Обобщение опыта работы
материал по русскому языку на тему
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_4.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
В начале было Слово. Эти слова из Библии нам, учителям русского языка и литературы, хорошо знакомы. Мы точно знаем, что слово – это и есть дело. Мы любим слово, слова, умеем с ними работать, учим ценить слово наших учеников.
Это общеизвестно. Мы давно освоили разные приемы работы не только со словом, но и с текстом: лингвистические, литературоведческие, комплексные подходы к анализу текста. Это наша работа.
Я поделюсь опытом использования необычных приемов работы с текстом. Эти приемы увлекли меня и моих учеников в нынешнем году. В русле компетентностного подхода к обучению предлагаемая технология является не только актуальной, но и результативной.
Инновационная программа модернизации российского образования ориентируется на компетентностное образование.
Ни одна школа, ни один учитель не могут научить на всю жизнь: сегодня ученик должен уметь учиться всегда, постоянно приобретая новые знания.
Ключевые компетенции характеризуют не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Значительная роль в проявлении компетенции зависит от обстоятельств.
Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации.
Современные условия развития общества доказывают, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа, применять имеющиеся знания в нестандартной обстановке – становятся более актуальными.
Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции, - это технологии развития критического мышления.
Теоретическая база опыта
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.
Она развивается в рамках проекта «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Этот проект реализуется в шестнадцати странах мира, а в России с 1997 года в 6 регионах
Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны жизни и т. д.
Сегодня уже никто не сомневается, что ученики в школе должны получать не фактические, узкие знания, а концептуальные, которые могут быть применены не только на уроках, но и в практической деятельности – критически и творчески.
Именно для этого разработана технология развития критического мышления, которая формирует навыки обработки информации через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.
Урок, построенный по технологии развития творческого мышления, в общем виде состоит из 3 частей: 1) вызов (мотивировка задания), 2)осмысление и выполнение задания, работа с информацией, 3) рефлексия (прояснение смысла, обобщение).
Методических приемов много:
- Разбивка на кластеры (конспекты).
- Синквейн (стихотворение из 5 строк).
- 3-Х-У (Знаем/Хотим/Узнаем).
- Взаимообучение.
- Двойные дневники.
- Дискуссии.
- Десятиминутное эссе.
- Пятиминутное эссе.
Особенно интересны и близки мне модельные уроки, в частности – «6 шляп критического мышления».
Метод 6 шляп позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – строго придерживаться направления работы, которое задает шляпа. Признаться, было много опасений. Уместны ли сами шляпы? До какой степени серьезен и обусловлен данный прием работы с текстом? С некоторыми сомнениями я начала подготовку к первому уроку. Ученики, приученные к разным формам игр, с интересом откликнулись на предложенную идею, сделали символические шляпы, разделились на 6 групп – в соответствии с цветом шляпы. На уроках ученики менялись «шляпами», пробовали разные подходы к тексту, оттачивали свои умения обработки информации, которые мы сегодня называем компетенциями. На каждом уроке работали все: ученики были поставлены с ситуацию успеха, имели право на свое мнение, даже оригинальное. Активность учащихся на таких уроках 100 %. Обсуждение текста вызывает неподдельный интерес. Это очень перспективная и результативная технология.
Учитель на таком уроке выступает в роли координатора, а не ментора. Он не вмешивается в ход урока, изредка направляет поиск ответов, углубляет выводы. На первый план выходят ученики, которые превращаются в исследователей. Они формируются в группы, определяют конкретную задачу, производят исследование текста по направлению, заданному шляпой, - высказывают свои мнения, делают обобщения.
Итак, некоторые выводы.
Технология «6 шляп критического мышления» позволяет:
1.Производить сложную, многоаспектную работу с текстом, все виды анализа:
- лингвистический;
- литературоведческий;
- комплексный;
- социокультурный;
- нравственно-философский.
На уроке звучат полноценные, глубокие устные высказывания.
2.Формировать ключевые компетенции личности, необходимые в современных условиях:
- умения анализировать различные стороны жизни;
- умение действовать в экстренных ситуациях;
- умение принимать взвешенные решения;
- умение брать ответственность на себя и т.д.
3.Развивать языковую, лингвистическую, культуроведческую, коммуникативную компетенции личности.
Технология находится в стадии внедрения, накопления методического материала, систематизации, требует глубокого осмысления. Однако и сейчас можно увидеть перспективность данной методики в плане развития учебных и надпредметных умений и компетенций учащихся, а также для подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе
В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...