Правописание существительных с суффиксами –ек- и –ик-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Создание условий для формирования у детей умения писать суффиксы –ек- и –ик-.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание существительных с суффиксами –ек- и -ик-.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
- Да здравствует радость рассветного часа!
Вхожу в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на заветной странице,
Здесь дата и тема. Давайте учиться?
Давайте учиться свободно и строго
Владению словом. Пора нам в дорогу!
Тому, что случилось и может случиться.
Давайте учиться? Давайте учиться!
- Ребята, давайте оформим тетради. Записываем в них число, классная работа. А вот тему пока записывать не будем. Ее мы запишем чуть позже.
2.
Учитель.
- Ребята перед вами лежит текст, проработайте его, на полях отметьте информацию знаками (вы ставите на полях рядом с утверждением «+», если вы это знали ранее;
«-«, если, по вашему мнению, информация ошибочная; «!», если на данную информацию следует обратить особое внимание; «?», если это информация новая).
- После того, как вы проработаете его самостоятельно, обсудите свои результаты с соседом по парте.
Учитель:
- Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
Учитель:
- Ребята, давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
- Ребята, какая проблема возникла перед Витей Перестукиным?
- Ребятки, а вы можете определить тему нашего урока.
- Давайте зафиксируем тему урока в тетрадь.
- А вы, шестиклассники, готовы решить проблему, возникшую перед Витей?
- Ребята, начертите, пожалуйста, у себя в тетрадях шкалу самооценки по пятибальной системе и оцените свой уровень знаний по теме урока на начало занятия.
- Знаем ли мы, как они пишутся?
- Как мы можем узнать об этом?
- Какой путь вы выбираете?
- Вы угадываете мой мысли. Я вам тоже хотела предложить провести некий эксперимент, исследование.
- Вы принимаете мое предложение?
- Вам известно, что любое исследование начинается с выдвижения некоего предположения, т.е. гипотезы.
- А каковы ваши предположения о том, в каком случае пишется суффикс –ек, а в каком суффикс –ик.
- Наши гипотезы выдвинуты и зафиксированы. Теперь нам необходимо спланировать свою деятельность.
- В качестве средства проверки ваших предположений (гипотез) я предлагаю вам карточки и поработать с этим материалом в группах. Вам необходимо сопоставить материал, данный на карточках, и попытаться выяснить в каких случаях пишется суффикс –ик, а в каких –ек. Свои выводы представьте в виде схемы или модели.
.
- Ребята, я вижу вы уже готовы. Представьте, пожалуйста, схемы, которые получились у вас в результате вашего творчества.
- Я предлагаю первой группе защитить свою схему. И сказать когда, по их мнению, в слове пишется суффикс –ек-.
- Я предлагаю второй группе защитить свою схему. И сказать в каких случаях, по их мнению, пишется суффикс –ик.
- Я вижу, что ваши выводы совпадают.
- А теперь давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин.
- Ребята, а как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?
- Давайте обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 100. Прочитайте правило. Правильные мы выводы сделали?
- Давайте соотнесем ваши предположения и полученные вами результаты. Была ли среди выдвинутых гипотез верная.
- И таким образом, мы вывели правило написания суффикса –ек- и –ик-. Что мы должны делать дальше?
- Согласна с вами. Теперь нам необходимо «открыть» способ проверки написания суффикса –ек- и –ик-.
- Давайте попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы, используя созданные вами модели
(Дети предлагают свои варианты).
- Зафиксируйте, пожалуйста, алгоритм к себе в тетрадь.
3. Первичное закрепление новых знаний
Учитель:
- Итак, ребята, давайте снова обратимся к плану нашей деятельности на уроке. И мы можем сделать вывод о том, что второй пункт плана выполнен. То есть, мы вывели алгоритм действий правильного написания суффикса –ик- и –ек-.
- И что мы должны делать дальше?
- Согласна. Мы должны научиться применять это правило.
- Я предлагаю вам три конверта. В них находятся карточки с заданиями. Но эти задания разноуровневые. В первом конверте находятся задания первой степени сложности. Здесь необходимо вставить пропущенные буквы в словах с суффиксами –ек и –ик. Во втором конверте – задание более сложное. Оно следующее: вам необходимо исправить допущенные в словах ошибки. И в третьем конверте находится самое сложное задание. Вам необходимо в предложения вставить подходящие по смыслу слов с суффиксами –ек и –ик. Степень сложности заданий каждый для себя определяет сам. То есть вы берете задание из того конверта, с которым, по вашему мнению, на данном этапе вы реально справитесь.
(Проверка задания!!!)
- Вложить карточки в тетрадь.
5. Рефлексия.
Учитель:
- Какова была тема урока?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое умение мы оценивали в начале урока?
- Давайте оценим умение писать суффиксы –ик –,–ек – еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
- Чье умение писать суффиксы изменилось? Как? Кто остался на том же уровне?
- Мне очень приятно, что вы усвоили эту тему. Я поняла это не только по вашей шкале самооценки, но и по тем заданиям, которые вы для себя выбрали и как вы с ними справились.
6.Домашнее задание.
- Домашнее задание для вас я вывешу в вашем уголке домашних заданий в классе.
- Все вы сегодня были умнички .Спасибо вам за урок, мне очень приятно было с вами работать. До свидания.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
- Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
- Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
- Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
- Выделить в слове суффикс.
3. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],
[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
_________________________________________________________________________
- Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
- Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
- Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
- Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
- Выделить в слове суффикс.
3. Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],
[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
- Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
- Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
- Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
- Выделить в слове суффикс.
- Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное
значение.
4. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик],
[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
- Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек _ (нет) билетика
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах –ик- и –ек-.
Образец: Зайчик - нет зайчика
Сыноч…к – нет
Подароч…к - нет
Мяч…к - нет
Самолет…к - нет
Звоноч…к - нет
Дружоч…к - нет
Ключ…к - нет
Карандаш…к - нет
Ореш…к - нет
Пузыреч…к – нет
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
________________________________________________ Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах –ик- и –ек-.
Образец: Зайчик - нет зайчика
Сыноч…к – нет
Подароч…к - нет
Мяч…к - нет
Самолет…к - нет
Звоноч…к - нет
Дружоч…к - нет
Ключ…к - нет
Карандаш…к - нет
Ореш…к - нет
Пузыреч…к – нет
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Найдите и исправьте допущенные в словах ошибки.
Обозначьте суффиксы.
Образец: носек – нет носика
Дружочик –
Сыночек –
Подарочик –
Самолетик –
Звоночек –
Пузыречик –
Василечек –
Орешик –
Звоночек –
Огонечик –
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Найдите и исправьте допущенные в словах ошибки. Обозначьте суффиксы.
Образец: носек – нет носика
Дружочик –
Сыночек –
Подарочик –
Самолетик –
Звоночек –
Пузыречик –
Василечек –
Орешик –
Звоночек –
Огонечик –
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
_____________________________________________________
Вставьте вместо многоточия подходящие по смыслу слова с суффиксами –ик- или –ек-. Выделите суффиксы.
В углу стоял игрушечный ______________, который окружали четыре маленькие стула.
На одном из них сидел ушастый _____________ .
На столе стоял блестящий ______________ , который окружали беленькие _____________ .
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
______________________________________________________
На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с суффиксами –ик- или –ек-. Выделите суффиксы.
В углу стоял игрушечный ___________ , который окружали четыре маленькие стула.
На одном из них сидел ушастый _______________ .
На столе стоял блестящий _____________ , который окружали беленькие ______________ .
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Найдите и исправьте допущенные в словах ошибки. Обозначьте суффиксы.
Образец: носек – нет носика
Дружочик –
Сыночек –
Подарочик –
Самолетик –
Звоночек –
Пузыречик –
Василечек –
Орешик –
Звоночек –
Огонечик –
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
______________________________________________________
На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с суффиксами –ик- или –ек-. Выделите суффиксы.
В углу стоял игрушечный ___________ , который окружали четыре маленькие стула.
На одном из них сидел ушастый _______________ .
На столе стоял блестящий _____________ , который окружали беленькие ______________ .
0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | 5 и более |
«5» | «4» | «3» | «2» |
МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г. Перми
Кузнецова Ирина Александровна
Проект урока русского языка
Тема: Правописание существительных с суффиксами –ек- и –ик-.
Цель: Создание условий для формирования у детей умения писать суффиксы –ек- и –ик-.
Задачи:
- Помочь детям вывести и сформулировать правило правописания суффиксов –ек- - -ик-.
- Способствовать формированию умения планировать собственную деятельность и действовать по алгоритму.
- Содействовать формированию исследовательских компетенций учащихся.
Название этапа | Содержание этапа | Ожидаемый результат |
Организационный момент | Приветствие. Положительная установка-рифмовка. | Мотивация к деятельности на уроке. |
Целеполагание | С помощью учителя учащиеся формулируют тему урока, ставят цель, планируют свою деятельность на уроке. | Ученики понимают и принимают важность темы данного урока. |
Открытие нового знания. Элементы исследования. | Вывести правило правописания существительных с суффиксами –ек- - ик-. | Ученики в результате наблю-дения должны прийти к выводу о том, что если при изменении формы слова гласный звук выпадает , то пишем суффикс –ек-, а если не выпадает – суффикс –ик-. Выработать алгоритм действий при написании суффиксов –ек- - -ик- |
Первичное закрепление | Дифференцированная работа по карточкам. | Умение правильно писать суффиксы –ек- - -ик-. |
Рефлексия | - Какова была тема урока? - Что нового вы сегодня узнали? | Дети отвечают на вопросы, оценивают свое умение писать суффиксы –ек- - -ик- в шкале самооценки. |
Анализ урока русского языка.
Тема урока: Правописание существительных с суффиксами –ек- и -ик-.
Реализуемая программа: программа для общеобразовательных учреждений под редакцией Баранова. Но мы ее адаптируем под специфику данного контингента учащихся, используя рекомендации журнала «Дефектология» 1993 года
Учебник: учебник русского языка под редакцией Баранова, Ладыженской
Цель: Создание условий для формирования у детей умения писать суффиксы –ек- и –ик-.
Задачи:
- Помочь детям вывести и сформулировать правило правописания суффиксов –ек- - -ик-.
- Способствовать формированию умения планировать собственную деятельность и действовать по алгоритму.
- Содействовать формированию исследовательских компетенций учащихся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Для достижения поставленных цели и задач мною были выбраны следующие методы обучения:
- Частично-поисковый
- Наглядный (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
- Практический (для развития практических умений и навыков).
- Сквозной метод работы на уроке – анализ языкового материала по теме «Правописание суффиксов –ик- и –ек-.)
На данном уроке реализована модель проблемно-диалогического урока.
Урок состоит из основных этапов:
- «открытие» правила написания суффиксов –ик - и –ек-.
- закрепление умений использования правила при выполнении заданий письменного характера.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным.
В подборе содержания урока я использовала упражнения из дополнительной литературы, т.к. в учебнике недостаточно языкового материала по данной теме.
.эоНа начальном этапе урока считаю уместным использование такого методический прием как «инсерт», который требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать текст, а вчитываться в него, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации.
На этапе объяснения нового была создана проблемная ситуация, побуждающая диалог-мотив для изучения нового материала. Применялся, так называемый, прием «мозгового штурма». Учащимся предлагалось, рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о написании суффикса –ик- и –ек-. Такое задание формирует исследовательские компетенции, развивает речь, внимание, наблюдательность. Данная работа велась в группах (таким образом, у детей снималась тревожность, мнительность, нерешительность) Группы были созданы хаотично. Ребята обсуждают проблему, делают выводы и выступают у доски. В результате общение на данном этапе урока было продуктивным и качественным.
Я ожидала, ….
Я думала, что это было основной трудностью.
Учащиеся довольно успешно справились со следующей учебной задачей. Они составили алгоритм действий при написании суффиксов –ик- и –ек-. На данном этапе развиваются организационные умения (самостоятельно составлять план действий, сверять свои действия с целью). По мере того, как учащиеся называют шаги действия их вниманию предлагался алгоритм, изображенный на слайде. В работу включается несколько видов памяти учащихся (зрительная, механическая, слуховая, образная, эмоциональная). Таким образом, создаются благоприятные условия для перехода информации в долговременную память.
Использование разноуровневых заданий мною вполне обоснована, т. к. я создала ситуацию, где дети могут адекватно оценить свои возможности, а я тем самым простроить дальнейшую работу с ними.
Заключительный рефлексивный этап урока показал, что шкала самооценки достаточно высокая …
Я считаю, что мне удалось решить поставленные цели и задачи, сохранив продуктивную мотивацию обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ...
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-). Учебник под ред. А.Д.Шмелева. ФГОС....
Презентация к уроку "Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- ( -ЩИК-)".
Презентация к уроку "Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-). ФГОС...
Урок русского языка "Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик -"
Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Правописание существительных с суффиксом –чик- // -щик-
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Правописание существительных с суффиксом –чик- // -щик-...
конспект урока "Правописание существительных с суффиксом – чик- - щик – 5 А класс
Урок изучения нового материала. Материал соответствует требованиям ФГОС( по УМК Л.М.Рыбченковой)...
Конспект урока русского языка для учащихся 5 класса "Правописание существительных с суффиксами -чик ( -щик)".
Конспект урока русского языка для учащихся 5 класса....