Подготовка к ГИА
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
презентация о подготовке к ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia_podgotovka_k_ekzamenu_preduprezhdenie_oshibok.ppt | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание презентации Орфографические ошибки Фактические ошибки Подготовка к выполнению экзаменационного задания А5
1.Что такое «орфографическая ошибка»? Орфографическая ошибка - это неправильное написание слова. Она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных - в безударном положении, для согласных - на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: по деревн и, о син и м карандаше, небыл, из под, полапельсина .
Внимание! Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочётов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы. Рассмотрим критерий ГК1 Соблюдение орфографических норм
ГК1 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки - 2 балла Допущены 2 ошибки - 1 балл Допущены 3 ошибки и более - 0 баллов
Внимание! На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках.
Какие ошибки называют «негрубыми»? Негрубые ошибки - ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. !!! При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки в исключениях из правил (крыжОвник, парашЮт); в написании большой буквы в составных собственных наименованиях (Великая Отечественная война); в случае раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого (Наша семья не богата); в написании И-Ы после приставок ( сыграть, дезинформация); в трудных случаях различения НЕ и НИ ( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как...; ничто иное не ...; не что иное, как... и др .) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Внимание! Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. !!! Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Какие ошибки называют «однотипными»? Однотипные ошибки - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армиИ, в рощЕ; колЮт, ненавидЯт) и фонетических (пирожОк, сверчОк) особенностях данного слова.
Какие ошибки не считаются однотипными? Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму: вОда - вОды, роТ - роТик, грусТный - грусТить.
Как учитываются однотипные ошибки? Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку. Каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Внимание! Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.
2.Фактические ошибки При оценивании грамотности сочинения и изложения помимо орфографических, пунктуационных и речевых ошибок учитываются и фактические ошибки. Рассмотрим критерий оценивания фактической точности.
Критерий оценивания фактической точности ФК1 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок нет, термины употреблены правильно - 2 балла Фактических ошибок нет, но допущена 1 ошибка в употреблении терминов - 1 балл Допущены фактические ошибки и/или есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов - 0 баллов
Что такое «фактическая ошибка»? Фактическая ошибка представляет собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Причины фактических ошибок недостаточное знание описываемых событий неверная оценка поступков и характеров героев бедность жизненного опыта небрежность
Рассмотрим ПРИМЕРЫ типичных фактических ошибок
ПРИМЕР 1 Неверное употребление фамилии, имени, отчества писателя, названия произведения, незнание жанра произведения: рассказ «Бедная Лиза» (вместо повесть) М. Горький "Ревизор" (вместо Н. Гоголь) Михаил Васильевич Лермонтов (вместо Юрьевич)
ПРИМЕР 2 Неверное употребление формы имени персонажа: Екатерина (вместо Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза») Максим Максимович (вместо Максим Максимыч из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») Диана (вместо Динка из повести В.Осеевой «Динка прощается с детством»)
ПРИМЕР 3 Неверное толкование исторических, историко-литературных фактов и литературоведческих терминов, непонимание особенностей эпохи: Чтобы научиться читать, изобрели азбуку, а потом электричество. Женщина -важная деталь в любом произведении о любви.
ПРИМЕР 4 Незнание, когда было написано то или иное произведение, когда произошли какие-либо изменения в жизни писателя или исторические события: Толстой адресовал «Войну и мир» буржуазному обществу. Толстой написал роман сразу после войны с Наполеоном.
ПРИМЕР 5 Слишком упрощенное или неверное толкование содержания произведения, незнание содержания произведения: Из-за любви Мышкин уехал лечиться от идиотизма в Швейцарию. Наташа ушла от Андрея к Анатолию Курагину. Гамлет просто издевался над Офелией. А кто дал ему такое право?
ПРИМЕР 6 Незнание хронологии и фактографического материала: В романе «Война и мир» рассказывается о бойне, которую в истории назвали первой мировой войной. Стихи Есенина читают во всем мире, и везде ему стоят памятники. Самое первое, что появилось в искусстве - это архитектура.
ПРИМЕР 7 Ошибки при цитировании: Любовь сильнее смерти и чувства смерти (вместо «Любовь сильнее смерти и страха смерти» И.Тургенев) В любви все возрасты покорны (вместо «Любви все возрасты покорны» А.Пушкин) Только влюблённый может обладать званием человека (вместо «Только влюбленный имеет право на звание человека» А.Блок)
ПРИМЕР 8 Незнание, непонимание фактов, сути явлений современной жизни: Мы живём благодаря развитию СМИ. Многие телебашни постоянно транслируют телевиденье. Доступ к информации через Интернет имеет каждый человек на нашей планете.
3.Подготовка к выполнению экзаменационного задания А5 Задание А5 ориентировано на проверку умений экзаменуемых находить в указанных предложениях противопоставление. Противопоставление - это сопоставление, сравнение каких-либо объектов с целью указать на их противоположность. Девятиклассникам необходимо сравнить два предложения или части одного предложения и выявить те, которые противопоставлены друг другу. Данная презентация содержит не только 15 образцов задания А5 (трёх типов), но и ответы на них. Несмотря на кажущуюся простоту, данное задание вызывает трудности у многих выпускников. Поэтому я предлагаю воспользоваться следующим советом.
Образцы противопоставления Противопоставлены друг другу части одного предложения: Мне грустно потому, что весело тебе. (М.Ю.Лермонтов) Всё делали не ради славы, а для людской пользы. Противопоставлены друг другу отдельные предложения: Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. Почему я такой, что сам себя не могу понять?
Вопрос 1. Укажите, в каком предложении содержится противопоставление 1. Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. 2. И не только у меня, но и у всего класса. 3. - Давай, - говорил Он, глядя исподлобья, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев. 4. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.
Вопрос 2. Укажите, в каком предложении содержится противопоставление 1. Когда его отрывают от музыки, он всегда как бы приходит в себя, или, точнее сказать, возвращается к нам из какого-то другого мира. 2. - Тебя просят выступить у нас на новогоднем вечере, - повторила я, потому что первую мою фразу Лёва мог не расслышать: он был в другом мире. 3. - Ваш оркестр просто не поместится на нашей сцене, - сказала я, - и никто его вовсе не приглашал. 4. Я положила билеты на стол и добавила: - Значит, пойдём.
Вопрос 3. Укажите, в каком предложении содержится противопоставление 1. Чуть покрупней воробья, а большекрылый. 2. Много времени прошло с тех пор, но и сейчас я вижу поднятое её лицо, её живые глаза, всю её восторженно-напряжённую фигуру, когда она слушала переливчато-хрустальное урчание, несшееся из поднебесья. 3. Возможно, она уже и не видела самого певца, а только слышала радостный его голосок, чувствовала ту же радость в своём сердце. 4.«Дурак и радость обратит в горе, разумный - и в горе утешится», - говорила она.
Вопрос 4. Укажите, в каком предложении содержится противопоставление 1. Когда они вошли в ангар, а Королёв щёлкнул выключателем, ровный безжизненный свет залил помещение с хрупкой скорлупой космической лодки. 2. Всем стало не по себе, словно их оледенил прообраз космической пустоты, а неизвестность, пожалуй, впервые оказалась рядом так близко. 3. Юрий стоял не последним в ряду, но всё-таки ближе к концу, пятым или шестым. 4. Я знаю, что все вы герои, но не нужно мне сейчас ваше геройство, я хочу знать, от кого могу получить объективную
Вопрос 5. Укажите, в каком предложении содержится противопоставление
Вопрос 6. Укажите, в каком предложении содержится противопоставление
Вопрос 7. Укажите, в каком варианте ответа содержание второй части предложения противопоставлено с одержанию первой
Вопрос 8. Укажите, в каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено с одержанию первого 1. Зоолог так и говорил: «Ты - мальчик из образцовой семьи! Как же ты можешь подсказывать на уроке?» 2. Подсказывал я своему другу Антону. Ребята звали его Антоном- Батоном за то, что он был полным, сдобным, розовощёким. 3. На эту парту сажали только тех учеников, которые, по словам зоолога, «будоражили коллектив» и которые требовали неусыпного внимания. Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. 4. Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. Тут ему всё было ясно: Антон был выходцем из неблагополучной семьи - его родители развелись очень давно, и он ни разу в жизни не видел своего отца.
Вопрос 9. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию данному предложению: Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! 1. Неужели Мария Петровна? 2. Всегда он был её любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее... 3. Сколько лет они не виделись! 4. Садись, пожалуйста, вот сюда, к столу, Паша
Вопрос 10. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию данному предложению Я надеялась, что ты станешь первым в мире великим кларнетистом и что я буду всегда рядом с тобой. А если Лёва не станет великим или, по крайней мере, известным? Но я думаю, конечно, не о себе. Но, видимо, напрасно я надеялась... Он готов был её защищать, и это было ужасно, и все мои планы рушились на глазах.
Вопрос 11. Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию данному предложению: Она не вырывалась, не крякала, не вытягивала натужно шею, чтобы выскользнуть из державших её рук. Разворачивает гимнастёрку, и в ней... живая дикая утка. Она даже не была напугана, для этого она была ещё просто молода. Она грациозно и с любопытством озиралась. Все залюбовались красавицей.
Ответы Вопрос 1:4 Вопрос 2: 2 Вопрос 3: 4 Вопрос 4: 4 Вопрос 5: 2 Вопрос 6: 2 Вопрос 7: 3 Вопрос 8: 1 Вопрос 9: 3 Вопрос 10:3 Вопрос 11:3
ПОСЛЕСЛОВИЕ Повышайте свой интеллектуальный и культурный уровень!