Формирование орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка 5-9 классы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Лощева Валентина Александровна

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ с.Подлесово

Формирование орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка 5-9 классы

Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Лощева В.А.

Формирование орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка 5-9 классы

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.

Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).

Начать хотелось бы с развития морфологических навыков. Школьники должны уметь различать части речи и их формы. Учеными установлено, что в формулировках орфографических и пунктуационных правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Подсчитано, что ученики знакомятся в школе с 71 орфограммой, а в 50 формулировках орфографических правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы научиться грамотно писать, надо уметь мгновенно “опознавать” и отличать части речи.

В правилах употребления знаков препинания тоже содержатся указания на части речи: например, правило о постановке тире, между подлежащим и сказуемым. Чтобы воспользоваться правилом, надо уметь точно находить в предложении подлежащее и сказуемое и знать способы их выражения. Основное условие для постановки тире – это три способа выражения подлежащего и сказуемого: именем существительным, именем числительным и неопределенной формы глагола.

Начать знакомство с морфологическими понятиями необходимо еще при изучении темы “Слово и его лексическое значение” в разделе “Лексика”, где наряду с понятием лексическое значение слова, дается понятие “Морфологическое понятие слова”. Морфологические трудности связаны, во-первых, с омонимией частей речи, во-вторых, с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий. С этой целью в дополнение к тому, что рекомендовано методическими указаниями к учебнику, проводится беседа:

– Играет ли роль лексическое значение слова в его правописании?

– От чего зависит правописание данных слов?

пол…скать 
разв…вается
ум…лять
ув…дать

зап…вать
сл…зать
скр…пя
отв…рить

– Хорошим упражнением является следующее – определение морфологических признаков на противопоставлении форм слов: поет – поешь; поет – поете; поет – пел.

– Чем различаются эти слова?

– По какому признаку противопоставлены эти формы слов? (Лицо, число, время)

– Учитывая особенности возрастного воспитания учеников, считаю важным введение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными

Например:

Игра “Третий лишний”. В каждом ряду укажите слово, “лишнее” с точки зрения орфографии.

  • реч..нка, девч..нка, печ..нка;
  • отгад..вать, завед..вать, провед..вать;
  • пр..зумпция, пр..зидиум, пр..ложение.

– Поиграем в обгонялки?

За определенное время подберите слова с указанными выше словосочетаниями согласных (чк, чн, чт и т. д.) и составьте с ними примеры. За каждый правильный ответ – один балл. Подсчитайте в конце игры свои баллы.

– Поиграйте с друзьями.

– Разделитесь на две команды, возьмите себе по суффиксу: одна команда – чик, другая – щик. Образуйте с этими суффиксами слова, обозначающие профессию, род деятельности. Побеждает та команда, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами.

– Чья радуга ярче?

– Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился ярким, “ожил”

Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер, который устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр, измеряющий атмосферное давление.

Викторина

  1. Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
    а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы.
    б) Швейцар решил идти не спеша. 
    в) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши.
  2. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 
    а) Приехав домой, его никто не встретил. 
    б) Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
  3. Составьте предложения с фразеологизмами, указав, какие из них обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце.

Основным условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:

  • увидеть орфограмму;
  • установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае;
  • решить вопрос о конкретном написании

Например. Буквы о-ё после шипящих (в корне, окончаниях и суффиксах). Ход рассуждения при их применении связан с такими действиями, как установление морфемы, постановка ударения; затем применяются правила, которые различны для корня и других морфем. Можно составить алгоритм. Далее школьник, применяя выбранное им правило к данному конкретному случаю.

http://festival.1september.ru/articles/560181/img1.gif

Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к действию, когда все необходимые и достаточные признаки орфограммы названы в его формулировке.

Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся

используют разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти и т.д.)

Например: диктант “Проверю себя”– вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант “Проверяю себя” способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Дочь, муж, горяч, дач, крепыш, могуч, силач, молодежь, врач, ткач, ковш, обруч, плащ, туч, карандаш, борщ, чуваш, хорош, ключ и т.д.

Творческий диктант.

Составьте предложения со следующими словосочетаниями: отец с матерью, мы с сестрой, масса народу, большинство отдыхающих, много людей, один из многих, поехать в Крым, бежать к морю, плыть к берегу, лететь самолетом, ходить в походы.

Словарный диктант

Посетить зоопарк, веселые медвежата, интересные малыши, съехать с горки, напиться из-под крана, полез на прутья, радостно визжать, черная шубка, вкусное молоко, плескаться в бассейне, схватить добычу.

  1. Найдите четыре слова с безударной гласной в корне слова, проверьте их правописание.
  2. Найдите два слова, в корнях которых согласные буквы не соответствуют звукам, подчеркните эти согласные, подберите к этим словам проверочные.

Для определения у учащихся уровня относительной орфографической грамотности представляется перспективным использование тестов. В английском языке слово тест обозначает “испытание, проба, эксперимент, проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки знания определений и правил. Например, при изучении темы “Орфография и пунктуация” можно предложить следующие задания:

1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

а) пред..стория, с..грать, без..скусный
б) меж..нститутский, пред..юльский, раз..грать
в) сверх..нтересный, подтожить, от..скать

2. В каком слове на месте пропуска пишется И?

а) врем..чко, б) луков..ца, в) Тан..чка, г) блюд..чко

3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из дому(3) бродил где-нибудь до позднего вечера.

а) 1, 2, 3
б) 2, 3
в) 1 
г) 1, 3 и т.д.

4. В этом предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

А) Тигренок Васька был еще ребенок.
Б) Взрослые тигры опасные хищники.
В) Ежик был ручной.

5. В этом предложении обращение надо выделить запятыми:

А) Скажи мне кудесник любимец богов…
Б) Запевает тихо мой ямщик спросонок.
В) Спой ямщик мне песню удалую!

Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8–9-х классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых.

Например, в 8-м классе расширяется представление учащихся о способах выражения главных членов предложения; дается понятие о лексическом и грамматическом значениях сказуемого и на основе различения способов выражения этих значений– классификация видов сказуемых; продолжается работа над правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Главными мотивами изучения данной темы, наряду с формированием грамматических и пунктуационных умений, предполагается выдвинуть развитие языкового чутья учащихся, совершенствование умений воспринимать в готовом тексте оттенки значений, передаваемые разными способами выражения главных членов.

На 1-м уроке повторяется понятие грамматической основы предложения, акцентируется внимание на синтаксическом характере подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, рассматриваются основные способы выражения подлежащего.

На 2-м уроке в центре внимания– грамматические значения сказуемого.

На 3-м уроке дается ключ к различению типов сказуемого: они различаются в зависимости от способа выражения лексического и грамматического значений сказуемого.

На 4-м уроке большую часть времени и внимания придется уделить обобщению правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Наиболее характерны и частотны три случая:

сущ. в им. п. – сущ. в им. п.
инф.– инф.
сущ. в им. п. – инф; инф. – сущ. в им. п.

5-й урок отводится проверочной работе.

Например: перепишите, ставя, где нужно, тире.

Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями. Все богачи скряги. Поэзия та же добыча радия и т.д.

Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет.

Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им.

Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила.

Цель подготовительного этапа – создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам.

Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример:

Дети, старики, женщины – [все] смешалось в живом потоке.

Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения.

После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений – расстановке пропущенных знаков.

Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания.

Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы.

Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее.

– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

[ ] , и [ ] . (Знаки препинания не проставлены.)

Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.

Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка.

Список литературных источников:

Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979 - 269 с.

 Бабайцева В.В., Чеснокова JL, Еремеева А.П. Лингвометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе /Под ред. В.В.Бабайцевой. М.: Просвещение, 1980. - 80 с.

 Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, - 1985. - 208 с.

 Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. 1981. - № 3. - С. 2531.

 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова H.A., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. -М.: Просвещение 199. 368 с.



Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-umenii-i-navykov-uchashchikhsya-5-9-klassov-na-urokakh-russkog#ixzz3RFjEfFA1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографических навыков на уроке русского языка

Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

статья "Виды проверки знаний, умений и навыков на уроке русского языка в 9 классе"

Данная статья позволяет организовать системную проверку знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационны...

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе

Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звен...

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах

Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка в старших классах. В настоящее время на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся с наличием серьезных недост...

Сборник заданий для формирования читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе

В сборнике представлены задания для формирования у обучающихся читательской грамотности как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности....