Программа спецкурса "Русская речь" для учащихся 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Данная программа составлена с опорой на учебник Е.И. Никитиной "Русская речь" 5 класс, рассчитана на 34 часа. Занятия на уроках спецкурса предполагают решение следующих задач:
- дать учащимся представление о богатстве и выразительности языка, о тексте, о типах и стилях речи;
- обеспечить усвоение норм культуры речи;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи.
Предполагается 2 вида деятельности учащихся:
- получение теоретических сведений и правил;
- отработка умений и навыков, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_russkaya_rech_v_5_kl.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»
Программа спецкурса
«Русская речь»
для учащихся 5 классов
Составитель:
Морозова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Вопрос изучения русской речи сегодня, на наш взгляд, очень актуален. Это объясняется тем, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путём: от культуры полезности – к культуре достоинства». В связи с этим роль занятий, которые способствуют формированию у учащихся умения общаться, трудно переоценить.
Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию. Будут меняться программы, представления о задачах изучения русского языка и литературы, но развитие связной речи учащихся останется одним из приоритетных направлений лингвистической науки, так как в нём видят ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.
Современные условия, сама жизнь, общая картина того, что происходит сегодня с русским языком, требуют коренного пересмотра отношения к нему. Причиной, вызвавшей эту необходимость, стал общий кризис в стране, кризисное состояние русского языка, снижение речевой культуры общества. Крайнее обеднение разговорного языка, подмена его просторечием и жаргоном, снижение культуры печатного слова, использование варваризмов без особой необходимости, появление целых сфер жизни, где русский язык заменён английским, резкое снижение культуры деловой речи, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS, почти полное исчезновение личной переписки. И таких, объективных причин изменений, происходящих с русским языком, в наше время много.
В этих условиях прежде всего в школах должны преподаваться предметы, которые были бы способны
поправить положение дел. По
мнению разработчиков курса, именно спецкурс «Русская речь» и является одной из таких учебных дисциплин.Он способствует формированию навыков грамотного использования ресурсов русского языка, развитию речи
учащихся, обогащению их активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи. Таким образом, данный спецкурс призван решать одну из важнейших проблем современного общества – проблему общения.
Кроме этого, изучение тем, предложенных содержанием курса, поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. В обеих формах государственной аттестации есть задания, которые содержат вопросы, связанные с текстом (и тема текста, и основная мысль текста, и стили, и типы речи и т.д.). Поэтому так важно, чтобы подобные вопросы изучались не столько теоретически, сколько практически. Такое изучение предполагает «Русская речь».
.
Программа данного спецкурса составлена с опорой на учебник Е.И.Никитиной «Русская речь» 5 класс.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательной школе состоят в следующем: формирование
у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о русском языке в урочное время умений и навыков полноценного и грамотного использования ресурсов русского языка.
Расширению и углублению названных умений и навыков призваны способствовать занятия на уроках спецкурса «Русская речь».
Эти цели обусловили следующие задачи:
- дать учащимся представление о богатстве и выразительности языка, о тексте, о типах и стилях речи;
- обеспечить усвоение норм культуры речи;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи.
Программой предусмотрено 35 часа занятий (1 раз в неделю). Предполагается 2 вида деятельности учащихся:
- получение теоретических сведений и правил;
- отработка умений и навыков, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Грамотному использованию речевого богатства призвана служить работа со словарями.
Определены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
- о теме текста,
- о плане простом и сложном,
- об особенностях строения текста и лексических средствах связи предложений в тексте,
- о наличии различных стилей речи,
- об особенностях разговорного, научного и художественного стиля,
- о типах речи: повествовании, описании, рассуждении.
Учащиеся должны уметь:
- определять тему текста, основную мысль и отличать их,
- составлять простой и сложный план,
- уметь находить лексические средства связи предложений в тексте,
- различать три типа речи: повествование, описание, рассуждение,
- отличать разговорный, научный и художественный стили речи по их языковым особенностям.
Содержание программы
Речь . 4 часа
Устная и письменная формы речи. Монолог, диалог. Правила беседы.
Текст. 11 часов
Текст. Тема текста. Широкая и узкая темы текста. Идея, основная мысль текста. Смысловые части текста; план. Связь предложений в тексте. Выразительные средства устной речи.
Стили речи. 4 часа
Разговорный и книжные стили речи. Научный стиль, художественный стиль.
Типы речи. 10 часов
Повествование, описание, рассуждение. Построение рассказа. Описание предмета, описание животного. Рассуждение и его построение.
Текст. Повторение. 5 часов
Словари. Словарная статья. Способы толкования лексического значения слова. Синонимы и антонимы. Фразеологические обороты. Лексические средства связи предложений в тексте.
- Тематическое планирование спецкурса «Русская речь»
Календарно - тематическое планирование занятий
№ | Тема раздела, тема занятия | Кол-во часов | Цели занятия | Форма деятельности учащихся | Дата |
1 | Для чего людям нужна речь? | 1 | Показать учащимся, для чего людям нужна речь | Слушание учителя, ответы на вопросы | |
2 | Как различают формы речи? | 1 | Учить различать формы речи: устную и письменную; учить называть их отличительные особенности | Практическая работа, ответы на вопросы | |
3 | Что такое диалог и монолог? | 1 | Познакомить с тем, что речь бывает монологической и диалогической; учить называть их отличительные особенности | Практическая работа, ответы на вопросы, составление диалога и монолога | |
4 | Как вести беседу? | 1 | Познакомить с правилами хорошей беседы; учить вести беседу с другом | Практическая работа, ответы на вопросы, составление диалога | |
5 | Текст. Повторение изученного в 4 классе | 1 | Повторить особенности текста: тему, основную мысль, заглавие, наличие предложений, связанных по смыслу и грамматически, наличие абзацев | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
6 | Что такое текст? | 1 | Говорить об особенностях текста: теме, основной мысли, заглавии, наличии предложений, связанных по смыслу и грамматически, наличии абзацев | Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом | |
7-8 | Что значит писать и говорить на тему? | 2 | Учить составлять письменные и устные тексты на определённую тему | Практическая работа, ответы на вопросы, составление письменных и устных текстов на определённую тему | |
9-10 | Главное в тексте – идея, основная мысль | 2 | Учить определять идею, основную мысль текста; учить развивать основную мысль, заданную в тексте | Практическая работа с текстами | |
11-12 | Для чего нужен план? | 2 | Познакомить с особенностями изложения текста по плану; учить составлять план и рассказывать по нему | Практическая работа с текстами, составление плана текста | |
13-14 | Как связать предложения в тексте? | 2 | Познакомить со способами связи предложений в тексте; учить определять способ связи предложений | Практическая работа с текстами | |
15-16 | Учитесь выразительно читать | 2 | Заострить внимание на необходимости выразительного чтения текста для лучшего его понимания; учить читать текст выразительно | Выразительное чтение текстов | |
17 | Стили речи Разговорный стиль. Когда и где используют разговорный стиль? | 1 | Познакомить с особенностями речи в зависимости от ситуации общения; говорить о стилях речи; учить правильной речи в разговорном стиле | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
18 | Книжные стили. Знакомьтесь: научный стиль | 1 | Говорить об особенностях речи в зависимости от ситуации общения; говорить о стилях речи; познакомить с особенностями научного стиля | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
19-20 | Художественный стиль | 2 | Говорить об особенностях речи в зависимости от ситуации общения; говорить о стилях речи; познакомить с особенностями художественного стиля | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
21 | Типы речи. Как различают типы речи? | 1 | Познакомить учащихся с типами речи; учить различать типы речи | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
22 | Повествование. Повествовать – значит рассказывать | 1 | Познакомить с особенностями повествования; учить строить текст-повествование | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
23-24 | Описание. Как описать предмет? | 2 | Познакомить с особенностями описания; учить строить текст- описание | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
25-26 | Как описать животное? | 2 | Говорить об особенностях описания; учить строить текст- описание животного | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
27-28 | Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать | 2 | Познакомить с особенностями рассуждения; учить строить текст-рассуждение | Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом | |
29 | Текст. Расширяйте свой словарный запас! Наш помощник – толковый словарь | 1 | Познакомить с различными видами словарей; учить работать с толковым словарём | Работа со словарями | |
30 | Для чего нужны синонимы и антонимы? | 1 | Расширять словарный запас учащихся синонимами и антонимами; учить их использовать в речи | Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом | |
31 | Почему мы так говорим? | 1 | Говорить об особенностях использования фразеологических оборотов в речи; учить понимать фразеологизмы и использовать их в речи | Практическая работа, ответы на вопросы, работа с текстом | |
32-33 | Лексические средства связи предложений в тексте | 2 | Познакомить с лексическими средствами связи предложений в тексте; учить определять средства связи предложений в тексте | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа | |
34 | Повторение особенностей текста | 1 | Повторить изученное о тексте | Слушание учителя, ответы на вопросы, практическая работа |
Литература для учителя.
- Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5 кл. общеобразоват.
учреждений / М.: Дрофа, 2012 г.
2. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи 4-11 классов. – М.: Волгоград: Панорама, 2006
3. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука.1998.
4. Канакина Г.И., Пранцова Г.В., Петрукина В.М., Сазонова Г.М., Гурьянова Л.Б. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 5 класс. – Пенза, 1995.
5. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей- словесников. – Санкт-Петербург: Паритет, 2001.
Образовательные электронные ресурсы:
Культура письменной речи. http://www.gramma.ru
Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Литература для учащихся.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1994
- Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1997
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1989
- Одинцов В.В. . Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1999
- Тандит И.В. Великий и могучий… Художественные тексты и педагогические советы. – М.: Педагогическая литература, 2008.
- Хайт А., Левенбук А. Весёлая грамматика «Радионяни». – М.: Росмэн, 1997
Образовательные электронные ресурсы:
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likb spb.ru/tests/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...