Имя сущ-ое 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Челнокова Наталия Алексеевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushch-oe_5_kl.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока:  обобщающий

Тема урока: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное

Цели урока:

 обучения:

  1. Организация повторения по теме «Имя существительное»
  2. Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

в) знание орфограмм

         воспитания:

  1. Воспитание самостоятельности.
  2. Воспитание патриотизма.

         развития:

  1. Развитие способности к анализу и обобщению.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Развитие творческих способностей
  4. Развитие познавательного интереса учащихся.

- деятельностная:  закрепить умения  опознавать существительные в речи   по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, проектор,   учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.

Дидактическая структура урока

Этапы занятия,

время в мин.

Методы обучения

Приемы обучения

I.

Организационный

    момент (1,5 мин.)

Приветствие

II.

Вступительная часть

(1,5 мин.)

1.Определение темы урока.

2.Постановка целей

Беседа

III.

Организация повторения теории

(8 мин.)

1. Словесно-аналитический

1.Блиц-опрос (групповая форма работы)

IV.

Организация контроля

(30 мин.)

1.Словесно-лексический

2.Аналитический

3.Наглядно-иллюстративный

1. Коллективная работа

2. Работа у доски

3. Самостоятельная работа

4. Составление синквейна

( в группе)

V.

Заключительная часть (5 мин)

1.Рефлексия

2.Оценка

3.Домашнее задание

Подведение итогов урока

Выставление оценок

             

ХОД   УРОКА

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный

Приветствие.

- Ребята, а вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях.

 - Давайте проверим, какое  у вас настроение

(красный жетон - хорошее,

  оранжевый - нормальное,  зеленый  – плохое)

Запись числа в тетради, запись домашнего задания.

Работа с жетонами.

Записывают число

II.

Вступитель

ная часть

Слайд 1

Слайд 2

Прослушайте стихотворение,  в нем «спряталась» тема урока:

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же 3 склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- С чего мы начнем работу?

(Повторение теории  (блиц-опрос), синтаксическая пятиминутка, анализ текста, составление синквейна, физминутка, работа в тетрадях,  итог урока)

- Сегодня будем работать в группах – четыре экипажа, руководят которыми мудрые капитаны, которые вчера  набрали большее количество баллов  по этой теме.

Приглашаем капитанов.

(Раздаем им маршрутные листы, памятки «Как работать в группе?)

- Капитаны дайте напутственное слово своим командам:

  •  Команда – это значит вместе,
  • Команда – все за одного.
  • Здесь все по совести и чести,
  • Здесь не обидят никого.
  • Команда вас объединяет
  • И не пугайтесь вы преград,
  • Здесь каждый свое дело знает,
  • Работает на результат.
  • А если возникают споры,
  • Они решаются тотчас,
  • И никакие разговоры
  • Не отвлекут от дела вас!

НАШИ ЗАПОВЕДИ:

  1. УВАЖАЙ СВОЕГО ТОВАРИЩА!
  2. УМЕЙ КАЖДОГО ВЫСЛУШАТЬ!
  3. НЕ СОГЛАСЕН – ПРЕДЛАГАЙ!

  1. Задание 1.: обсудите в группе правила работы.
  2. Изучите маршрутный лист.

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

III. Организация повторения теории.

Слайд 3

Задание 2. Блиц-опрос.

1).Что такое существительное?

   2). Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных?

   3).К какому роду относятся такие существительные:  ябеда, сирота, плакса?

   4).Сколько типов склонений у существительных?

    5).Как определить безударное окончание существительных в Р.п,  Д.п,  П.п. (1 скл., 2 скл., 3 скл., -МЯ, ИЙ, ИЕ, ИЯ)

  6).Объяснить правописание –ЧИК-ЩИК-; -ЕК-, -ИК-

 7). Каким членом предложения может быть существительное?

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

IV. Организация проверки знаний на практике.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Задание 3.

1.Синтаксическая пятиминутка. Составьте

   предложение.

- Из предложения  «Весной перелетные  

   птицы возвращаются на Родину»

   возьмите обстоятельство места и

   поставьте его в форме им.п. ед.ч.

- Из предложения  «У меня есть

  любимые  книги» возьмите определе -  

  ние, поставьте его в форму ед.ч. ж.р.

- Из предложения  «Мама-главное слово

   в каждой судьбе» возьмите подлежа-

   щее,  образуйте грубую форму этого

   слова.

- Из предложения  «Сторона родимая,

  как ты мне мила!» возьмите прилагательное,

  относящееся к обращению.

Родина любимая - мать родимая.

- Как вы понимаете смысл пословицы.

- Объясните постановку тире.

- Произведите синтаксический разбор.

- Произведите морфемный разбор слова

   Родина.

- Подберите синонимы к слову

   «Родина».

2.Слово учителя. 

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина.

- Что же такое Родина?

Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков.

«Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и конечно же, наши родители.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил.

Задание 4.

3. Анализ текста.

- К какому стилю относится данный текст?

- Определите тип текста.

- Какова основная мысль текста? (Родина – это все, что нас окружает)

- Выпишите из текста существительные,

   определите их число.

- Почему  некоторые слова в тексте

  пишутся с заглавной буквы?

Задание 5.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ    СИНКВЕЙНА
  1. Слово
  2. Три  определения
  3.  Три  глагола
  4. Предложение

Родина

Любимая, родная, единственная

Прибавляет сил, притягивает нас, завораживает.

Родина – это то место, где ты родился и вырос.

ФИЗМИНУТКА

5. ИКТ(мультимедиа «С его начинается РОДИНА?»  ПАУЗА - ОТДЫХ

О Родине много песен и стихов сложено. Посмотрим фрагмент мультимедиа  выпускника нашей школы.

Задание 6.

6. Определение падежа и склонений существительных.

 А как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.

- Родину, как и родителя, на чужбин…

   не найдешь.

- Нет в мир… краше Родины нашей.

- Человек без Родины, что соловей без песн…

- Живешь на сторон…, а свое село на ум…

- Главное в жизн… - служить Отчизн…

- Чужая земля радост… не прибавит.

7. Подведение итогов

Народная мудрость гласит: «Кто Родине служит верно, тот долг исправляет примерно»

-Чему учит нас эта пословица?

Берегите Родину,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Родину,

Нет Родины другой.

Записывают полученное предложение. Выполняют синтаксический и морфемный разборы слова, записывают синонимы к слову «родина». Устно отвечают на вопрос.

Чтение текста.

Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число.

Составляют в группе СИНКВЕЙН

Работа в тетрадях. Списывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом.

Работа у доски и в тетрадях.

V. Заключитель

ная часть

Слайд 8

1.Рефлексия.

- Капитаны команд, дайте оценку группе.

- Ребята, оцените себя (показывают жетоны).

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было интересно….

- Особенно понравилось….

- Вызывало затруднение…

- Какую оценку вы поставили бы себе?

2.Подведение итогов учителем.

 - Какое настроение  у вас в конце урока?

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение, или нарисовать рисунок, или приготовить сообщение, или мультимедийную презентацию, или  сочинить  стихотворение на тему: «МОЯ ЛЮБИМАЯ Родина (родина)».

Отвечают устно, оценку показывают на листке.

Цветные полоски