ПРОЕКТ "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка"
проект по русскому языку (11 класс) на тему
Данный проект может быть интересен педагогам, работающим в школах коррекционных и исправительных учреждений. Проект рассчитан на два года, был реализован мною в 2013г. в УКП -1 Центра образования Самарской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Использование СОТ на уроках русского языка | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Центр образования при исправительных учреждениях
Самарской области
ПРОЕКТ
Использование современных образовательных технологий на уроках
русского языка.
Автор: Иванова Л.Ю.,
учитель русского языка.
Самара – 2011
Анализ ситуации.
Уровень успеваемости и качества знаний обучающихся вечерней школы Центра образования при исправительных учреждениях существенно ниже уровня дневной школы.
Это обусловлено рядом объективных причин:
- педагогическая запущенность учеников, выходцев из неблагополучных семей;
- низкий уровень образования обучающихся, перерыв в обучении 3-7 лет;
- отсутствие внутренней мотивации к обучению;
- низкие показатели физического и психического здоровья обучающихся;
- асоциальность обучающихся (осуждены за совершение преступления).
Анализ факторов внешней среды, способных оказывать негативное воздействие на здоровье обучающихся, показал, что, находясь в исправительном учреждении, осужденные систематически подвергают свое здоровье опасности, причем как физическое, так и психическое.
Были выявлены следующие негативные факторы:
- организация питания,
- санитарное состояние помещений («отрядов»): температурный и гигиенический режим,
- социальный уклад жизни в «отрядах», «семейственность»,
- азартные игры,
- угроза психического и сексуального насилия,
- наркомания, алкоголизм, табакокурение.
Мною была изучена динамика состояния здоровья обучающихся ЦО:
Динамика состояния здоровья обучающихся
Центра образования при исправительных учреждениях Самарской области.
Выявленные отклонения в здоровье обучающихся: | Сентябрь 2009 г | Сентябрь 2010 г | Сентябрь 2011г |
Склонность к употреблению алкоголя | 61,4% | 54% | 49% |
Наркотическая зависимость | 54% | 57% | 50% |
Курение | 95% | 93% | 95% |
заражены ВИЧ, больны СПИДОМ | 18% | 18,5% | 22% |
больны гепатитом С, туберкулезом легких | 9,5% | 19% | 15% |
патологии со стороны опорно-двигательного аппарата | 21% | 16% | 12% |
снижение остроты зрения | 26% | 32% | 21% |
повышенный уровень тревожности | 30% | 42% | 37% |
Склонность к проявлению агрессии | 18% | 27% | 20% |
Склонность к суициду | 5% | 4% | 4% |
Выводы:
1) низкий уровень физического и психического здоровья, повышен уровень тревожности учащихся (выявлено на основании документальных данных);
2) учащиеся имеют расшатанную нервную систему, находятся в возбужденном состоянии, неадекватны в общении с окружающими (выявлено на личном опыте);
3) для организации эффективной работы с обучающимися, находящимися в исправительных учреждениях, необходимо использование современных образовательных технологий.
Актуальность.
Данный проект представляет интерес для педагогов, работающих с «трудными» детьми в обычной и/или коррекционной школе или работающих в вечерних школах при исправительных учреждениях.
Гипотеза.
Использование современных образовательных технологий, а именно: здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках русского языка может быть эффективным инструментом для повышения уровня успеваемости и качества знаний учащихся 11-12 классов.
Проблема.
Использование ИКТ в условиях вечерней школы при исправительном учреждении несколько ограничено спецификой содержания осужденных, в частности: учащимся запрещен выход в сеть Интернет, работа на компьютере невозможна без надзора учителя или сотрудника колонии.
Педагог, работающий в исправительном учреждении, не может влиять на санитарно-гигиенические и иные условия содержания осужденных.
Новизна.
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка в вечерней школе при исправительных учреждениях - инновация в современной педагогике.
Срок реализации педагогического эксперимента.
Проект рассчитан на два года: с 01.09.2011г по 25.05.2013г.
Объект эксперимента:
учащиеся 12 класса УКП №2 (колония-поселение №27) - 2011-2012 уч.год,
учащиеся 11 класса УКП №2 (колония-поселение №27) – 2012-2013 уч.год.
Ответственный за проведение пед/эксперимента – Иванова Л.Ю., учитель русского языка УКП №2 ЦО при ИУ Самарской области.
Ожидаемые результаты.
Цель:
- повышение уровня успеваемости до 100% и качества знаний до 30%
по русскому языку в 11-12 классах.
Задачи:
- повышение уровня внутренней мотивации к обучению,
- повышение уровня познавательной активности, развитие интереса к русскому языку, расширение кругозора обучающихся, развитие речи,
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
- подготовка к выпускному экзамену – сочинению с элементами изложения.
Материально-техническое обеспечение.
Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран; таблицы, плакаты, научно-популярная литература; модем.
Возможные риски.
Выбытие/ смена контингента обучающихся в течение года до 50%.
Программа эксперимента.
№ | Название мероприятия | Место и форма проведения | Форма участия | Сроки |
Изучение и освоение СОТ. | ||||
1 | Методический лекторий на тему: «Самооценка учителя в рамках применения СОТ». | Центр образования, заседание метод/объединения учителей математики | участник | Апрель 2011г. |
2 | Методический лекторий на тему: «Использование СОТ в образовательном процессе». | Центр образования, заседание метод/объединения учителей математики | слушатель | Сентябрь 2011г. |
3 | Повышение квалификации. | Курсы ЦПО. | Слушатель | 2011-2012гг |
4 | Освоение ИКТ. | УКП №2 | Создание презентаций по русскому языку для 11-12 кл. | В течение 2011-2012 учебного года |
5 | Освоение ИКТ. | УКП №2 | Создание презентаций по литературе для 11 класса. | В течение 2012-2013 учебного года |
6 | Освоение ИКТ и здоровьесберегающих технологий. | УКП №2 | Создание презентаций для классных часов в 12 классе. | В течение 2012-2013 учебного года |
7 | Освоение ИКТ и здоровьесберегающих технологий. | УКП №2 | Разработка внеклассных мероприятий в рамках проведения предметной декады. | В течение проекта. |
Применение СОТ. | ||||
1 | Утверждение календарно-тематического планирования по русск.языку в 11-12 классах. | Центр образования, заседание м/о. | разработчик | Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г |
2 | Утверждение планов предметных декад. | Заседание м/о | Автор-составитель | Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г |
3 | Утверждение плана воспитательной работы в 12 классе. | Заседание м/о | разработчик | Сентябрь 2011г., сентябрь 2012г |
4 | Проведение уроков русского языка в 11-12 классах. | УКП №2 | Демонстрация презентаций. | В течение учебного года. |
5 | Проведение классных часов в 12 классе. | УКП №2 | Демонстрация презентаций. | В течение учебного года. |
Анализ использования СОТ.
| ||||
1 | Диагностика результатов использования здоровьесберегающих технологий. | УКП №2 | Анкетирование учащихся 12 класса. | Май 2012г. |
2 | Диагностика результатов использования ИКТ. | УКП №2 | Контрольная работа по русскому языку в 12 классе. | апрель 2012г. |
3 | Диагностика результатов использования ИКТ. | УКП №2 | Контрольная работа по русскому языку в 11 классе. | Апрель 2013г. |
4 | Подведение итогов использования СОТ в 11-12 классах. | УКП №2 | Составление анализа. | Июнь 2012г., Июнь 2013г. |
Анализ результатов педагогического эксперимента.
В сентябре 2011года мною была поставлена следующая цель педагогического эксперимента:
повышение уровня успеваемости до 100% и качества знаний до 30% по русскому языку в 12 классе,
а также были сформулированы следующие задачи:
1) повышение уровня внутренней мотивации к обучению,
2) повышение уровня познавательной активности,
3)расширение кругозора обучающихся, развитие речи,
4)сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
5)подготовка к выпускному экзамену по русскому языку.
Для достижения цели мною была составлена программа мероприятий по изучению, освоению и применению современных образовательных технологий на уроках русского языка в УКП №2, в процессе реализации которой я получила следующие результаты.
за 2011-2012 учебный год:
- повышение уровня успеваемости по русскому языку в 12 классе с 77% до 100%.
- повышение уровня качества знаний по русскому языку в 12 классе с 0% до 42 %, в том числе и на выпускном экзамене по русскому языку.
- снижение уровня тревожности у 85% обучающихся 12 класса на уроках русского языка.
- снижение уровня проявления агрессии по отношению к учителю и одноклассникам у 100% учащихся.
- повышение уровня познавательной активности и мотивации к обучению у 85% учащихся.
Для оценки результатов мною была проведены контрольные работы (изложение) по русскому языку в 12 классе в присутствии заведующего УКП №2 Деревягиной И.Н.
Психологом КП-27 были установлены показатели уровня тревожности и агрессии у обучающихся 12 класса (внешняя оценка).
Методом наблюдения я оценивала уровень тревожности обучающихся на уроках русского языка, а также уровень познавательной активности и развитие интереса к русскому языку обучающихся 12 класса.
Для оценки уровня внутренней мотивации я использовала Диагностику
уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Выводы:
- Поставленные цели и задачи достигнуты.
- Гипотеза пед/эксперимента подтвердилась: использование СОТ доказало свою эффективность на уроках русского языка.
- Целесообразно продолжить данный пед/эксперимент, в том числе и по литературе в старших классах.
Приложение 1.
Дата контроля | Вид контроля | Класс | Количество учащихся по списку, чел. | Количество учащихся, принимавших участие в опросе, чел | Количество учащихся, получивших положительные оценки | Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5» | ||
чел. | % | чел. | % | |||||
21 сентября 2011 г | изложение | 12 | 15 | 12 | 8 | 77 | 0 | 0 |
Учитель русского языка УКП №2 __________________Иванова Л.Ю.
Заведующая УКП №2 ___________________________Деревягина И.Н.
Приложение 2.
Дата контроля | Вид контроля | Класс | Количество учащихся по списку, чел. | Количество учащихся, принимавших участие в опросе, чел | Количество учащихся, получивших положительные оценки | Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5» | ||
чел. | % | чел. | % | |||||
25 апреля 2012 | изложение | 12 | 8 | 7 | 7 | 100 | 3 | 42 |
Учитель русского языка УКП №2 __________________Иванова Л.Ю.
Заведующая УКП №2 ___________________________Деревягина И.Н.
Замдиректора по УВР __________________Хорикова Н.Н.
Директор Центра образования _____________Соболев Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...
Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.
Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....
Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"
Отчет для аттестации на высшую категорию о применении современных образовательных технологий с примерами из практики учителя русского языка и литературы...
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....
Презентация к статье "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает публичному выступлению при освещении данной темы...
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...