Русский литературный язык и его стили.
Применение официально-делового стиля речи на практике
Контрольное изложение с элементами сочинения
Систематизация изученного по фонетике, лексике и грамматике и правописанию, культуре речи 8ч.+2 ч.
Фонетика. Графика. Орфография
Тест по теме
Лексика. Фразеология. Состав слова и словообразование
Морфология. Именные части речи. Орфография (урок-семинар)
Р/Р Краткое изложение
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА
I. Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 9 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
В итоге к концу 2011-2012 учебного года у учащихся »должны быть сформированы следующие знания и умения:
- определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
В итоге к концу 2011-2012 уч. года у учащихся 9 класса должны быть сформированы следующие знания и умения:
- определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор.
- Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты. Писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы.
Формирование общеучебных умений (компетенций) у обучающихся 9 класса
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Литература:
Для учителя:
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета» Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс- М.: Вако, 2012. – (В помощь школьному учителю);
- Программа по русскому языку для образовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010.
- Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2007.
- В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
- Словари (по всем разделам русского языка).
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.
Для обучающихся:
Обязательная
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 9 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2007.
Дополнительная
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз.
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
- Малюшкин А.Б.Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку. 8 класс. М.: Творч.Центр. «Сфера», 2010, 2011.
- Котрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: Вако, 2012.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор с экраном.
- Интерактивная доска.
- Копировальная техника.
- Мультимедийный компьютер
- CD, DVD-проигрыватели
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц
- Материалы для работы по лексике в 7 классе.
- Репродукции картин русской живописи для развития речи
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Мультимедийные пособия:
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Русский язык без шпаргалок. Для выпускников и абитуриентов. Орфография.
Русский язык без шпаргалок. Для выпускников и абитуриентов. Синтаксис
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 10 класс. Учебник Гольцовой Н.Г.
Профильный и образовательный уровень....
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс В.В. Бабайцева
Программа и тематическое планирование курса «Русский язык 8 класс» базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах: Ø Закон РФ «Об образовании» (ст...
Пояснительная записка к Рабочей программе по русскому языку 8 класса
Место предмета в учебном планеКурс русского языка в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на учебных часа 3 часа в неделю, итого 102 часа в год. Изменения в учебной программеВ соотве...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс. ФГОС.
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс ФГОС....
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 9 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)
В пояснительной записке указаны цели и задачи премета, УУД, место предмета в учебном плане, содержание....
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)
В пояснительной записке указаны основные цели и задачи изучения русского языка, дана общая характеристика программы, представлено содержание программы....
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (5 часов в неделю)...