ПРОЕКТ "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка"
проект по русскому языку (11 класс) на тему

Любовь Юрьевна Иванова

Данный проект может быть интересен педагогам, работающим в школах  коррекционных и исправительных учреждений. Проект рассчитан на два года, был реализован мною в 2013г. в УКП -1 Центра образования Самарской области. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Центр образования при исправительных учреждениях

Самарской области

ПРОЕКТ

Использование современных образовательных технологий на уроках

русского языка.

Автор: Иванова Л.Ю.,

учитель русского языка.

Самара – 2011

Анализ ситуации.

Уровень успеваемости и качества знаний обучающихся вечерней школы  Центра образования при исправительных учреждениях существенно  ниже уровня дневной школы.

Это обусловлено рядом объективных причин:

- педагогическая запущенность учеников, выходцев из неблагополучных семей;

- низкий уровень образования  обучающихся, перерыв в обучении 3-7 лет;

- отсутствие внутренней мотивации к обучению;

- низкие показатели физического и психического здоровья обучающихся;

- асоциальность обучающихся (осуждены за совершение преступления).        

Анализ факторов внешней среды, способных оказывать негативное воздействие на здоровье обучающихся, показал, что, находясь в исправительном учреждении, осужденные систематически подвергают свое здоровье опасности, причем как физическое, так и психическое.

         Были выявлены следующие негативные факторы:

- организация питания,

- санитарное состояние помещений («отрядов»): температурный и гигиенический режим,

- социальный уклад жизни в «отрядах», «семейственность»,

- азартные игры,

- угроза психического и сексуального насилия,

- наркомания, алкоголизм, табакокурение.

Мною была изучена  динамика состояния здоровья обучающихся ЦО:

Динамика состояния здоровья обучающихся

Центра образования при исправительных учреждениях Самарской области.

Выявленные отклонения в здоровье обучающихся:

Сентябрь

 2009 г

Сентябрь

 2010 г

Сентябрь

 2011г

 Склонность  к употреблению алкоголя

61,4%

54%

49%

 Наркотическая зависимость

54%

57%

50%

Курение

95%

93%

95%

заражены ВИЧ, больны СПИДОМ

18%

18,5%

22%

больны гепатитом С, туберкулезом легких

9,5%

19%

15%

 патологии со стороны опорно-двигательного аппарата

21%

16%

12%

  снижение остроты зрения

26%

32%

21%

 повышенный уровень тревожности

30%

42%

37%

Склонность  к проявлению агрессии

18%

27%

20%

Склонность  к суициду

5%

4%

4%

Выводы:    

1) низкий уровень физического и психического здоровья, повышен уровень тревожности учащихся (выявлено на основании документальных данных);  

2) учащиеся имеют расшатанную нервную систему, находятся в возбужденном состоянии,  неадекватны в общении с окружающими (выявлено на личном опыте);

3) для организации эффективной  работы с обучающимися, находящимися в исправительных учреждениях,  необходимо использование современных образовательных технологий.

Актуальность.

Данный проект представляет интерес для педагогов, работающих с «трудными» детьми в обычной и/или коррекционной школе или  работающих  в вечерних школах при исправительных учреждениях.

Гипотеза.

Использование  современных образовательных  технологий, а именно: здоровьесберегающих и  информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках русского языка  может быть эффективным инструментом для повышения уровня успеваемости и качества знаний учащихся 11-12 классов.  

Проблема.

Использование ИКТ в условиях вечерней школы при исправительном учреждении несколько ограничено спецификой  содержания осужденных, в частности: учащимся запрещен  выход в сеть Интернет,  работа на компьютере невозможна без надзора учителя или сотрудника колонии.

 Педагог, работающий в исправительном учреждении, не может влиять на санитарно-гигиенические и иные условия содержания осужденных.

Новизна.

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка    в вечерней школе при исправительных учреждениях  - инновация в современной педагогике.

Срок реализации педагогического эксперимента.

Проект  рассчитан на два года: с 01.09.2011г по 25.05.2013г.

Объект эксперимента:

 учащиеся 12  класса УКП №2 (колония-поселение №27) - 2011-2012 уч.год,

учащиеся 11 класса УКП №2 (колония-поселение №27) – 2012-2013 уч.год.

 

Ответственный за проведение пед/эксперимента – Иванова Л.Ю., учитель русского языка УКП №2 ЦО при ИУ Самарской области.

Ожидаемые результаты.

Цель:

- повышение уровня успеваемости до 100% и качества знаний до 30%

по русскому языку  в 11-12 классах.

Задачи:

     - повышение уровня внутренней мотивации к обучению,

     - повышение уровня познавательной активности,  развитие интереса к русскому языку, расширение кругозора обучающихся, развитие речи,

     - сохранение и укрепление здоровья обучающихся,

    - подготовка к выпускному экзамену – сочинению с элементами изложения.

 

Материально-техническое обеспечение.

Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран; таблицы, плакаты, научно-популярная литература; модем.

Возможные риски.

Выбытие/ смена контингента обучающихся в течение года до 50%. 

Программа эксперимента.

Название мероприятия

Место и форма проведения

Форма участия

Сроки

Изучение и освоение  СОТ.

1

 Методический лекторий на тему:

«Самооценка учителя в рамках применения СОТ».

Центр образования, заседание метод/объединения учителей математики

участник

Апрель 2011г.

2

 Методический лекторий на тему: «Использование СОТ в образовательном процессе».

Центр образования, заседание метод/объединения учителей математики

слушатель

Сентябрь 2011г.

3

Повышение квалификации.  

Курсы ЦПО.

Слушатель

2011-2012гг

4

Освоение ИКТ.

УКП №2

Создание презентаций по русскому языку  для 11-12 кл.

В течение 2011-2012

учебного года

5

Освоение ИКТ.

УКП №2

Создание презентаций по литературе для 11 класса.

В течение 2012-2013

учебного года

6

Освоение ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

УКП №2

Создание презентаций для классных часов в 12 классе.

В течение 2012-2013

учебного года

7

Освоение ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

УКП №2

Разработка внеклассных мероприятий в рамках проведения предметной декады.

В течение проекта.

Применение  СОТ.

1

Утверждение календарно-тематического планирования по русск.языку  в 11-12 классах.

Центр образования, заседание м/о.

разработчик

Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г

2

Утверждение планов предметных декад.

Заседание м/о

Автор-составитель

Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г

3

Утверждение плана воспитательной работы в 12 классе.

Заседание м/о

разработчик

Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г

4

Проведение уроков русского языка в 11-12 классах.

УКП №2

Демонстрация презентаций.

В течение учебного года.

5

Проведение  классных часов в 12 классе.

УКП №2

Демонстрация презентаций.

В течение учебного года.

Анализ использования СОТ.

 

1

Диагностика результатов использования здоровьесберегающих технологий.

УКП №2

Анкетирование учащихся 12 класса.

Май 2012г.

2

Диагностика результатов использования ИКТ.

УКП №2

Контрольная работа  по русскому языку в 12  классе.

апрель 2012г.

3

Диагностика результатов использования ИКТ.

УКП №2

Контрольная работа  по русскому языку в 11  классе.

Апрель 2013г.

4

Подведение итогов использования СОТ в 11-12  классах.

УКП №2

Составление анализа.

Июнь 2012г.,

Июнь 2013г.

Анализ результатов педагогического эксперимента.

В сентябре 2011года  мною была поставлена следующая цель педагогического эксперимента:  

повышение уровня успеваемости до 100% и качества знаний до 30% по русскому языку в 12 классе,

 а также  были сформулированы следующие задачи:

    1) повышение уровня внутренней мотивации к обучению,

    2) повышение уровня познавательной активности,  

    3)расширение кругозора обучающихся, развитие речи,

    4)сохранение и укрепление здоровья обучающихся,

   5)подготовка к выпускному экзамену по русскому языку.  

Для  достижения цели мною  была составлена программа мероприятий по изучению, освоению и применению современных образовательных технологий на уроках русского языка  в УКП №2, в процессе реализации  которой я получила следующие результаты.

 за 2011-2012 учебный год:

  1. повышение уровня успеваемости по русскому языку  в 12  классе   с 77%  до 100%.
  2. повышение уровня качества знаний по русскому языку в 12 классе с 0%  до 42 %, в том числе и на выпускном экзамене по русскому языку.
  3. снижение уровня тревожности у 85% обучающихся 12  класса  на уроках  русского языка.
  4. снижение уровня проявления агрессии по отношению к учителю и одноклассникам у 100% учащихся.
  5. повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению  у 85% учащихся.  

Для оценки результатов мною была проведены контрольные работы (изложение) по русскому языку в 12 классе  в присутствии заведующего УКП №2 Деревягиной И.Н.

Психологом КП-27  были установлены показатели уровня тревожности и агрессии у обучающихся 12 класса (внешняя оценка).

Методом наблюдения я оценивала уровень тревожности обучающихся на уроках русского языка, а также уровень  познавательной активности и развитие интереса к русскому языку обучающихся 12 класса.

Для оценки уровня внутренней мотивации я использовала Диагностику

уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Выводы:

  1. Поставленные цели и задачи  достигнуты.
  2. Гипотеза пед/эксперимента подтвердилась: использование СОТ доказало свою эффективность на уроках русского языка.
  3. Целесообразно продолжить данный пед/эксперимент, в том числе и по литературе в старших классах.

Приложение 1.

Дата

контроля

Вид контроля

Класс

Количество учащихся

по списку, чел.

Количество учащихся,

принимавших участие в опросе, чел

Количество учащихся, получивших положительные оценки

Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5»

чел.

%

чел.

%

21 сентября 2011 г

изложение

12

15

12

8

77

0

0

Учитель русского языка УКП №2 __________________Иванова Л.Ю.

Заведующая УКП №2 ___________________________Деревягина И.Н.

Приложение 2.

 

Дата

контроля

Вид контроля

Класс

Количество учащихся

по списку, чел.

Количество учащихся,

принимавших участие в опросе, чел

Количество учащихся, получивших положительные оценки

Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5»

чел.

%

чел.

%

25 апреля 2012

изложение

12

8

7

7

100

3

42

Учитель русского языка УКП №2 __________________Иванова Л.Ю.

Заведующая УКП №2 ___________________________Деревягина И.Н.

Замдиректора по УВР __________________Хорикова Н.Н.

Директор Центра образования _____________Соболев Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....

Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"

Отчет для аттестации на высшую категорию о  применении современных образовательных технологий с примерами  из практики учителя русского языка и литературы...

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....