«Письмо ветерану»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка урока - письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_uroka-pisma.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
Тема урока: «Письмо ветерану»
Цель урока: подготовить шестиклассников к написанию сочинения в форме письма.
Задачи урока:
- Познакомить уч-ся с новой формой сочинения – письмом.
- Показать, какую роль могут играть письма в жизни человека.
- Воспитывать любовь к Родине и гордость за своих земляков.
- Развивать чувство сострадания и уважения к людям пожилого возраста.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, фильм О. Дубовой «Не уходи, герой!».
- Репродукции картин А. Шилова «В День Победы. Пулеметчик П. П. Шорин» и В. Псарёва «Память 9 мая»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
Учитель. Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Посмотрите, что у вас лежит на столах? (Почтовые конверты). А для чего они нужны? (Чтобы писать письма)
А скажите, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)
Искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь.
Чему же мы будем сегодня учиться на уроке? (Мы будем учиться писать письма)
Мы постараемся разобраться, что же такое «письмо»; познакомимся с правилами написания письма. А кому мы адресуем свои письма, попробуйте догадаться сами.
3. Просмотр фрагмента видеофильма « Не уходи, герой! »
4. Беседа-диалог
- Нужно ли знать историю своего народа, «свои корни»? Надо ли знать героев Отечества? Для чего?
- Как вы понимаете высказывание А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Уважение к прошлому есть отличительная черта образованности от дикости»?
- Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?
- Как вы думаете, почему Советский Союз одержал победу над фашистской Германией?
- Если бы вы были автором толкового словаря русского языка, как бы вы истолковали слово «Герой»?
Слайд 1
(Герой - храбрый витязь, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, сподвижник в войне и мире, самоотверженец.
Герой — человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)
5. Подготовительная работа (введение в тему).
Учитель. В 2015 году мы будем отмечать знаменательную дату – 70 годовщину Победы народов нашей многонациональной Родины в Великой Отечественной войне, победы, доставшейся стране ценой великих подвигов и неимоверных потерь. Это было долгожданное и радостное событие не только для армии, разгромившей врагов, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым. Сегодня мы склоняем головы перед памятью миллионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привел к победе над врагом.
Учитель. Давайте соприкоснемся с внутренним миром человека, солдата-воина. Прежде всего - это чей-то отец, брат, сын, у которого война отняла возможность мирно жить, учиться, работать и находиться рядом с близкими людьми.
Слайд 2
Перед вами картина известного художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта». Кого вы здесь видите? Какой момент запечатлел художник?
Как вы считаете, какую роль в годы войны играли письма? Что вы знаете о переписке своих родных и близких в годы войны? Как выглядело письмо с фронта? (Ответы учеников, демонстрация писем с фронта – «треугольников» Слайд 3).
Мне очень нравится стихотворение М. Исаковского, я хочу прочесть вам отрывок из него:
Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне.
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.
- Что же грело душу солдата, что вдохновляло его в бою и в походе?
( Письма согревали солдат, они были необходимы солдатам на войне.)
- Нельзя переоценить значение писем во время Великой Отечественной войны. Каждая весточка – это тонкая связующая ниточка с домом, таким далеким и таким родным. Неслучайно, почти все фронтовые поэты посвятили хотя бы несколько строчек письму – треугольничку. Как писал Иосиф Уткин в стихотворении «Ты пишешь письмо мне»:
Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем.
Учитель: В этом году проходит замечательная акция «Парад победителей». Я знаю, что многие из вас будут принимать участие в этой акции. Это очень хорошо, что вы знаете и помните своих родственников, которые защищали нашу Родину.
Среди нас ещё живут ветераны Великой Отечественной войны. Только осталось их совсем немного. Кто же такие ветераны войны? Ветераны войны – люди, которым посвящены произведения художников, чьи иллюстрации представлены в нашей галерее: «В День Победы. Пулеметчик П. П. Шорин» А. Шилова и «Память 9 мая» В. Псарёва. Какие чувства вызывают у вас эти картины? Как вы думаете, почему художники написали такие произведения? (Ответы учащихся).
6. Объявление темы сочинения.
Многие из этих людей нуждаются в нашей помощи и внимании. Чтобы ветераны чувствовали нашу любовь и благодарность, давайте их беречь, помогать им, не оставлять их без нашего участия, больше с ними общаться.
- Как вы думаете, ветеранам было бы приятно получить ваши поздравления в виде писем? Почему?
Поэтому сегодня мы напишем с вами …. «Письмо ветерану». Слайд 4.
7. Работа над темой.
1) Беседа об эпистолярном жанре.
Учитель. Что обозначает слово почта? ( Почта – это здание, куда приносят письма, там их сортируют и разносят по адресам, даже в другие города отвозят.)
Учитель. Откройте толковый словарь С.И. Ожегова и прочтите значение этого слова. ( Почта – это учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение.)
Учитель. А кто же такой почтальон?
Слайд 5
( Это человек, который доставляет письма по адресам.)
Учитель. Верно, но более точное определение можно найти в словаре. Найдите и прочтите. ( Почтальон – работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам.)
Учитель. Раньше, много лет назад, почту доставляли посыльные – это работники, которых отправляли куда-нибудь с поручениями. Чтобы доставить почту быстро на дальние расстояния, запрягали тройку почтовых лошадей, также отправляли с почтовыми голубями. Сейчас письма отправляются в путешествие к своим адресатам на поездах и самолетах, благодаря научному прогрессу, появилась совсем недавно электронная почта, которая доставляет письма за считанные секунды. К сожалению, исчезает эпистолярный способ общения. Эпистолярный – это значит относящийся к частной переписке, к письмам. Что же мы называем письмом? (Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.)
2) Правила написания письма.
Учитель. Кому из вас уже приходилось писать письма? Какими словами вы начинали и заканчивали свои письма?
Как хорошо, что у многих есть такой богатый опыт в написании писем. Все же, я хочу познакомить всех с некоторыми правилами написания письма.
Слайд 6
Учитель.
1. Приветствие.
С чего начинается письмо? (С приветствия)
С каким приветствием можно обратиться к ветерану? (Ответы детей вносятся в таблицу).
2. Вступительное слово.
Начинается со слов благодарности.
3. Основная мысль письма.
Высказываются свои мысли о том, что вас побудило написать письмо:
– прочитанная книга о ВОВ;
– просмотренная передача по ТВ;
– рассказ человека прошедшего и пережившего войну;
– услышанный рассказ сегодня на уроке.
4. Пожелания.
Что можно пожелать ветерану?
5. Заключительное слово.
Какие слова говорят на прощание?
На доске план письма в таблице.
План. | Возможные варианты: | |
1. Приветствие | 1. Дорогой ветеран! | |
2. Вступительное | 1. Примите слова благодарности… | |
3. Основная мысль | Что помогло вам пройти через ужасы страшной войны и победить? | |
4. Пожелания | 1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым. | |
5.Заключительное | 1. До свидания. |
Слайд 7
Очень важно правильно написать адрес на конверте, чтобы адресат смог получить ваше письмо. Что такое адрес и адресат, что общего у этих слов?
(– Адрес – это место, где мы живем, где живут наши знакомые и друзья.
– По адресу мы разыскиваем одноклассников, когда идем к ним в гости.
– Адрес есть даже у нашей школы, где нам нравится учиться!
– У этих слов одинаковый корень – адрес. Эти слова - родственники. )
Учитель. Правильно, адрес и адресат – однокоренные слова. Адрес – это местонахождение, местожительство, а так же это надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (лицо или учреждение, получающее какие-нибудь адресованные ему ценности, грузы, корреспонденцию). Синоним слову получатель – адресат. Вспомните, какие слова мы называем синонимами?
(Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.)
Учитель. Какое слово вам показалось незнакомым? (Корреспонденция).
Корреспонденция – это слово родственник слову корреспондент, а корреспондент – это человек, который получает информацию о чем-нибудь или переписывается с кем-нибудь. Значит, корреспонденция – это обмен письмами, переписка.
Учитель. Перед вами почтовый конверт, подумайте, кому вы адресуете свое послание? А теперь очень внимательно правильно напишем адрес на конверте.
В него входит: индекс; страна; край (область, регион); город (поселок, село, деревня, хутор); улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе); номер дома; корпус (строение, дробь); номер квартиры; фамилия, имя, отчество получателя; обратный адрес (укажите свой адрес и свою фамилию, имя, отчество).
Теперь закройте глаза и попробуйте мысленно написать письмо. Вспомните, с чего вы начнете свое послание, о чем будете писать дальше, какие добрые слова вы сможете сказать адресату, чтобы ему было интересно читать ваше письмо, что пожелаете на прощание, как закончите свой текст. Напоминаю, что письма свои сегодня вы адресуете ветеранам Великой Отечественной войны.
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны
Пусть болят у них старые раны,
Но по-прежнему духом сильны.
Ветеранам нельзя на покой уходить,
Когда мир вновь тревогой объят.
Люди новой войны не должны допустить.
По ночам ветераны не спят.
Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины.
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Потому ветераны себя не щадят,
Без волнения жить - не для них,
Ярким пламенем жизни сердца их горят,
На борьбу вдохновляя других.
3) Работа в парах.
Учитель. Теперь поработаем парами: учащиеся первого варианта рассказывают свои варианты писем, а учащиеся второго варианта слушают, затем смена видов деятельности.
(Дети работают в парах).
4) Работа в группах.
Учитель. Сейчас вы выслушали варианты текстов, теперь в группах выслушайте мнение каждого о том, чьи письма вам больше всего понравились.
(Дети обсуждают лучшие варианты писем в группах, группы определены заранее).
Учитель. А теперь выслушаем лучшие письма на ваш взгляд, от каждой группы по одному человеку.
(Дети рассказывают понравившиеся варианты писем всему классу, оцениваются лучшие работы).
8. Рефлексия.
Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Скажите, где и когда вам может пригодиться полученная на уроке информация?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Что особенно понравилось?
– Значение каких незнакомых слов узнали на уроке?
(Ответы учащихся).
9. Итог урока.
Учитель. Вы получили представление о том, насколько актуальным является возрождение российских традиций эпистолярного жанра, ведь в письмах проявляется духовность и сердечность людей, это наше славное прошлое и наше будущее. Вы узнали о роли писем в годы Великой Отечественной войны и о роли писем в наши дни.
Вы получили представление об основных правилах написания писем, узнали о значении новых слов, расширили свои знания.
Показали свои знания о Великой Отечественной войне, рассказали о семейных реликвиях.
Показали знания русского языка, умения размышлять, работать в парах, группах, самостоятельно.
За активное участие на уроке получают оценки…
10. Домашнее задание.
Слайд 8
Учитель. Теперь закрепите полученные знания при выполнении домашнего задания. Напишите на листочке письмо ветерану, грамотно подпишите конверт, можно дополнить свое письмо рисунком, который порадует ветерана. На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и мы их отправим адресатам. Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Письмо ветерану"
Тема урока: «Письмо ветерану» Цель урока: подготовить 6-классников к написанию сочинения в форме письма.Задачи урока:Познакомить шестиклассников с новой формой сочинения – письмом.Показать,...
«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)
Представлена методическая разработка по написанию письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....
конкурс "Письмо ветерану"
Конкурс сочинений «Письмо ветерану» посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и проводится среди учащихся 5-8 классов образовательного учреждения с целью развития интере...
"Письмо Ветерану"
письмо ветерану ученицы 6 класса....
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"
Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...
Письмо ветерану
Многоуважаемый ветеран! Позвольте выразить Вам слова самой искренней глубочайшей признательности за Ваш героический подвиг во имя нашей великой Родины, который вы осуществили в...
письмо ветерану
фронтовое письмо...