Урок в форме творческой мастерской по теме «Простое осложнённое предложение»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Формирование УУД школьников на данном уроке осуществляется в соответствии с его формой. При составлении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подаётся учителем дозами, создаётся атмосфера сотворчества, при этом исключается официальное оценивание работы ученика. Обязательной является рефлексия.
Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oslozhnyonnoe_predlozhenie.rar | 669.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Фиалковская Вероника Петровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
муниципального образования г. Ноябрьск»
89124202477
Работа размещена на сайте: http://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna
(Диплом 1 степени Общероссийского конкурса «Применяем ИКТ на уроках
(занятиях) гуманитарного направления»
Информационно-Методический центр «Эврика»;
Диплом 3 степени Второй Всероссийской научно-исследовательской
конференции для педагогов «Педагогический поиск».
Секция «Общее среднее образование».
Интернет-портал konkursydetyam.ucoz.ru)
Урок в форме творческой мастерской по теме «Простое осложнённое предложение»
Аннотация
Формирование УУД школьников на данном уроке осуществляется в соответствии с его формой. При составлении данного урока мною использовалась технология педагогических мастерских, которая предусматривает предоставление учащимся возможности выбора вида деятельности, материала и способа предъявления результата. Она ориентирована не на прямую передачу информации, а на совместный поиск знаний, их «самостроительство», личную заинтересованность ребёнка в изучаемом материале. Необходимая информация подаётся учителем дозами, создаётся атмосфера сотворчества, при этом исключается официальное оценивание работы ученика. Обязательной является рефлексия.
Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» Фиалковская Вероника Петровна
Класс: 5
Форма проведения: творческая мастерская
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели:
Деятельностные:
- развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;
- систематизировать знания о простом осложнённом предложении;
- уметь находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, основываясь на алгоритм, выстраивать ассоциации;
- закрепить умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях;
- способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;
- воспитывать уважение к мнению высказывающихся;
- содействовать развитию эстетического вкуса обучающихся.
- обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
Содержательные: отработать правила по осложнённому предложению
развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: способность к самооценке
- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.
- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.
- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.
Ход урока:
Этапы урока | Характеристика этапа урока | Содержание урока |
Индукция | - создание эмоционального фона; - введение в языковую ситуацию (тему) и др. | На проекторе – репродукция картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка» Работа с репродукцией картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка». Учитель читает четверостишие: Мчится тройка по белой дороге. Вьётся, падает снег на дворе. В серебре, будто якорь, снежинка, Закружившись, спешит к детворе. Учитель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка». ?Что изображено на этой репродукции? (Дети перечисляют). ?А о чём эта картина? (Подвести детей к ответу: о зиме). Учитель: Тема зимы на сегодняшнем занятии будет у нас сквозной. А теперь перейдём к следующему слайду. На слайде - квадрат, разделённый на два прямоугольника, по углам которого записаны предложения: Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку. Сугробы, как горы, возвышались впереди. Я рад приходу твоему, зима! Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны. ? Прочитайте внимательно предложения. ?Какова тематика данных предложений? (В них говорится о зиме). ?А чем ещё схожи предложения по своей структуре? (Это простые осложнённые предложения) ?А чем они осложнены? . (Они осложнены однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами. Ученики определяют, чем осложнены предложения, комментируют постановку знаков препинания.) Учитель: Сформулируйте тему урока, исходя из скроектированных предложений. Ученики формулируют тему: Простое осложнённое предложение. Учитель: О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке? Ученики формулируют цели: - работать с осложнёнными предложениями; -находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, - уметь правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях. Учитель: Замечательно!!! Тема и цели проектируются. |
Самоконструкция | конструирование индивидуальных знаний; первичное предъявление своих знаний | Учитель: Перед вами – схематичная конструкция: части ели. Обратите внимание на то, как они называются Схема чего вам представлена? (Это своего рода структура, схема определения предложения). (Это основная единица синтаксиса.- верхушка Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В нём есть знаки препинания. Оно может быть простым и сложным. Предложение содержит высказывание (мысль). – нижняя часть ели). Да, всё замечательно. Но перед нами типичное простое предложение. ?А что происходит с предложением, если мы при его построении будем использовать однородные члены, вводные слова, сравнительные обороты, обращения? Следующий слайд. ( Предложение оживает, становится красивым, ярким.) |
Социоконструкция | активизация собственных знаний по теме | Учитель: А теперь давайте обратимся к предложениям, по которым мы формулировали тему нашего занятия. Каждая группа берёт по одному предложению, определяет, чем оно осложнено, и объясняет расстановку знаков препинания. А прежде давайте обратимся к алгоритму определения осложнённости, который мы вывели с вами на уроках русского языка, когда работали с осложнёнными предложениями. Алгоритм определения осложнённости предложения.
Учитель: Это вам поможет, дорогие дети, в выполнении работы. Также вы можете при выполнении работы руководствоваться теоретическими справками по данной теме с целью правильного выполнения работы. Все работаете в группе. Ответственный за работу в группе определяет, кто будет отвечать. Теория: Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми. Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми. Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми Работа в группах. Учитель: Каждой группе дано одно осложнённое предложение. Слайд – алгоритм определения осложнённости предложения. ПРЕДЛОЖЕНИЯ Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку. Сугробы, как горы, возвышались впереди. Я рад приходу твоему, зима! Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.
1 группа Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку. 2 группа Сугробы, как горы, возвышались впереди. 3 группа Я рад приходу твоему, зима! 4 группа Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны. Ответы учеников. Выходят по одному представителю от группы. На проекторе: предложения. Дети поясняют расстановку в них знаков препинания, схемы рисуют на доске. Выводы: Учитель: Чем были осложнены представленные Вам, дети предложения? (Однородными членами, сравнительным оборотом, обращением, вводным словом) Учитель: А почему данные предложения распределены на 2 группы? По какому принципу произведено данное разделение? (Сравнительные обороты и однородные члены предложения являются членами предложения, а вводные слова и обращения – нет). |
Фикультминутка | Разминка | (текст и последовательность действий представлены на проекторе) Раз! (поворачиваемся вокруг себя) Я – снежинка! Я кружусь! Два! (садимся на корточки, лицом вниз) Я присяду и пригнусь! Три! (встаём и улыбаемся) Резко встану, улыбнусь! Четыре! (садимся на места). За работу я возьмусь!!! |
Социализация | работа в группах; анализ своих знаний: их соответствие конструкции групповых знаний, выводов | Творческая мастерская Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!!! Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:
Ну и индивидуальное задание: Напишите синквейн о зиме. Учитель: Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть осложнённые предложения. Работа в группах – полторы минуты. |
Афиширование | представление своих знаний всему классу | Ответы групп. Учитель: Итак, давайте заслушаем ответы групп. Выходит один представитель от группы. В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям о том, какие осложнённые предложения есть в тестах. |
Разрыв | осознание учащимися неполноты своих знаний | Учитель: Ответьте на вопрос: С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали? Выводы: Итак, в чём же особенность осложнённых предложений? (Они украшают текст. Делают текст интересным, красочным.) |
Рефлексия | Самосознание: что происходило на занятии | Учитель: Теперь я вас предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Ответьте на вопросы. Рефлексия: Оцените свою работу Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал … |
Наш урок закончен. Наша творческая мастерская завершена. И я, ребята, в память о нашем творческом занятии предлагаю взять каждому из Вас небольшой сувенир. |
Николай Алексеевич Шумилкин . Тройка
Алгоритм определения осложнённости предложения.
| Алгоритм определения осложнённости предложения.
|
Алгоритм определения осложнённости предложения.
| Алгоритм определения осложнённости предложения.
|
Алгоритм определения осложнённости предложения.
| Алгоритм определения осложнённости предложения.
|
Алгоритм определения осложнённости предложения.
| Алгоритм определения осложнённости предложения.
|
Теория: Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми. Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми. Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми | Теория: Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми. Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми. Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми |
Теория: Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми. Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми. Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми | Теория: Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми. Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми. Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми |
1 группа Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку. |
2 группа Сугробы, как горы, возвышались впереди. |
3 группа Я рад приходу твоему, зима! |
4 группа Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны. |
Творческое задание Напишите письмо другу с описанием вашей прогулки по зимнему парку. | Творческое задание Сочините стихотворение о зимнем лесе. |
Творческое задание Напишите сочинение-миниатюру по репродукции картины Николая Алексеевича Шумилкина «Тройка». | Творческое задание Нарисуйте, какой вы себе представляете зимуи расскажите о том, что вы изобразили. |
Индивидуальное задание: Напишите синквейн о зиме. |
РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения. Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал … |
РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения. Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал … |
РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения. Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал … |
РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения. Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал … |
РефлексияОцените свою работу. Продолжите предложения. Приём незаконченного предложения Сегодня я узнал … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Простое осложнённое предложение" для учащихся 11 классов.
Тест проводится после изучения темы "Синтаксис простого предложения"....
Урок русского языка в 6 классе: "Повторение изученного в начальной школе по теме "Простое осложнённое предложение" по учебнику С. И. Львовой
Сведения об авторе: Митина Таисия Александровна, учитель русского языка и литературыПредмет: технологическая карта к уроку русского языка в 6 классеКласс: 6Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-...
Самостоятельная работа по русскому языку в 9 классе по теме "Простое осложнённое предложение"
Данную работу можно проводить и в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ, можно использовать как зачётную, добавить задания по орфографии....
Сборник диктантов по теме «Простое осложнённое предложение» (по произведениям М.Ю.Лермонтова)
Сборник пригодится для работы на уроках русского языка в 8 классе по теме "Простое осложнённое предложение". Сборник содержит цитаты из произведений М.Ю.Лермонтова, иллюстрирюущие применение обращений...
Проверочная работа по теме "Простое осложнённое предложение" 5-6 класс
Проверочная работа по теме "Простое осложнённое предложение" 5-6 класс...
Проверочная работа по теме "Простое осложнённое предложение". 5 класс
Проверочная работа, позволяющая выявить, насколько дети усвоили синтаксис простого предложения с осложнением однородными членами и обращением....
Контрольная работа по теме "Простое осложнённое предложение" 11 класс
Проверка знаний по теме "Пунктуация простого осложнённого предложения". Некоторые задания соданы по типу заданий ЕГЭ. Работа рассчитана на 2 урока....