Правописание существительных с суффиксами –ек- и –ик-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Создание условий для формирования у детей умения писать суффиксы –ек- и –ик-.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание существительных с суффиксами –ек- и -ик-.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:

- Да здравствует радость рассветного часа!

  Вхожу в тишину приумолкшего класса,

  Открою журнал на заветной странице,

  Здесь дата и тема. Давайте учиться?

  Давайте учиться свободно и строго

  Владению словом. Пора нам в дорогу!

  Тому, что случилось и может случиться.

  Давайте учиться? Давайте учиться!

- Ребята, давайте оформим тетради. Записываем в них число, классная работа. А вот тему пока записывать не будем. Ее мы запишем чуть позже.

2.

Учитель.

- Ребята перед вами лежит текст, проработайте его,  на полях отметьте информацию знаками  (вы ставите на полях рядом с утверждением «+», если вы это знали ранее;

«-«, если, по вашему мнению, информация ошибочная; «!», если на данную информацию следует обратить особое внимание; «?», если это информация новая).

- После того, как вы проработаете его самостоятельно, обсудите свои результаты с соседом по парте.

Учитель:

-  Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

Учитель:

- Ребята,  давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

- Ребята, какая проблема возникла перед Витей Перестукиным?

- Ребятки, а вы можете определить тему нашего урока.

- Давайте зафиксируем  тему  урока в тетрадь.

-  А вы, шестиклассники, готовы решить проблему, возникшую перед Витей?

- Ребята, начертите, пожалуйста, у себя в тетрадях шкалу самооценки по пятибальной системе  и оцените свой уровень знаний по теме урока на начало занятия.

-  Знаем ли мы, как они пишутся?

-  Как мы можем узнать об этом?

- Какой путь вы выбираете?

- Вы угадываете мой мысли. Я вам тоже хотела предложить  провести некий эксперимент, исследование.

- Вы принимаете мое предложение?

- Вам известно, что любое исследование начинается с выдвижения некоего предположения, т.е. гипотезы.

- А каковы ваши предположения о том, в каком случае пишется суффикс –ек, а в каком суффикс –ик.

- Наши гипотезы выдвинуты и  зафиксированы. Теперь нам необходимо спланировать свою деятельность.

 - В качестве средства проверки ваших предположений (гипотез) я предлагаю вам карточки и поработать с этим материалом в группах.  Вам необходимо сопоставить материал, данный на карточках, и попытаться выяснить  в каких случаях пишется суффикс –ик, а в каких –ек. Свои выводы представьте в виде схемы или модели.

.

- Ребята, я вижу вы уже готовы. Представьте, пожалуйста, схемы, которые получились у вас в результате вашего  творчества.

- Я предлагаю первой группе защитить свою схему. И сказать когда, по их мнению, в слове пишется  суффикс –ек-.

- Я предлагаю второй группе защитить свою схему. И сказать в каких случаях, по их мнению, пишется суффикс –ик.

- Я вижу, что ваши выводы совпадают.

- А теперь давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин.

- Ребята, а как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

- Давайте обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 100.    Прочитайте правило.  Правильные мы выводы сделали?

- Давайте соотнесем ваши предположения и полученные вами результаты. Была ли среди выдвинутых гипотез верная.

- И таким образом, мы вывели правило написания суффикса –ек- и –ик-.  Что мы должны делать дальше?

- Согласна с вами. Теперь нам необходимо «открыть» способ проверки написания суффикса –ек- и –ик-.

-  Давайте попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы, используя созданные вами модели

(Дети предлагают свои варианты).

-  Зафиксируйте, пожалуйста, алгоритм к себе в тетрадь.

3. Первичное закрепление новых знаний

Учитель:

- Итак, ребята, давайте снова обратимся к плану нашей деятельности на уроке. И мы можем сделать вывод о том, что второй пункт плана выполнен. То есть, мы вывели  алгоритм действий правильного написания суффикса –ик- и –ек-.

- И что мы должны делать дальше?

- Согласна. Мы должны научиться применять это правило.

- Я предлагаю вам три конверта. В них находятся карточки с заданиями. Но эти задания разноуровневые.  В первом конверте находятся задания первой степени сложности. Здесь необходимо вставить пропущенные буквы в словах с суффиксами –ек и –ик. Во втором конверте – задание более сложное. Оно следующее: вам необходимо исправить допущенные в словах ошибки. И в третьем конверте находится самое сложное задание. Вам необходимо в  предложения вставить  подходящие по смыслу слов с суффиксами –ек и –ик. Степень сложности заданий каждый для себя определяет сам. То есть вы берете задание из того конверта, с которым, по вашему мнению, на данном этапе вы реально справитесь.

(Проверка задания!!!)

- Вложить карточки в тетрадь.

5. Рефлексия.

Учитель:

- Какова была тема урока?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какое умение мы оценивали в начале урока?

- Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

- Чье умение писать суффиксы изменилось? Как?  Кто остался на том же уровне?

- Мне очень приятно, что вы усвоили эту тему. Я поняла это не только по вашей шкале самооценки, но и по тем заданиям, которые вы для себя выбрали и как вы с ними справились.

6.Домашнее задание. 

- Домашнее задание для вас я вывешу в вашем уголке домашних заданий в классе.

- Все вы сегодня были умнички .Спасибо вам за урок, мне очень приятно было с вами работать. До свидания.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

  1. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
  • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
  • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
  • Выделить в слове суффикс.

        3. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

        4. Есть два похожих суффикса: –ик– и  –ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик],  

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.  

_________________________________________________________________________

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

  1. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
  • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
  • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
  • Выделить в слове суффикс.

             3. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

             4.    Есть два похожих суффикса: –ик– и  –ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик],  

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.  

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

  1. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
  • Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
  • Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
  • Выделить в слове суффикс.

  1. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное      

значение.

                   4.    Есть два похожих суффикса: –ик– и  –ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик],  

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.  

  • Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик                (нет) кармашка

садик                        (нет) пенёчка

кармашек                (нет) садика

пенёчек _                (нет) билетика

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах –ик- и –ек-.

Образец: Зайчик  - нет зайчика

Сыноч…к – нет

Подароч…к  - нет

Мяч…к  - нет

Самолет…к  - нет

Звоноч…к  - нет

Дружоч…к  - нет

Ключ…к  - нет

Карандаш…к  - нет

Ореш…к  - нет

Пузыреч…к – нет

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

________________________________________________  Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах –ик- и –ек-.

Образец: Зайчик  - нет зайчика

Сыноч…к – нет

Подароч…к  - нет

Мяч…к  - нет

Самолет…к  - нет

Звоноч…к  - нет

Дружоч…к  - нет

Ключ…к  - нет

Карандаш…к  - нет

Ореш…к  - нет

Пузыреч…к – нет

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

 Найдите и исправьте допущенные в словах ошибки.

Обозначьте суффиксы.

     Образец: носек – нет носика

 Дружочик –

Сыночек –

Подарочик –

Самолетик –

Звоночек –

Пузыречик –

Василечек –

Орешик –

Звоночек –

Огонечик –

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

Найдите и исправьте допущенные в словах ошибки. Обозначьте суффиксы.

     Образец: носек – нет носика

 Дружочик –

Сыночек –

Подарочик –

Самолетик –

Звоночек –

Пузыречик –

Василечек –

Орешик –

Звоночек –

Огонечик –

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

_____________________________________________________

Вставьте вместо многоточия подходящие по смыслу слова с суффиксами –ик- или –ек-. Выделите суффиксы.

В углу стоял игрушечный  ______________, который окружали четыре маленькие стула.

На одном из них сидел ушастый _____________ .

На столе стоял блестящий ______________ , который окружали беленькие _____________ .

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

______________________________________________________

На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с суффиксами –ик- или –ек-. Выделите суффиксы.

В углу стоял игрушечный ___________ , который окружали четыре маленькие стула.

На одном из них сидел ушастый _______________ .

На столе стоял блестящий _____________ , который окружали беленькие ______________ .

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

Найдите и исправьте допущенные в словах ошибки. Обозначьте суффиксы.

     Образец: носек – нет носика

 Дружочик –

Сыночек –

Подарочик –

Самолетик –

Звоночек –

Пузыречик –

Василечек –

Орешик –

Звоночек –

Огонечик –

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

______________________________________________________

На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с суффиксами –ик- или –ек-. Выделите суффиксы.

В углу стоял игрушечный ___________ , который окружали четыре маленькие стула.

На одном из них сидел ушастый _______________ .

На столе стоял блестящий _____________ , который окружали беленькие ______________ .

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

«5»

«4»

«3»

«2»

МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г. Перми

Кузнецова Ирина Александровна

Проект урока русского языка

Тема: Правописание существительных с суффиксами –ек- и –ик-.

Цель: Создание условий для формирования у детей умения писать суффиксы –ек- и –ик-.

Задачи:

  1. Помочь детям вывести и сформулировать правило  правописания суффиксов –ек- - -ик-.
  2. Способствовать формированию умения планировать собственную  деятельность и действовать по алгоритму.
  3. Содействовать формированию исследовательских компетенций учащихся.

Название этапа

Содержание этапа

Ожидаемый результат

Организационный момент

Приветствие. Положительная установка-рифмовка.

Мотивация к деятельности на уроке.

Целеполагание

С помощью учителя учащиеся формулируют тему урока, ставят цель, планируют свою деятельность на уроке.

Ученики понимают и принимают важность темы данного урока.

Открытие нового знания. Элементы исследования.

Вывести правило правописания существительных с суффиксами

–ек- - ик-.

Ученики в результате наблю-дения должны прийти к  выводу о том, что  если при изменении формы слова гласный звук выпадает , то пишем суффикс –ек-, а если не выпадает – суффикс –ик-. Выработать алгоритм действий при написании суффиксов –ек- - -ик-

Первичное закрепление

Дифференцированная работа по карточкам.

Умение правильно писать суффиксы –ек- - -ик-.

Рефлексия

- Какова была тема урока?

- Что нового вы сегодня узнали?

Дети отвечают на вопросы, оценивают свое умение писать суффиксы –ек- - -ик- в шкале самооценки.

 

Анализ урока русского языка.

Тема урока: Правописание существительных с суффиксами –ек- и -ик-.

Реализуемая программа: программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Баранова. Но мы ее адаптируем под специфику данного контингента учащихся,  используя рекомендации журнала «Дефектология» 1993 года

Учебник: учебник русского языка под редакцией Баранова, Ладыженской 

Цель: Создание условий для формирования у детей умения писать суффиксы –ек- и –ик-.

Задачи:

  1. Помочь детям вывести и сформулировать правило  правописания суффиксов –ек- - -ик-.
  2. Способствовать формированию умения планировать собственную  деятельность и действовать по алгоритму.
  3. Содействовать формированию исследовательских компетенций учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Для достижения поставленных цели и задач мною были выбраны следующие методы обучения:

  • Частично-поисковый
  • Наглядный (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
  • Практический (для развития практических умений и навыков).
  • Сквозной метод работы на уроке – анализ языкового материала по теме «Правописание суффиксов –ик- и –ек-.)

На данном уроке реализована модель проблемно-диалогического урока.

Урок состоит из  основных этапов:

  • «открытие»  правила  написания суффиксов –ик - и –ек-.
  • закрепление умений использования правила при выполнении заданий письменного характера.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным.

В подборе содержания урока я использовала упражнения из дополнительной литературы, т.к. в учебнике недостаточно языкового материала по данной теме.

 .эоНа начальном этапе урока считаю уместным использование такого методический прием как «инсерт», который требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать текст, а вчитываться в него, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации.

На этапе объяснения нового была создана проблемная ситуация, побуждающая диалог-мотив для изучения нового материала. Применялся, так называемый, прием «мозгового штурма». Учащимся предлагалось, рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о написании суффикса –ик- и –ек-. Такое задание формирует исследовательские компетенции, развивает речь, внимание, наблюдательность. Данная работа велась в  группах (таким образом, у детей снималась тревожность, мнительность, нерешительность) Группы были созданы хаотично. Ребята обсуждают проблему, делают выводы и выступают у доски. В результате общение на данном этапе урока было продуктивным и качественным.

        

Я ожидала, ….

Я думала, что это было основной трудностью.

Учащиеся довольно успешно справились со следующей учебной задачей. Они составили алгоритм действий при написании суффиксов –ик- и –ек-. На данном этапе развиваются организационные умения (самостоятельно составлять план действий, сверять свои действия с целью). По мере того, как учащиеся называют шаги действия  их вниманию предлагался алгоритм, изображенный на слайде. В работу включается несколько видов памяти учащихся (зрительная, механическая, слуховая, образная, эмоциональная). Таким образом, создаются благоприятные условия для перехода информации в долговременную память.

        Использование разноуровневых заданий мною вполне обоснована, т. к. я создала ситуацию, где дети могут адекватно оценить свои возможности, а я тем самым простроить дальнейшую работу с ними.

        Заключительный рефлексивный этап урока показал, что шкала самооценки достаточно высокая …

        

        Я считаю, что мне удалось решить поставленные цели и задачи, сохранив продуктивную мотивацию обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ...

Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).

Урок русского языка в 5 классе.  Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).  Учебник под ред. А.Д.Шмелева.  ФГОС....

Презентация к уроку "Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- ( -ЩИК-)".

Презентация  к  уроку  "Правописание  существительных  с  суффиксом  -ЧИК- (-ЩИК-).  ФГОС...

Урок русского языка "Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик -"

Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Правописание существительных с суффиксом –чик- // -щик-

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Правописание существительных с суффиксом  –чик- // -щик-...

конспект урока "Правописание существительных с суффиксом – чик- - щик – 5 А класс

Урок изучения нового материала. Материал соответствует требованиям ФГОС( по УМК Л.М.Рыбченковой)...