ПРОЕКТ "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка"
проект по русскому языку (11 класс) на тему
Данный проект может быть интересен педагогам, работающим в школах коррекционных и исправительных учреждений. Проект рассчитан на два года, был реализован мною в 2013г. в УКП -1 Центра образования Самарской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Центр образования при исправительных учреждениях
Самарской области
ПРОЕКТ
Использование современных образовательных технологий на уроках
русского языка.
Автор: Иванова Л.Ю.,
учитель русского языка.
Самара – 2011
Анализ ситуации.
Уровень успеваемости и качества знаний обучающихся вечерней школы Центра образования при исправительных учреждениях существенно ниже уровня дневной школы.
Это обусловлено рядом объективных причин:
- педагогическая запущенность учеников, выходцев из неблагополучных семей;
- низкий уровень образования обучающихся, перерыв в обучении 3-7 лет;
- отсутствие внутренней мотивации к обучению;
- низкие показатели физического и психического здоровья обучающихся;
- асоциальность обучающихся (осуждены за совершение преступления).
Анализ факторов внешней среды, способных оказывать негативное воздействие на здоровье обучающихся, показал, что, находясь в исправительном учреждении, осужденные систематически подвергают свое здоровье опасности, причем как физическое, так и психическое.
Были выявлены следующие негативные факторы:
- организация питания,
- санитарное состояние помещений («отрядов»): температурный и гигиенический режим,
- социальный уклад жизни в «отрядах», «семейственность»,
- азартные игры,
- угроза психического и сексуального насилия,
- наркомания, алкоголизм, табакокурение.
Мною была изучена динамика состояния здоровья обучающихся ЦО:
Динамика состояния здоровья обучающихся
Центра образования при исправительных учреждениях Самарской области.
Выявленные отклонения в здоровье обучающихся: | Сентябрь 2009 г | Сентябрь 2010 г | Сентябрь 2011г |
Склонность к употреблению алкоголя | 61,4% | 54% | 49% |
Наркотическая зависимость | 54% | 57% | 50% |
Курение | 95% | 93% | 95% |
заражены ВИЧ, больны СПИДОМ | 18% | 18,5% | 22% |
больны гепатитом С, туберкулезом легких | 9,5% | 19% | 15% |
патологии со стороны опорно-двигательного аппарата | 21% | 16% | 12% |
снижение остроты зрения | 26% | 32% | 21% |
повышенный уровень тревожности | 30% | 42% | 37% |
Склонность к проявлению агрессии | 18% | 27% | 20% |
Склонность к суициду | 5% | 4% | 4% |
Выводы:
1) низкий уровень физического и психического здоровья, повышен уровень тревожности учащихся (выявлено на основании документальных данных);
2) учащиеся имеют расшатанную нервную систему, находятся в возбужденном состоянии, неадекватны в общении с окружающими (выявлено на личном опыте);
3) для организации эффективной работы с обучающимися, находящимися в исправительных учреждениях, необходимо использование современных образовательных технологий.
Актуальность.
Данный проект представляет интерес для педагогов, работающих с «трудными» детьми в обычной и/или коррекционной школе или работающих в вечерних школах при исправительных учреждениях.
Гипотеза.
Использование современных образовательных технологий, а именно: здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках русского языка может быть эффективным инструментом для повышения уровня успеваемости и качества знаний учащихся 11-12 классов.
Проблема.
Использование ИКТ в условиях вечерней школы при исправительном учреждении несколько ограничено спецификой содержания осужденных, в частности: учащимся запрещен выход в сеть Интернет, работа на компьютере невозможна без надзора учителя или сотрудника колонии.
Педагог, работающий в исправительном учреждении, не может влиять на санитарно-гигиенические и иные условия содержания осужденных.
Новизна.
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка в вечерней школе при исправительных учреждениях - инновация в современной педагогике.
Срок реализации педагогического эксперимента.
Проект рассчитан на два года: с 01.09.2011г по 25.05.2013г.
Объект эксперимента:
учащиеся 12 класса УКП №2 (колония-поселение №27) - 2011-2012 уч.год,
учащиеся 11 класса УКП №2 (колония-поселение №27) – 2012-2013 уч.год.
Ответственный за проведение пед/эксперимента – Иванова Л.Ю., учитель русского языка УКП №2 ЦО при ИУ Самарской области.
Ожидаемые результаты.
Цель:
- повышение уровня успеваемости до 100% и качества знаний до 30%
по русскому языку в 11-12 классах.
Задачи:
- повышение уровня внутренней мотивации к обучению,
- повышение уровня познавательной активности, развитие интереса к русскому языку, расширение кругозора обучающихся, развитие речи,
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
- подготовка к выпускному экзамену – сочинению с элементами изложения.
Материально-техническое обеспечение.
Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран; таблицы, плакаты, научно-популярная литература; модем.
Возможные риски.
Выбытие/ смена контингента обучающихся в течение года до 50%.
Программа эксперимента.
№ | Название мероприятия | Место и форма проведения | Форма участия | Сроки |
Изучение и освоение СОТ. | ||||
1 | Методический лекторий на тему: «Самооценка учителя в рамках применения СОТ». | Центр образования, заседание метод/объединения учителей математики | участник | Апрель 2011г. |
2 | Методический лекторий на тему: «Использование СОТ в образовательном процессе». | Центр образования, заседание метод/объединения учителей математики | слушатель | Сентябрь 2011г. |
3 | Повышение квалификации. | Курсы ЦПО. | Слушатель | 2011-2012гг |
4 | Освоение ИКТ. | УКП №2 | Создание презентаций по русскому языку для 11-12 кл. | В течение 2011-2012 учебного года |
5 | Освоение ИКТ. | УКП №2 | Создание презентаций по литературе для 11 класса. | В течение 2012-2013 учебного года |
6 | Освоение ИКТ и здоровьесберегающих технологий. | УКП №2 | Создание презентаций для классных часов в 12 классе. | В течение 2012-2013 учебного года |
7 | Освоение ИКТ и здоровьесберегающих технологий. | УКП №2 | Разработка внеклассных мероприятий в рамках проведения предметной декады. | В течение проекта. |
Применение СОТ. | ||||
1 | Утверждение календарно-тематического планирования по русск.языку в 11-12 классах. | Центр образования, заседание м/о. | разработчик | Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г |
2 | Утверждение планов предметных декад. | Заседание м/о | Автор-составитель | Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г |
3 | Утверждение плана воспитательной работы в 12 классе. | Заседание м/о | разработчик | Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г |
4 | Проведение уроков русского языка в 11-12 классах. | УКП №2 | Демонстрация презентаций. | В течение учебного года. |
5 | Проведение классных часов в 12 классе. | УКП №2 | Демонстрация презентаций. | В течение учебного года. |
Анализ использования СОТ.
| ||||
1 | Диагностика результатов использования здоровьесберегающих технологий. | УКП №2 | Анкетирование учащихся 12 класса. | Май 2012г. |
2 | Диагностика результатов использования ИКТ. | УКП №2 | Контрольная работа по русскому языку в 12 классе. | апрель 2012г. |
3 | Диагностика результатов использования ИКТ. | УКП №2 | Контрольная работа по русскому языку в 11 классе. | Апрель 2013г. |
4 | Подведение итогов использования СОТ в 11-12 классах. | УКП №2 | Составление анализа. | Июнь 2012г., Июнь 2013г. |
Анализ результатов педагогического эксперимента.
В сентябре 2011года мною была поставлена следующая цель педагогического эксперимента:
повышение уровня успеваемости до 100% и качества знаний до 30% по русскому языку в 12 классе,
а также были сформулированы следующие задачи:
1) повышение уровня внутренней мотивации к обучению,
2) повышение уровня познавательной активности,
3)расширение кругозора обучающихся, развитие речи,
4)сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
5)подготовка к выпускному экзамену по русскому языку.
Для достижения цели мною была составлена программа мероприятий по изучению, освоению и применению современных образовательных технологий на уроках русского языка в УКП №2, в процессе реализации которой я получила следующие результаты.
за 2011-2012 учебный год:
- повышение уровня успеваемости по русскому языку в 12 классе с 77% до 100%.
- повышение уровня качества знаний по русскому языку в 12 классе с 0% до 42 %, в том числе и на выпускном экзамене по русскому языку.
- снижение уровня тревожности у 85% обучающихся 12 класса на уроках русского языка.
- снижение уровня проявления агрессии по отношению к учителю и одноклассникам у 100% учащихся.
- повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению у 85% учащихся.
Для оценки результатов мною была проведены контрольные работы (изложение) по русскому языку в 12 классе в присутствии заведующего УКП №2 Деревягиной И.Н.
Психологом КП-27 были установлены показатели уровня тревожности и агрессии у обучающихся 12 класса (внешняя оценка).
Методом наблюдения я оценивала уровень тревожности обучающихся на уроках русского языка, а также уровень познавательной активности и развитие интереса к русскому языку обучающихся 12 класса.
Для оценки уровня внутренней мотивации я использовала Диагностику
уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Выводы:
- Поставленные цели и задачи достигнуты.
- Гипотеза пед/эксперимента подтвердилась: использование СОТ доказало свою эффективность на уроках русского языка.
- Целесообразно продолжить данный пед/эксперимент, в том числе и по литературе в старших классах.
Приложение 1.
Дата контроля | Вид контроля | Класс | Количество учащихся по списку, чел. | Количество учащихся, принимавших участие в опросе, чел | Количество учащихся, получивших положительные оценки | Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5» | ||
чел. | % | чел. | % | |||||
21 сентября 2011 г | изложение | 12 | 15 | 12 | 8 | 77 | 0 | 0 |
Учитель русского языка УКП №2 __________________Иванова Л.Ю.
Заведующая УКП №2 ___________________________Деревягина И.Н.
Приложение 2.
Дата контроля | Вид контроля | Класс | Количество учащихся по списку, чел. | Количество учащихся, принимавших участие в опросе, чел | Количество учащихся, получивших положительные оценки | Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5» | ||
чел. | % | чел. | % | |||||
25 апреля 2012 | изложение | 12 | 8 | 7 | 7 | 100 | 3 | 42 |
Учитель русского языка УКП №2 __________________Иванова Л.Ю.
Заведующая УКП №2 ___________________________Деревягина И.Н.
Замдиректора по УВР __________________Хорикова Н.Н.
Директор Центра образования _____________Соболев Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-63743-1680765753.jpg)
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....
Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"
Отчет для аттестации на высшую категорию о применении современных образовательных технологий с примерами из практики учителя русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186424-1358947250.jpg)
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186424-1358947250.jpg)
Презентация к статье "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает публичному выступлению при освещении данной темы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1107123-1548947405.jpg)
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...