Урок русского языка в 6 классе "Повелительное наклонение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе
Титеева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №72 г. Липецка
Тема урока: Повелительное наклонение глагола
Цель урока:
формировать умение определять значение глаголов повелительного наклонения, образовывать глаголы повелительного наклонения, распознавать их среди других глаголов; развивать логическое мышление; воспитывать коммуникативные навыки, ответственность.
Оборудование: таблицы, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povelitelnoe_naklonenie.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Титеева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №72 г. Липецка
Тема урока: Повелительное наклонение глагола
Цель урока:
Формировать умение определять значение глаголов повелительного наклонения, образовывать глаголы повелительного наклонения, распознавать их среди других глаголов; развивать логическое мышление; воспитывать коммуникативные навыки, ответственность
Оборудование: таблицы, презентация
Повелительное наклонение
Движение и его выражение – глагол –
являются основой языка
А.Н. Толстой
Не позволяй душе лениться…
Н.А. Заболоцкий
Ход урока, его этапы
- Мотивация
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке и успехов! Откройте тетради, запишите дату, эпиграф урока, оставьте место для темы (записываем позже).
Слайд №1.
- Обратимся к первому эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? ( Глагол стоит на втором месте по употребляемости, он – основа движения всех окружающих предметов.)
- Прочитайте известные слова Заболоцкого. К чему призывает поэт? (Призывает к душевному развитию, борьбе с ленью, постоянному труду.)
Пожелайте друг другу не лениться на пути открытия нового знания!
- Какие темы о глаголе мы уже изучили на прошлых уроках? ( Изучили изъявительное и условное наклонения)
- Хотели бы вы узнать о наклонении больше?
2. Актуализация. (Слайд №2)
Нам необходимо повторить то, что мы уже знаем.
- Обратите внимание на ряд терминов:
непостоянный морфологический признак
наклонение
изъявительное
условное
Что они означают? (Это характеристики глагола, его признаки)
а) Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
б) Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? (Слайд№3)
- Таким образом, что необходимо знать для определения наклонения глагола? (Грамматическое значение, форму наклонения)
- Какие способы действия мы умеем выполнять?
1. Находить глаголы в тексте
2. Определять форму изъявительного и условного наклонения, а значит, видеть действие как реальный факт т как возможное или желательное.
- Можете ли вы определить наклонение любого глагола?
- Как нам выполнить это действие? (Будем пробовать, учиться)
- Я предлагаю вам попробовать выполнить следующее задание: перед вами текст известной песни о друге В.С. Высоцкого. Давайте проведём исследование, поработаем в группах. (Дети работают в 3-х группах)
- Выпишите из текста В.С. Высоцкого «Песня о друге» глаголы, обозначьте наклонение, укажите форму. ( Слайд 4)
(1) Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
(2)Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и - сник,
Оступился - и в крик,-
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
(3)Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
- Оказался, ( не) разберёшь, тяни, рискни, ( не) бросай, поймёшь
- Раскис, ступил, оступился,( не) брани, гони , ( не) берут, ( не) поют
- ( Не) скулил, ( не) ныл, был, шёл, упал, стонал, стоял, положись
Представители групп докладывают: преимущественно в тексте встретились глаголы изъявительного наклонения, которые стоят в форме настоящего, будущего времени 2 л., ед. ч.; в форме прошедшего м.р. . Они обозначают действие, которое является случившимся реальным фактом.
Встретились также глаголы – тяни, рискни, не бросай, не брани, гони, положись – которые похожи на глаголы изъявительного наклонения, стоят в форме 2 лица, ед. ч., но обозначают призыв к действию, повеление).
- Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения
– Какое задание мы выполняли? (Искали глаголы и определяли у них наклонение.)
– Удалось нам выполнить это задание? (Рискнём ответить: и да, и нет. Столкнулись с тем, что путаем формы глаголов.)
–Где возникли затруднения? Почему? (При определении формы наклонения, не хватает знаний.)
- Какую цель мы перед собой поставим? (Слайд №5)
- Познакомимся со значением глаголов повелительного наклонения и их образованием, будем формировать умение распознавать такие глаголы в тексте.
Мы подошли к тому, чтобы сформулировать тему урока.
Повелительное наклонение. Слайд №6
Записываем в тетрадь
- Каким вы видите план достижения цели урока?
Можно предложить план, который поможет быстрому нахождению глаголов повелительного наклонения.
- Давайте составим план действий. Слайд №10
1) Найти глагол в тексте
2) Определить значение (глагол --→ требуемое действие)
3) Выяснить, в какой форме стоит глагол
Приступим к его реализации. Следуя плану, найдите глаголы повелительного наклонения. (Слайды №7,8)
Значение | Реальное действие | Возможное действие | Требуемое действие |
- Прочитайте информацию в учебнике. Сравните наши выводы с выводом в учебнике.
Они совпали.
Обратите внимание на опорную таблицу, заметьте: глаголы повелительного наклонения не имеют времени!
- Дома проанализируете таблицу образования форм повелительного наклонения глаголов, добавите свои примеры, сделаете выводы. Слайд №9.
- Реализация проекта
Выпишите в столбик из текста стих. Высоцкого глаголы, побуждающие к действию.
- тяни, рискни, ( не) бросай, положись,( не) брани, гони, положись
Вывод учащегося: все глаголы повелительного наклонения стоят в одной форме – в форме 2-го лица, ед.ч.
- Образуйте устно от данных глаголов форму 2-го лица множественного числа.
Слайд №11
Учитель: Данные глаголы помогают раскрыть идею текста. Они призывают к действию.
В непростой жизненной ситуации мы часто сталкиваемся с трудностями и стоим перед выбором. Высоцкий убеждает нас в том, что взаимоподдержка в таких случаях необходима. Напротив, если этого не будет то «ах», возможна трагедия…
- Первичное закрепление во внешней речи учащихся
- Давайте закрепим полученные знания
- Перед вами отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. (Чтение стихотворения учащимися). Слайд №12
Николай Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!..
- Найдите глаголы в форме повелительного наклонения, докажите их принадлежность к данной категории наклонения.
Фронтальный опрос. Слайд №13
Не позволяя -й
Гон-и
Тащ-и
Не разреша-й
Держ-и
Вывод учащихся:Все глаголы повелительного наклонения обозначают требуемое действие и стоят в одной форме 2-го л., ед.ч.
- Устали? Вновь у нас физкультминутка. Слайд №14.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
.
- Самостоятельная работа
Цель: проверить на основе сопоставлении с планом умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.
– Пришло проверить свои силы. Выполните самостоятельную работу.
Работа в парах с последующей самопроверкой (+-)
- Преобразуйте предложения. У вас на партах текст-памятка «Приготовление домашних заданий». Слайд№15.
Поставьте глаголы в форму повелительного наклонеие мн.ч.. Отметьте суффиксы и окончания глаголов. Получится текст.
- Самопроверка на экране. Слайд №16
- Кто выполнил без ошибок? Молодцы!
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Над чем надо поработать?
- Чему мы научились?
- Включение в систему знаний и повторение. Выполнение заданий
- Ребята! А где пригодятся полученные знания?
(При выполнении домашнего задания, связанного с характеристикой героя жудожественного произведения, при составлении памяток, при написании различных рецептов…)
- Сейчас прозвучит отрывок из стихотворения Э. Успенского «Про Вову
Сидорова». Слайд№17
Про Сидорова Вову
Вышло так, что мальчик Вова
Был ужасно избалован.
Чистенький и свеженький,
Был он жутким неженкой.
Начиналось все с рассвета:
- Дайте то! Подайте это!
Посадите на коня.
Посмотрите на меня!
* * * * * * * * *
Мальчика ради
Тёти и дяди
Делали невозможное:
Пекли пирожное,
Дарили наперегонки
Велосипеды и коньки…
- Какую роль играют глаголы повелительного наклонения в характеристике героя Успенского?
(Глаголы – дайте, подайте, посадите, посмотрите – несут информацию о личности. Вова Сидоров - герой капризный, безвольный, эгоистичный, лишённый самостоятельных поступков)
- Игра «Поймай на слух». Поймай на слух глаголы повелительного наклонения. Слайд №18
Спешите, жилось, растим, лети, рассказывай, вспоминай, ждал, спасёт, говорят, подрасту, выполни, приучите, обещал…
3)Выполни тест из шести заданий ( с последующей взаимопроверкой). Слайд №19
1.в 2.в 3. 4.в 5.в 6.в
Критерии оценок:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - более 3-х ошибок.
Листочки в конце урока сдайте.
- Домашнее задание. Слайд №21
Для всех:
- Правило § 85.
- Проанализируйте таблицу образования форм повелительного наклонения глаголов. Сделайте выводы, добавьте свои примеры
По выбору:
1)Составить 5-10 предложений на одну из тем:
«Мой фирменный рецепт»
«Правила хорошего тона»
2) Упражнение 492
- Рефлексия. Слайд №22
1) Какую цель мы поставили к уроку
( Познакомиться со значением и образованием глаголов повелительного наклонения).
- Как вы считаете, мы её достигли? ( Да, мы выяснили, что глаголы в повелительном наклонении имеют значение требуемого действия, образуются с помощью суффиксов -и-, -й- и окончания мн.ч. –те )
2) Чему учились на уроке?
- Учились находить глаголы повелительного наклонения в тексте
- Определять значение глаголов повелительного наклонения
- Употреблять глаголы повелительного наклонения в письменной речи
- Учились при этом правильно писать глаголы в форме повелительного наклонения.
3) Что было для вас на уроке самым интересным? А самым трудным?
- Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть? Что для этого нужно воспитать в себе?
4) Возвращение к эпиграфам.
5) Оцените себя на уроке
- Дайте оценку работы класс на уроке
- Оцените работу группы, оцените себя на уроке
( Учащиеся оценивают себя по желанию, т.к. изучался новый материал)
Красный смайлик: всё понял
Жёлтый: не совсем понял
Зелёный: для меня это сложный материал
6) Комментарий оценок
7) Спасибо за урок. Слайд №23
Презентация*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.
Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Презентация к уроку русского языка "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"
Презентация к уроку...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс
Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...