Урок русского языка в 6 классе "Повелительное наклонение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе

Титеева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №72 г. Липецка

Тема урока: Повелительное наклонение глагола

 

Цель урока:
формировать умение  определять значение глаголов повелительного наклонения,  образовывать глаголы повелительного наклонения, распознавать их среди других глаголов; развивать логическое мышление; воспитывать коммуникативные навыки, ответственность.

Оборудование: таблицы, презентация

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povelitelnoe_naklonenie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Титеева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №72 г. Липецка

Тема урока: Повелительное наклонение глагола

Цель урока:
Формировать умение  определять значение
глаголов повелительного наклонения,  образовывать глаголы повелительного наклонения, распознавать их среди других глаголов; развивать логическое мышление; воспитывать коммуникативные навыки, ответственность

Оборудование: таблицы, презентация

Повелительное наклонение

Движение и его выражение – глагол –

являются основой языка

А.Н. Толстой

Не позволяй душе лениться…

Н.А. Заболоцкий

                                                            Ход урока, его этапы

  1. Мотивация

Здравствуйте, ребята!  Я рада вас видеть! Желаю вам  хорошего рабочего настроения на уроке и успехов! Откройте тетради, запишите дату, эпиграф урока, оставьте место для темы (записываем позже).

Слайд №1.

- Обратимся к первому эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? ( Глагол стоит на втором месте по употребляемости, он – основа движения всех окружающих  предметов.)

- Прочитайте известные слова Заболоцкого.  К чему призывает поэт? (Призывает к душевному развитию, борьбе с ленью,  постоянному труду.)

Пожелайте друг другу не лениться на пути открытия нового знания!

- Какие темы о глаголе мы уже изучили на прошлых уроках? ( Изучили изъявительное и условное наклонения)

- Хотели бы вы узнать о наклонении больше?

2. Актуализация. (Слайд №2)

Нам необходимо повторить то, что мы уже знаем.

- Обратите внимание на ряд терминов:

непостоянный морфологический признак

наклонение

изъявительное

условное

Что они означают? (Это характеристики глагола, его признаки)

а) Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

б) Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении?  (Слайд№3)

- Таким образом, что необходимо знать для определения наклонения глагола? (Грамматическое значение, форму наклонения)

- Какие способы действия мы умеем выполнять?

1. Находить глаголы в тексте

2. Определять форму изъявительного  и условного наклонения, а значит, видеть действие как реальный факт т как возможное или желательное.

 - Можете ли вы определить  наклонение любого глагола?

- Как нам выполнить это действие?  (Будем пробовать, учиться)

- Я предлагаю вам попробовать выполнить следующее задание: перед вами текст известной песни о друге В.С. Высоцкого. Давайте проведём исследование, поработаем в группах. (Дети работают в 3-х группах)

- Выпишите из текста  В.С. Высоцкого «Песня о друге» глаголы, обозначьте наклонение, укажите форму. ( Слайд 4)

             

              (1) Если друг оказался вдруг

        И не друг, и не враг, а - так,

        Если сразу не разберешь,

        Плох он или хорош,-

        Парня в горы тяни - рискни!

        Не бросай одного его,

        Пусть он в связке в одной с тобой -

        Там поймешь, кто такой.

        (2)Если парень в горах - не ах,

        Если сразу раскис и - вниз,

        Шаг ступил на ледник и - сник,

        Оступился - и в крик,-

        Значит, рядом с тобой - чужой,

        Ты его не брани - гони:

        Вверх таких не берут, и тут

        Про таких не поют.

        (3)Если ж он не скулил, не ныл,

        Пусть он хмур был и зол, но - шел,

        А когда ты упал со скал,

        Он стонал, но - держал,

        Если шел за тобой, как в бой,

        На вершине стоял хмельной,-

        Значит, как на себя самого,

        Положись на него.

  1. Оказался, ( не)   разберёшь, тяни, рискни, ( не)   бросай, поймёшь      
  2. Раскис, ступил, оступился,( не)  брани, гони , ( не)  берут, ( не)   поют
  3. ( Не)   скулил, ( не)   ныл, был, шёл, упал, стонал, стоял, положись

  Представители групп докладывают: преимущественно в тексте встретились глаголы изъявительного наклонения, которые стоят в форме настоящего, будущего времени 2 л., ед. ч.;  в форме прошедшего м.р. .  Они обозначают действие, которое является случившимся реальным фактом.

Встретились также глаголы – тяни, рискни, не бросай, не брани, гони, положись – которые похожи на глаголы изъявительного наклонения, стоят в форме 2 лица, ед. ч., но обозначают призыв к действию, повеление).

  1.  Постановка проблемы  и построение проекта выхода из затруднения 

 – Какое задание мы выполняли? (Искали глаголы и определяли у них наклонение.)

– Удалось нам выполнить это задание? (Рискнём ответить: и да, и нет. Столкнулись с тем, что путаем формы глаголов.)

–Где возникли затруднения? Почему?  (При определении формы наклонения,  не хватает знаний.)

- Какую цель мы перед собой поставим?   (Слайд №5)

 -  Познакомимся со значением глаголов повелительного наклонения и их образованием, будем формировать умение распознавать  такие глаголы в тексте. 

Мы подошли к тому, чтобы сформулировать  тему урока.

Повелительное наклонение. Слайд №6

Записываем в тетрадь

- Каким вы видите план достижения цели урока?

Можно предложить план, который поможет быстрому нахождению глаголов повелительного наклонения.

- Давайте составим план действий. Слайд №10

1) Найти глагол в тексте

2) Определить значение (глагол --→ требуемое действие)

3) Выяснить,  в какой форме стоит глагол

Приступим к его реализации. Следуя плану, найдите глаголы повелительного наклонения. (Слайды №7,8)

Значение

Реальное действие

Возможное действие

Требуемое действие

- Прочитайте информацию в учебнике. Сравните наши выводы с выводом в учебнике.

Они совпали.

Обратите внимание на опорную таблицу, заметьте: глаголы повелительного наклонения не имеют времени!

-  Дома проанализируете таблицу образования форм повелительного наклонения глаголов, добавите свои примеры, сделаете выводы. Слайд №9.

  1. Реализация проекта

Выпишите в столбик из текста стих. Высоцкого глаголы, побуждающие к действию.

- тяни, рискни, ( не)   бросай, положись,( не)  брани, гони, положись

Вывод учащегося: все глаголы повелительного наклонения стоят в одной форме – в форме 2-го лица, ед.ч.

- Образуйте устно от данных глаголов форму 2-го лица множественного числа.

Слайд №11

Учитель: Данные глаголы помогают раскрыть идею текста. Они призывают к действию.
В непростой жизненной ситуации мы часто сталкиваемся с трудностями и стоим перед выбором. Высоцкий убеждает нас в том, что взаимоподдержка в таких случаях необходима.  Напротив, если этого не будет то «ах», возможна трагедия…

  1. Первичное закрепление во внешней речи учащихся

-  Давайте закрепим  полученные знания

-  Перед вами отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. (Чтение стихотворения учащимися). Слайд №12

Николай Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!..

- Найдите глаголы в форме повелительного наклонения, докажите их принадлежность к данной категории наклонения.

Фронтальный опрос. Слайд №13

Не позволяя -й

Гон-и

Тащ-и

Не разреша-й

Держ-и

Вывод учащихся:Все глаголы повелительного наклонения обозначают требуемое действие и стоят в одной форме   2-го л., ед.ч.

- Устали?  Вновь у нас физкультминутка. Слайд №14.

 Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!

.

  1. Самостоятельная работа

Цель: проверить на основе сопоставлении с планом умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.

– Пришло проверить свои силы. Выполните самостоятельную работу.

 Работа в парах с последующей самопроверкой (+-)

- Преобразуйте предложения. У вас на партах текст-памятка «Приготовление домашних заданий». Слайд№15.

Поставьте глаголы в форму повелительного наклонеие мн.ч.. Отметьте суффиксы и окончания глаголов. Получится текст.

- Самопроверка на экране. Слайд №16

- Кто выполнил без ошибок? Молодцы!

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Над чем надо поработать?

- Чему мы научились?

  1. Включение в систему знаний и повторение. Выполнение заданий

- Ребята! А где пригодятся полученные знания?

(При выполнении домашнего задания, связанного с характеристикой героя жудожественного произведения, при составлении памяток, при написании различных рецептов…)

  1. Сейчас прозвучит отрывок из стихотворения Э. Успенского «Про Вову

 Сидорова». Слайд№17

Про Сидорова Вову

Вышло так, что мальчик Вова

Был ужасно избалован.

Чистенький и свеженький,

Был он жутким неженкой.

 

Начиналось все с рассвета:

-  Дайте то! Подайте это!

Посадите на коня.

Посмотрите на меня!

 

* * * * * * * * *

Мальчика ради

Тёти и дяди

Делали невозможное:

Пекли пирожное,

Дарили наперегонки

Велосипеды и коньки…

- Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в характеристике героя Успенского?

(Глаголы – дайте, подайте, посадите, посмотрите – несут информацию о личности. Вова Сидоров  - герой капризный, безвольный, эгоистичный, лишённый самостоятельных поступков)

  1. Игра «Поймай на слух».  Поймай на слух глаголы повелительного наклонения. Слайд №18

Спешите, жилось, растим, лети, рассказывай, вспоминай, ждал, спасёт, говорят, подрасту, выполни, приучите, обещал…

3)Выполни тест из шести заданий  ( с последующей взаимопроверкой). Слайд №19

1.в     2.в   3.   4.в  5.в     6.в

Критерии оценок:

 «5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - более 3-х ошибок.

Листочки в конце урока сдайте.

  1. Домашнее задание.  Слайд №21

Для всех:

  1. Правило  § 85.
  2. Проанализируйте таблицу образования форм повелительного наклонения глаголов. Сделайте выводы, добавьте свои примеры

По выбору:

1)Составить 5-10 предложений на одну из тем:

«Мой фирменный рецепт»

«Правила  хорошего тона»

2)  Упражнение 492

  1. Рефлексия. Слайд №22

1) Какую цель мы поставили к уроку

( Познакомиться со значением и образованием глаголов  повелительного  наклонения).

- Как вы считаете, мы её достигли? ( Да, мы выяснили, что глаголы в повелительном наклонении имеют значение требуемого действия, образуются с помощью суффиксов  -и-, -й- и окончания мн.ч. –те )

2) Чему учились на уроке?

- Учились находить глаголы повелительного наклонения в тексте

- Определять значение глаголов повелительного наклонения

- Употреблять глаголы повелительного наклонения в письменной речи

- Учились при этом правильно писать глаголы в форме повелительного наклонения.

3) Что было для вас на уроке самым интересным? А самым трудным?

- Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть? Что для этого нужно воспитать в себе?

4) Возвращение к эпиграфам.

5) Оцените  себя на уроке

- Дайте оценку работы класс на уроке

- Оцените работу  группы, оцените себя на уроке

( Учащиеся оценивают себя по желанию, т.к. изучался новый материал)

Красный смайлик: всё понял

Жёлтый: не совсем понял

Зелёный: для меня это сложный материал

6) Комментарий  оценок

7) Спасибо за урок. Слайд №23

Презентация*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс

Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...