История славянской письменности Конспект урока+презентация
презентация к уроку по русскому языку на тему
Урок и презентация к уроку "История славянской письменности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка История славянской письменности | 2.64 МБ |
plan-konspekt_uroka_otkuda_est_poshla_slavyanskaya_pismennost.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем отличается азбука от алфавита? Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Слово « азбука » произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово « алфавит » происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Повесть временных лет
В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Фессалоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий . Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава послать « учителей, которые бы могли рассказать о книжных словах и о смысле их». И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность. Кирилл и Мефодий
Глаго́лица — одна из первых ( наряду с кириллицей ) славянских азбук . Предполагается , что именно глаголицу создал славянский просветитель св . Константин ( Кирилл ) Философ для записи церковных текстов на славянском языке .
Глаголица и кириллица Древнейшая надпись, обнаруженная в Болгарии: она сделана глаголицей (вверху) и кириллицей.
Письмена на бересте
Кириллица
Устав Полуустав
Скоропись Остромирово Евангелие, 1057 год
Азбучная молитва
Славянская азбука
Отгадайте загадки о буквах алфавита 1.Чего нет в России, найдётся в Москве, нет в Петербурге, а видно в Неве? В 2. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного. О 3. Что стоит между дверью и стеной? И 4.В старости я один раз встречаюсь, в молодости – три раза, в огне не сгорю и в воде не потону. О
Лингвистические задачи В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i , например: п i анист , ближн i й , здан i е, милл i он, Мар i я . Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий ? (А) i юнь , син i й (Б) июнь, син i й (В) i юнь , синий (Г) i юнь , с i н i й (Д) i юнь , с i ний
В одном из сочинений писателя 19 века М. Н. Загоскина читаем: “Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол”. Что означает здесь слово покоем ? (А) без спешки (Б) чтобы всем было уютно и удобно (В) для поминок (Г) в виде буквы П (Д) длинной скатертью
Древнерусские буквицы – свидетельство уважения к книге
Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры .
24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры. Москва
Предварительный просмотр:
МКОУ Бучальская СОШ Никитина Е.А. Урок – беседа «Откуда есть пошла славянская письменность»
МКОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ
«Откуда есть пошла славянская письменность»
История славянской письменности
(Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры)
Никитина Е.А.
2014г
Цель урока: активизировать интерес учащихся к славянской письменности.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (тексты для перевода, пословицы), интерактивная презентация.
Оформление: на доске написана тема урока, изображения (старинных книг, старославянской азбуки, братьев Кирилла и Мефодия) на листах А4, весь ход урока сопровождается интерактивной презентацией (презентация содержит теоретические сведения и материал лингвистического характера; состоит из двадцати пяти слайдов, на последнем указаны источники).
Предварительная подготовка: рекомендации по подготовке и оформлению сообщений учащимся.
Ход урока.
- Вводная часть.
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
И. А. Бунин
Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный истории славянской письменности.
- Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей кириллицы. (Слайд 1)
- Вы знаете, чем отличается азбука от алфавита? (Слайд 2) (Учащиеся высказывают предположения)
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:
А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
- Историческая справка.
- Начало славянской письменности - сообщение учащегося (в приложении – слайды 3,4).
- Глаголица и кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 5,6,7)
- Кириллица – сообщение учащегося (в приложении – слайды 8,9,10,11)
- Азбучная молитва – сообщение учащегося
- Перед вами пословицы об обучении грамоте и кириллица. Объясните, как вы понимаете их смысл. Попробуйте написать несколько пословиц, используя кириллицу (в приложении слайды – 11, 12).
- Перед вами отрывок из текста XIII века, попробуйте его прочитать и перевести (в приложении слайд 13).
- А теперь небольшая разминка: отгадайте загадки о буквах алфавита (в приложении слайд 14)
- Лингвистические задачи
а)В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя.
Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?
(А) iюнь, синiй (Б) июнь, синiй
(В) iюнь, синий (Г) iюнь, сiнiй
(Д) iюнь, сiний
б) В одном из сочинений писателя 19 века М. Н. Загоскина читаем:
“Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем
обеденный стол”.Что означает здесь слово покоем?
(А) без спешки
(Б) чтобы всем было уютно и удобно
(В) для поминок
(Г) в виде буквы П
(Д) длинной скатертью (в приложении слайды 15,16).
- Рассмотрите древнерусские буквицы. Как выдумаете, почему в книгах они всегда так украшались? (Это свидетельство уважения к книге). Попробуйте нарисовать такую витиеватую буквицу.(Слайд 17)
- Прочитайте высказывание, подумайте, скажите, вы согласны с ним? «Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей
культуры». (Слайд 18)
- О празднике славянской письменности
24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — стал в России всенародным праздником славянской письменности и культуры.
У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.
Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России. Памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию установлены во многих городах. Это не только дань уважения, но и напоминание потомкам о братьях, подаривших нам азбуку. (Слайды 19, 20, 21, 22, 23)
Заключительное слово.
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. Послушайте ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и главный дирижёр - Владимир КОНТАРЕВ 1997 ЧАЙКОВСКИЙ П.И.« Гимн в честь Кирилла и Мефодия» (Слайд 24)
Использованный материал.
ruwordgame.64g.ru›meta/meta1s.htm
http://www.liveinternet.ru/users/5115102/post277440601
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fit-claim.ru
http://ivesti.com.ua/interes/20601-zagadki-kirillicy.html
(Слайд 25).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "За семью печатями" (История славянской письменности)
Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории развития славянской ...
Урок - конференция "История славянской письменности"
Внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 9 класса. Мероприятие проводится в форме деловой игры. Участники конференции: "ученые - лингвисты", "филологи", "историки", "журнал...
Проект "История славянской письменности"
В 2013 году все прогрессивное человечество отмечает 1150 лет со дня создания святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием первой славянской азбуки. До начала Х века все славянские народы име...
Проект "История славянской письменности"
Как в древности люди передавали информацию на расстоянии, какие предметы при этом использовали, как появилась первая славянская азбука и кто ее создатели, как в процессе эволюции она менялась, какое з...
История славянской письменности
В презентации представлены материалы по истории русского языка, его происхождения, развития; истории русской письменности...
Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-6 классы "История славянской письменности"
Истоки возникновения славянской письменности, бережное отношение к славянским традициям. Расширение кругозора учащихся....
История славянской письменности
открытый урок...
Комментарии
!
Добрый вечер Елена Анатольевна! Спасибо за замечательную работу. Буду использовать во время бесед с учащимися по истории восточных славян. Спасибо!