Имя сущ-ое 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: обобщающий
Тема урока: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное
Цели урока:
обучения:
- Организация повторения по теме «Имя существительное»
- Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) знание орфограмм
воспитания:
- Воспитание самостоятельности.
- Воспитание патриотизма.
развития:
- Развитие способности к анализу и обобщению.
- Развитие речи учащихся.
- Развитие творческих способностей
- Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.
Дидактическая структура урока
Этапы занятия, время в мин. | Методы обучения | Приемы обучения |
I. Организационный момент (1,5 мин.) | Приветствие | |
II. Вступительная часть (1,5 мин.) | 1.Определение темы урока. 2.Постановка целей | Беседа |
III. Организация повторения теории (8 мин.) | 1. Словесно-аналитический | 1.Блиц-опрос (групповая форма работы) |
IV. Организация контроля (30 мин.) | 1.Словесно-лексический 2.Аналитический 3.Наглядно-иллюстративный | 1. Коллективная работа 2. Работа у доски 3. Самостоятельная работа 4. Составление синквейна ( в группе) |
V. Заключительная часть (5 мин) | 1.Рефлексия 2.Оценка 3.Домашнее задание | Подведение итогов урока Выставление оценок |
ХОД УРОКА
Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный | Приветствие. - Ребята, а вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях. - Давайте проверим, какое у вас настроение (красный жетон - хорошее, оранжевый - нормальное, зеленый – плохое) Запись числа в тетради, запись домашнего задания. | Работа с жетонами. Записывают число | |
II. Вступитель ная часть | Слайд 1 Слайд 2 | Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока: Все, что существует, оно обозначает, На вопросы кто и что верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число и род. У него к тому же 3 склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть. - Какова тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? - С чего мы начнем работу? (Повторение теории (блиц-опрос), синтаксическая пятиминутка, анализ текста, составление синквейна, физминутка, работа в тетрадях, итог урока) - Сегодня будем работать в группах – четыре экипажа, руководят которыми мудрые капитаны, которые вчера набрали большее количество баллов по этой теме. Приглашаем капитанов. (Раздаем им маршрутные листы, памятки «Как работать в группе?) - Капитаны дайте напутственное слово своим командам:
НАШИ ЗАПОВЕДИ:
| Учащиеся отвечают на вопросы с места. |
III. Организация повторения теории. | Слайд 3 | Задание 2. Блиц-опрос. 1).Что такое существительное? 2). Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных? 3).К какому роду относятся такие существительные: ябеда, сирота, плакса? 4).Сколько типов склонений у существительных? 5).Как определить безударное окончание существительных в Р.п, Д.п, П.п. (1 скл., 2 скл., 3 скл., -МЯ, ИЙ, ИЕ, ИЯ) 6).Объяснить правописание –ЧИК-ЩИК-; -ЕК-, -ИК- 7). Каким членом предложения может быть существительное? | Учащиеся отвечают на вопросы с места. |
IV. Организация проверки знаний на практике. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | Задание 3. 1.Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение. - Из предложения «Весной перелетные птицы возвращаются на Родину» возьмите обстоятельство места и поставьте его в форме им.п. ед.ч. - Из предложения «У меня есть любимые книги» возьмите определе - ние, поставьте его в форму ед.ч. ж.р. - Из предложения «Мама-главное слово в каждой судьбе» возьмите подлежа- щее, образуйте грубую форму этого слова. - Из предложения «Сторона родимая, как ты мне мила!» возьмите прилагательное, относящееся к обращению. Родина любимая - мать родимая. - Как вы понимаете смысл пословицы. - Объясните постановку тире. - Произведите синтаксический разбор. - Произведите морфемный разбор слова Родина. - Подберите синонимы к слову «Родина». 2.Слово учителя. Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина. - Что же такое Родина? Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков. «Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и конечно же, наши родители. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Задание 4. 3. Анализ текста. - К какому стилю относится данный текст? - Определите тип текста. - Какова основная мысль текста? (Родина – это все, что нас окружает) - Выпишите из текста существительные, определите их число. - Почему некоторые слова в тексте пишутся с заглавной буквы? Задание 5.
Родина Любимая, родная, единственная Прибавляет сил, притягивает нас, завораживает. Родина – это то место, где ты родился и вырос. ФИЗМИНУТКА 5. ИКТ(мультимедиа «С его начинается РОДИНА?» ПАУЗА - ОТДЫХ О Родине много песен и стихов сложено. Посмотрим фрагмент мультимедиа выпускника нашей школы. Задание 6. 6. Определение падежа и склонений существительных. А как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. - Родину, как и родителя, на чужбин… не найдешь. - Нет в мир… краше Родины нашей. - Человек без Родины, что соловей без песн… - Живешь на сторон…, а свое село на ум… - Главное в жизн… - служить Отчизн… - Чужая земля радост… не прибавит. 7. Подведение итогов Народная мудрость гласит: «Кто Родине служит верно, тот долг исправляет примерно» -Чему учит нас эта пословица? Берегите Родину, Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть. Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой Берегите Родину, Нет Родины другой. | Записывают полученное предложение. Выполняют синтаксический и морфемный разборы слова, записывают синонимы к слову «родина». Устно отвечают на вопрос. Чтение текста. Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число. Составляют в группе СИНКВЕЙН Работа в тетрадях. Списывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом. Работа у доски и в тетрадях. |
V. Заключитель ная часть | Слайд 8 | 1.Рефлексия. - Капитаны команд, дайте оценку группе. - Ребята, оцените себя (показывают жетоны). Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал … - Мне было интересно…. - Особенно понравилось…. - Вызывало затруднение… - Какую оценку вы поставили бы себе? 2.Подведение итогов учителем. - Какое настроение у вас в конце урока?
Написать сочинение, или нарисовать рисунок, или приготовить сообщение, или мультимедийную презентацию, или сочинить стихотворение на тему: «МОЯ ЛЮБИМАЯ Родина (родина)». | Отвечают устно, оценку показывают на листке. Цветные полоски |