Урок-мастерская "Ошибка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
В данном материале представлен урок-мастерская для учеников пятого класса, в котором используется технология развивающего мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.94 КБ |
![]() | 17.97 КБ |
![]() | 270.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Солигаличская СОШ».
Урок-мастерская по русскому языку в 5 классе
«Ошибка».
Выполнил:
Батурина Светлана Олеговна ,
учитель русского языка и литературы.
Урок-мастерская «Ошибка».
Цели урока:
1 .Обучающие: создать условия для конструирования собственного знания учащихся по
лексике, морфологии, морфемике и орфографии, учиться составлять синквейн.
2. Развивающие: развивать творческое воображение, монологическую речь учащихся,
языковое чутьё, умение работать коллективно.
З.Воспитывающие: развитие ассоциативного и аналитического мышления с привлечением жизненного опыта учащихся, приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового, умение внимательно слушать и слышать , уважать мнение другого.
Тип урока: Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
Вид урока: Нестандартный: урок – мастерская.
Реквизиты урока: голубки, сделанные из бумаги; фломастеры, листы чистой бумаги,
раздаточный материал с пословицами.
Ход урока .
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка, надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
улыбки подарим гостям,
к уроку готовы?
Тогда за работу, удачи желаю я вам!
2.Стадия вызова. Актуализация знаний.
-Ребята, заметили ли вы, что-нибудь необычное на партах?
(На партах учащихся лежат голубки, сделанные из бумаги).
-Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Какие ассоциативные слова (мысли),
(смысловые, звуковые, цветовые) у вас возникают, когда вы смотрите на этого голубка
или держите его в руках. Запишите эти слова.
(Дети «включают» воображение и записывают ассоциации: небо,
мир, свобода, природа, счастье, одиночество и другие, затем зачитывают эти слова)
-А что вы хотели бы сделать с голубком? (Поиграть, подбросить вверх, чтобы он полетел;
отправиться с ним в путешествие).
-Но нашим голубкам предстоит другая роль.
Сегодня, ребята, у нас не простой урок, а урок-мастерская.
Чем она отличается от традиционного урока? Главное на уроке - это ваше творчество, ваше ощущение, ваши чувства и эмоции, ваше видение и ваше слово. Запишем тему урока.
-Итак, главное, ключевое слово в теме - мастерская. Определите лексическое значение
этого слова, что такое мастерская?
-К какой части речи относится это слово? (Что? существительное).
(-А по признаку какая часть речи? (Прилагательное). )
-От какого слова образовалось слово «мастерская»? (Мастер).
-Кто такой мастер? Подберите синонимы. (Умелец, профессионал, золотые руки, творец).
-А почему творец? (Мастер занимается творчеством, творчество - его работа).
-Подберите однокоренные слова к слову «мастер».( Мастерок, мастерство, мастерить,
мастерски). Запишите в листы.
-А какие пословицы, поговорки вам известны со словом
«мастер»? (Дело мастера боится)
3.Деконструкция. ( Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом и работа в группах).
-Прочитайте высказывания, пословицы, поговорки о слове «мастер». Выпишите по одному на каждое утверждение: «соглашаюсь и разделяю»,
«сомневаюсь и размьппляю»,
«отрицаю и аргументирую».
(Каждая группа выражает своё мнение, отстаивает его).
Каков мастер, такова работа.
Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство - по искусству.
Всяк мастер на выучку берёт, а не всяк доучивает.
По работе и мастера знать.
У плохого мастера и пиша плохая.
Работнику полтина, мастеру - рубль.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер.
Всякая работа мастера хвалит.
Люби дело - мастером будешь.
Всяк мастер на свой лад.
Мастеру свой секрет все ворота открывает.
На все руки мастер.
Мастера по работе видно.
Мастер глуп - нож туп.
Мастер мастеру не указывай, а только бы помочь сказывай.
Мастер из печёного яйца живого цыпленка вытащит.
Мастерство не кнут: из рук в руки не перебросишь.
4.Выход на тему. Социализация. (Работа в группах).
-Поразмышляем: чего мы боимся, когда начинаем писать диктант, сочинение, тест? (Допустить ошибку; это ещё одно ключевое слово в теме урока).
Работа в группах (ребята пишут ответы маркером на листах).
1 группа:
Напишите ответ на вопрос: «Что вы переживаете, что испытываете, когда получаете
плохую оценку?» (Огорчение, стыд, разочарование, досаду, обиду).
2 группа:
Напишите ответ на вопрос: «Какие чувства испытывает учитель, когда обнаруживает
ваши ошибки?» (Обиду, огорчение, разочарование и т.д.).
3 группа:
Напишите ответ на вопрос: «Почему учитель исправляет ошибки?»
4 группа:
Напишите ответ на вопрос: «Что главное для учителя, а что – для ученика?»
5. Афишированне.
Каждая группа зачитывает ответы и прикрепляет их на доску.
-Сравните ответы 1 и 2 групп: дети и учитель испытывают одинаковые чувства при
обнаружении ошибки.
6. Реконструкция.
-Какая у нас общая цель? Напишите. (Научиться быть грамотным). Выписать на доску.
7. Деконструкция.
(Работа с раздаточным материалом.)
- Сейчас вы окажетесь в роли корректоров.
-А вы знаете, в чём заключается работа корректора? (Исправление ошибок, правка текста).
-Прочитайте текст. В какой части слова допущена ошибка? На какое правило? Исправьте
ошибку и составьте алгоритм проверки ошибки.
Утренний ветерок проб..жал по лесу. Туман пришел в движение, и пок..зался противопол..жный бере.. реки с зар..слями кустарника.
Вдруг п..слышался ш..рох гальки. Я ..глянулся и ра..смотрел две тени. Я предпол..гал увидеть людей, но это ок..зались лоси. Они приближались к реке. Я з..любовался ж..вотными.
Лоси жадно пили воду. Вдруг самка поч..яла опас..ность и стала смотреть в мою сторону. Вода ст..кала у нее с губ, и от этого ра..ходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, и..дала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение вз..шло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться оч..ртания гор, р..стущих на том берегу деревьев.
Ну вот, ребята ,с работой корректора вы справились. Скажите, трудно быть гра-мотным . А теперь начнем подводить итоги.
Составьте синквейн по ключевым словам урока: мастер, ошибка.
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Мастер,
способный, талантливый,
мастерит, создаёт, творит.
Мастера по работе видно.
Искусство.
Ошибка,
досадная, обидная,
огорчает, обижает, разочаровывает.
В ней неправильность действий, мыслей.
Дружба Сильная, сплочённая. Дружить, выручать, не предавать. Никогда не оставлять друга в беде. Верность.
|
Друзья Верные, надёжные. Помогут, спасут, подскажут. Никогда не подведут товарища. Опора. |
8.Рефлексия.
Беседа.
-Что было важным в сегодняшней встрече?
-Какие этапы мастерской особенно понравились? Запомнились? О чём пришлось
задуматься?
-Какие пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас ? Напишите их на
наших голубках и подарите тому, кому оно предназначено.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку-мастерской «Ошибка»
Ф. И. ученика …………………………
Число _____________________________
Тема урока__________________
1. Подберите однокоренные слова к слову МАСТЕР. Выделите корень в этих словах.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте высказывания, пословицы, поговорки о слове «мастер». Выпишите по одному на каждое утверждение: «соглашаюсь и разделяю»,
«сомневаюсь и размьппляю»,
«отрицаю и аргументирую».
Аргументируйте свой ответ.
Каков мастер, такова работа.
Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство - по искусству.
Всяк мастер на выучку берёт, а не всяк доучивает.
По работе и мастера знать.
У плохого мастера и пища плохая.
Работнику полтина, мастеру - рубль.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер.
Всякая работа мастера хвалит.
Люби дело - мастером будешь.
Всяк мастер на свой лад.
Мастеру свой секрет все ворота открывает.
На все руки мастер.
Мастера по работе видно.
Мастер глуп - нож туп.
Мастер мастеру не указывай, а только бы помочь сказывай.
Мастер из печёного яйца живого цыпленка вытащит.
Мастерство не кнут: из рук в руки не перебросишь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте текст. В какой части слова допущена ошибка? На какое правило? Исправьте ошибку и составьте алгоритм проверки ошибки.
Утренний ветерок пробИжал по лесу. Туман пришел в движение, и покОзался противоположный береК реки с зарАслями кустарника.
Вдруг пАслышался шЕрох гальки. Я оглянулся и раЗсмотрел две тени. Я предполОгал увидеть людей, но это окОзались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался жЫвотными.
Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого раЗходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, рОстущих на том берегу деревьев.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Составьте синквейн по ключевым словам урока: мастер, ошибка.
Правила построения синквейна:
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
5. Оцени свою работу в мастерской (подчеркни нужный ответ)
1) Тебе понравилось исследование в мастерской? Да. Нет.
2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.
3) Ты смог помочь кому-нибудь? Да. Нет.
4) Тебе помог кто-нибудь из ребят или учитель.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1 . Обучающие : создать условия для конструирования собственного знания учащихся по лексике, морфологии, морфемике и орфографии, учиться составлять синквейн . 2. Развивающие : развивать творческое воображение, монологическую речь учащихся, языковое чутьё, умение работать коллективно. З. Воспитывающие : развитие ассоциативного и аналитического мышления с привлечением жизненного опыта учащихся, приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового, умение внимательно слушать и сльшать , уважать мнение другого.
Мастерская К какой части речи относится это слово? От какого слова образовалось слово «мастерская»? Кто такой мастер? Подберите синонимы. Подберите однокоренные слова к слову «мастер».
Пословицы и поговорки Каков мастер, такова работа. Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство - по искусству. Всяк мастер на выучку берёт, а не всяк доучивает. По работе и мастера знать. У плохого мастера и пища плохая. Работнику полтина, мастеру - рубль. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер. Всякая работа мастера хвалит. Люби дело - мастером будешь. Всяк мастер на свой лад. Мастеру свой секрет все ворота открывает. На все руки мастер. Мастера по работе видно. Мастер глуп - нож туп. Мастер мастеру не указывай, а только бы помочь сказывай. Мастер из печёного яйца живого цыпленка вытащит. Мастерство не кнут: из рук в руки не перебросишь.
Ошибка Напишите ответ на вопрос: 1 группа: «Что вы переживаете, что испытываете, когда получаете плохую оценку?» 2 группа: «Какие чувства испытывает учитель, когда обнаруживает ваши ошибки?» 3 группа: Напишите ответ на вопрос: «Почему учитель исправляет ошибки?» 4 группа: Напишите ответ на вопрос: «Что главное для учителя, а что – для ученика?»
В чём заключается работа корректора? Утренний ветерок проб..жал по лесу. Туман пришел в движение, и пок .. зался противоположный бере .. реки с зар .. слями кустарника. Вдруг п..слышался ш .. рох гальки. Я ..глянулся и ра ..смотрел две тени. Я предпол .. гал увидеть людей, но это ок .. зались лоси. Они приближались к реке. Я з ..любовался ж.. вотными . Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода ст..кала у нее с губ, и от этого ра .. ходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, и..дала хриплый крик и бросилась к лесу. В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, р.. стущих на том берегу деревьев.
Правила построения синквейна : 1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна , определяющее содержание (обычно существительным). 2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному. 5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Спасибо за работу