Лексика и её харастеристика
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
Дана подробная характеристика лексики русского языка с точки зрения значения, происхождения, употребения, активного и пассивного словарного запаса и стилистической окраски. Приведены примеры устаревшей лексики и неологизмов. Приводится контрольный тест по разделу "Лекика" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_russkoy_leksiki.pptx | 82.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова с точки зрения количества значений Однозначные м етеорит, парабола, разогнуть, ртуть, сумбурный, экватор Многозначные стол, рука, разрешить, хлеб, первозданный, цирк, учить
Прямое значение Первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: письменный стол, чистая аудитория, вкусное яблоко, костёр горит Переносное значение Вторичное значение, возникшее на основе прямого; предмет называется словом опосредованно
по сходству – метафора: глазное яблоко, лампочка горит, хвост поезда, золотой характер, иголки сосны п о смежности – метонимия: внимательная аудитория, праздничный стол, съел две тарелки, читаю Есенина Часть называется по целому или целое по его части – синекдоха: Студент нынче не тот пошёл.
Лексика с точки зрения происхождения: исконно русская м ать, видеть, дерево, ласковый, бойкий, варенье, вдруг, обман, два, лицо, уметь, вчера, мудрый заимствованная к вартира, барабан, фрукт, суффикс, грамматика, каникулы, режиссёр, кекс, джинсы, поэзия
Лексика с точки зрения употребления: общеупотребительная Слова, использование которых свободно, ничем не ограничен: наблюдать, история, весёлый, всерьёз, лес, дом, знать
Лексика,ограниченная в употреблении Слова, употребляемые людьми определённой местности, преимущественно местности сельской- диалектизмы : курень, кочет, гутарить, инда, (даже) Слова речи людей определённых профессий- профессионализмы: кегль(размер шрифта), пленэр, плеоназм, коррозия, в т.ч. профессиональные жаргонизмы : аська , бродилка , мыло(в речи компьютерщиков) Слова, у потребляемые людьми какой-либо социальной группы- жаргонизмы : предки (родители), общага, потрясно , ящик (телевизор) Слова и формы, употребляемые малообразован- ными людьми- просторечная лексика : просадить (деньги), ихний, сбрендить
Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса: лексика активного запаса повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке лексика пассивного запаса слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны ещё не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка
Понятие активного и пассивного словарного запаса В активный словарь входят слова, наиболее часто употребляющиеся в речи, а также некоторые профессионализмы, как, например, часто встречающиеся в речи современного человека лексемы: диагноз, аксиома, колорит, аккорд, бизнес-план и т.п. К пассивному словарю относятся слова, редко употребляемые в речи и не всегда понятные говорящим, чаще всего это диалектизмы, архаизмы, историзмы и неологизмы, как, например: баять — говорить; кушак — пояс; дворецкий — «главный слуга в барском поместье»; треуголка — «форменный головной убор»; простеплерить — «скрепить бумаги с помощью степлера ».
Устаревшая лексика: историзмы вышли из употребления, как и обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут архаизмы заменились более современными синонимами: сиречь – то есть, длань – ладонь, злато - золото
Новая лексика: общеязыковые появились для обозначения новых понятий: дунит, СМИ, диск(компьютерный) индивидуальные (авторские) глаза звездились (К.Федин), настыринка, несгубинка (Е.Евтушенко) Неологизмы:
Лексика с точки зрения стилистической окраски нейтральная институт дом бежать общество красивый книга р азговорная домик жадина глубинка вкуснятина натрудиться книжная дерзновенный c озидательный сподвижник регресс
П роверочные тесты Найдите в каждом ряду многозначное слово: а) карандаш, палитра, гамма; б) прихожая, гардероб, вестибюль; в) рояль, скрипка, инструмент. 2.Определите в каждом ряду слово-омоним: а) стена, потолок, пол; б) нота, аккорд, арпеджио; в) кладовая, склад, хранилище. 3.Определите в каждой цепочке слово, не являющееся синонимом: а) замолкать, затихать, затухать, замирать; б) недостаток, недоверие, изъян, порок; в) осторожный, осмотрительный, опасный, опасливый. 4. Найдите в каждом ряду слово, не имеющее антонима: а) грустный, нежный, слабый, трогательный; б) доброта, глупость, верность, старость; в) пилить, говорить, спать, мокнуть. 5.Вычеркните в каждом ряду фразеологизмов один, не являющийся синонимом: а) терять голову, сходить с ума, без царя в голове; б) от корки до корки, вдоль и поперёк, от альфы до омеги; в) ума палата, семи пядей во лбу, от большого ума. 6.Найдите в каждом ряду слов архаизм: а) городской, городовой, загородный; б) когда-то, давно, встарь; в) дворецкий, дворцовый, дворовый. 7.Найдите в каждом ряду слов историзм: а) комод, поставец, горка; б) брюки, порты, лосины; в) командарм, комиссар, командир. 8. Найдите в каждом ряду слов неологизм: а) менеджер, продюсер ; б) гаишник, пиарщик, помощник (продюсера); в) пицца, гамбургер, паста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...
Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)
Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...
Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)
Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...
Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Лексика. Группы слов лексики.
Модульное обучение. Проектная деятельность обучающихся. Материал по теме "Лексика" изучается посредством проектной деятельности обучающихся. Каждая группа по плану -заданию изучает свою тему, вы...
Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
Цель урока: научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...