Внеклассное мероприятие по русскому языку "Что в имени тебе моём?"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Ярош Наталья Анатольевна

познакомить учащихся с историей возникновения имён;

- дать сведения о происхождении и значении имён;

- показать, какое значение имеет имя для человека;

- воспитывать ответственное отношение к выбору имени для ребёнка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_v_imeni_tebe_moyom.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Добросельская основная общеобразовательная школа»

 Грайворонского района Белгородской области

«Что в имени тебе моём?..»

                                                                                Внеклассное мероприятие

                                                                                  для учащихся 5-8 классов

                                                   

                                                                                                            Подготовила:

                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                                                Ярош Н.А.

                                                                       Доброе

Цель:

- познакомить учащихся с историей возникновения имён;

- дать сведения о происхождении и значении имён;

- показать, какое значение имеет имя для человека;

- воспитывать ответственное отношение к выбору имени для ребёнка;

 Оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- словарь имён;

Литература:

  1. Воспитание школьников, - М.: 1998, №11.
  2. Пушкин А.С. Стихотворения.- М.: Просвещение, 1986.

                                                                                                                                          И можно кожу заново содрать,

                                                                                                                  Но имя к нам так крепко припечатано,

                                                                                                                  Что силы нет переименовать,

                                                                                                                 Хоть каждое затёрто и захватано…

                                                                                                                                           А.Тарковский «Имена»

Учитель:  Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в «Одиссее» писал:

                                                        «Между живущих людей безымянным никто не бывает

                                                          Вовсе; в минуту рожденья каждый, и низкий, и знатный,

                                                          Имя своё от родителей в сладостный дар получает…»

Японские художники – философы, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, чтобы лучше познать себя и мир через новое «Я».

Кстати,  замечено,  что после перемены клички у животных меняется характер. Задумываемся ли мы над этим, чуть не с ясельного возраста начиная именовать друг друга по кличкам и прозвищам? Попытаемся и мы разобраться, что же означает наше имя. А эпиграфом к нашему разговору станут строки из стихотворения А. Тарковского «Имена».

- зачитывается эпиграф –

Далее учащиеся рассказывают о значении тех имён, которые встречаются в классе

СОФИЯ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

Три русских имени – Вера, Надежда, Любовь – имеют особую историю. Эти имена – кальки с греческого. Существует легенда о римлянке –христианке Софии (с греч. – мудрость). Её трёх малолетних дочерей, носящих имена Вера, Надежда, Любовь подверг жестокой пытке и казни император за их приверженность христианской вере.

АЛЕКСАНДР

Греч.- мужественный, защитник людей. Натура умная, тонкая. Всеми любимый – и женщинами, и детьми, и мужчинами. Контактный, зачастую осторожный, иногда раздражительный, остроумный. В истории широко представлено это имя. Императоры Александр I, Александр II, Александр Македонский, Александр Пушкин, Александр Радищев, Александр Матросов и т.д.

   ИРИНА

Это имя греческого происхождения. Имя богини мирной жизни: ИРИНИ – мир, покой.

ЕВГЕНИЙ

Это имя произошло от греческого «ЭУГЕНЕС» -  благородный.

Некоторые имена стали синонимами целого народа: Джон  - англичан, Фриц – немцев, а Иван и Марья – русских. Что же означают эти имена?

МАРИЯ

Это имя древнееврейского происхождения, возможно – «любимая, желанная». В древних текстах это имя писалось с помощью одних согласных звуков, позже оно стало читаться в Евангелие как Мариам, Марьям, Мария. В XVI веке понравилось русским дворянкам, но к середине XIX века выставлено из гостиных высшего света.

ИВАН

Это имя древнееврейского происхождения, означает «божья благодать, дар богов». Имеет это имя более 100 производных. Недаром это имя стало синонимом русского человека, точнее – в святцах оно встречалось от 63 до 170 раз, и 25% крестьян столетие тому назад были действительно Иванами, кормившими полсвета хлебом, маслом и мёдом.

 Учитель:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким,

Но если в день Иеронима,

То – хошь – не хошь – Иероним.

                        Ю. Ливеровский

Ученик: Святцы-список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее XV века. Содержали они около 900 имён, большинство из которых теперь накрепко забыты.  На Руси ещё несколько веков назад среди широко употребимых  было более 300 мужских имён. (Жития святых за 1916 год содержат 863 мужских и 232 женских имени.)

Ученик: Вспомним об исконно славянских именах, которые давались детям «от взора и естества», т.е. по внешним признакам и природным свойствам6 Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим. Существует мнение, что среди древнерусских имён было по крайней мере два типа: внутрисемейные, которые ребёнок получал при рождении (Малыш, Лобан, Улыба) и внесемейные, которые взрослые, самостоятельные люди получали вне дома (Токарь, Новосёл, Муромец – многие из этих имён можно встретить в современных фамилиях). Среди внутрисемейных имён встречались числовые имена, отражавшие порядок появления детей в семье: Починок, Третьяк. Ряд имён отражал особенности малышей: Любик, Беляй, Пискун. Отдельные имена характеризовали время рождения: Вешняк, Метелица, или отношение родителей к появлению ребёнка: Ждан, Неждан, Нечай.

Ученица: Особо интересны имена – обереги от злых духов. Придут духи за малышом, а он – Продан или Неряха, ещё хуже – Беспута. Такому уже не навредишь, он и так плох. Существовал и противоположный обычай давать имена заведомо хороших  и славных людей – считалось, что так можно передать счастье, добро и судьбу.

Ученик: После Октябрьской революции граждане получили полную свободу в выборе имени своих детей. На этой почве возникли разные новинки, появились многочисленные имена. Некоторые из них приобрели популярность, и сегодня живёт на свете довольно много уже взрослых Тимуров, Спартаков, Кимов. Стали распространёнными такие имена, как Нинель, Лилия, Светлана. Широко распространились у нас имена, взятые у других народов, иногда почерпнутые из литературы: Виолетта, Аида, Марта, Майя.

Ученик: Но началось и другое: некоторые родители – оригиналы не задумывались над тем, что им на долю выпало нелёгкое  и ответственное дело – найти не просто слово, а такое, которое свяжется с ребёнком на всю жизнь. Такое слово-имя будет в глазах окружающих накладывать известный отпечаток на самого его носителя. Они забывали об этом и сводили дело к довольно легкомысленной игре.  И получались порой настоящие ономастические анекдоты.

Ученик: Встречалось и такое имя – Лагшмивара. Этим именем родители задумали создать своеобразный живой памятник славной эпохе челюскинцев. Лагшмивара расшифровывалось как «Лагерь Шмидта в Арктике».

Ученик: Встречаются и другие имена – чудачества. Одну девочку назвали Артиллерийской Академией, дома её именовали просто Арточкой.  А получилось так потому, что в момент её появления папа служил в этом весьма уважаемом заведении, и всё.

Другую бедняжку назвали Даздраперма, что расшифровывалось как «Да здравствует Первое мая».

Во времена правления Н.С.Хрущёва в нашей стране повсеместно сеялась кукуруза. Её называли царицей полей и употребляли в пищу. Чтобы увековечить это время, некоторые родители называли своих сыновей Кукуцаполь, что означало «Кукуруза – царица полей».

Предлагалось превращать в человеческие имена названия всевозможных цветов и растений. Заранее против этого трудно было возражать: имя Роза существует у нас и сейчас и не кажется нелепым, но вот Фиалка или Настурция почему-то смущают.

Ученик: Что же требуется от имени? От него требуется немало. Прежде всего оно должно быть не слишком длинным и трудным. Во-вторых,  имя обязано звучать красиво, быть изящным по форме. Выбирая имена, нельзя забывать, что ему придётся звучать рядом с соседями, ведь имена у нас тройные. Никогда не надо давать детям особенных, неожиданных, странных имён.

Ученик: Некоторые учёные утверждают, что имя влияет на характер и даже здоровье. Например, английский терапевт Т. Уэстон считает, что большинство пациентов, чьи имена начинаются с последней трети букв алфавита, чаще страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями. А харьковский исследователь  Б. Хигир по имени  человека и дате его рождения определяет характер. Конечно, все эти сведения уже на грани фантастики, как говорится, хотите –верьте, хотите – нет.

ВИКТОРИНА

  1. Как звали героя сказки А.С.Пушкина, который перехитрил самого чёрта?
  2. В каком произведении А.С.Пушкина встречаются имена Лиза, Акулина, Трофим?
  3. В каком произведении И.С.Тургенева есть герои с именами Герасим, Капитон, Гаврила?
  4. В каком имени пушкинского героя, изменив одну букву, получишь название сибирской реки?
  5. Как звали героев сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб»?
  6. Как звали героиню древнерусской повести, которая бралась вылечить князя Петра при одном условии – чтобы он взял её в жёны?
  7.  Назовите имена героев романа «Дубровский», которые в настоящее время встречаются очень редко?

Учитель: Закончить наш разговор я хотела бы стихами, где, на мой взгляд,  содержатся глубокие мысли о воплощённом имени:

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

                                                                                                                                            Приложение 1

Из истории имён

                                                                    МУЖСКИЕ ИМЕНА

Адам (евр.) – «человек»

Александр (греч.) – «мужественный»

Алексей (греч.) – «защитник»

Анатолий (греч.) – «восточный»

Андрей (греч.) – «мужественный»

Антон (греч.) – «противоборствующий»

Афанасий (греч.) – «бессмертный»

Вадим (рус.) – «спорщик, смутьян»

Валентин (лат.) – «здоровый, сильный»

Валерий (лат.) – «сильный, здоровый»

Василий (греч.) -  «царственный»

Виктор (лат.)  - «победитель»

Виталий (лат.) –«жизненный»

Владимир (слав) – «владеющий миром»

Владислав (слав.) – «владеющий славой»

Вячеслав  (слав.) – «многославный»

Геннадий (греч.) – «благородный»

Георгий (греч.) – «земледелец»

Григорий (лат.) – «бодрствующий»

Дмитрий (греч.) – «относящийся к Деметре»

Евгений (греч.) – «благородный»

Иван (др.евр.) – «Бог благоволит»

Игорь (скан.) – «воинственный, сильный»

Кирилл (греч.) – «повелитель»

Константин (лат.) – «постоянный»

Леонид (греч.) – «подобный льву»

Максим (лат) – «величайший»

Михаил (др.евр.) – «подобный Богу»

Олег (скан.) – «святой»

Павел (лат.) – «малыш»

Пётр (греч.) – «камень»

Роман (лат.) – «римский»

Сергей (рим.) – «высокочтимый»

Степан (греч.) – «венок, венец»

Фёдор (греч.) – «Божий дар»

                                                                                                                            Приложение 2

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Августа (лат) – «священная»

Анастасия (греч.) – «возрождённая»

Анна  (др.евр.) – «милость»

Антонина (греч.) – «состязающаяся»

Анфиса (греч.) – «цветущая»

Валентина (лат.) – «здоровая»

Варвара (греч.) – «чужеземная»

Вера (рус.) – «вера»

Вероника (греч.) – «приносящая победу»

Виктория (лат.) – «победа»

Галина (греч.) – «тихая, спокойная»

Ева (евр.) – «подательница жизни»

Екатерина (греч.) – «вечно чистая»

Елена (греч.) – «светлая, солнечная»

Елизавета (евр.) – «почитающая Бога»

Зоя (греч.) – «жизнь»

Инна (болг.) – «полноводная»

Ирина (греч.) – «мир, покой»

Клара (греч.) – «светлая, ясная»

Ксения (греч.) – «гостеприимная»

Лариса (греч.) – «чайка»

Любовь (рус.) – «любовь»

Людмила (слав.) – «милая людям»

Маргарита (лат.) – «жемчужина»

Марина (рим.) – «морская»

Мария (др.евр.) – «любимая, желанная»

Марфа (сирийск.) – «хозяйка, госпожа»

Надежда (рус.) – «надежда»

Наталья (лат.) – «родная»

Ольга (греч.) – «святая»

Раиса (греч.) – «лёгкая»

Светлана (слав.) – «светлая»

Софья (греч.) – «мудрость»

Татьяна (греч.) – «устроительница»

Юлия (лат. ) – «кудрявая»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Что и в имени тебе моём?"

Данное мероприятие может проводиться как внеклассное по предмету, так и как факультативное по русскому языку по разделу "Ономастика". Учащиеся на занятии знакомятся с разделом "Ономастика", узнают о п...

внеклассное мероприятие по русскому языку " Тайна имени твоего"

1)Познакомить учащихся со значением их имён, с ритуалом имянаречения на Руси. 2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность. 3) Воспит...

Внеклассное мероприятие по русскому языку ( ономастика) "Что в имени тебе моём или ономастика - искусство давать имена".

Внеклассное мероприятие по русскому языку охватывает раздел ономастики. Форма мероприятия - конференция. В мероприятии освящаются вопросы связанные с происхождением имён, названий, «Имя и история...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....