"Письмо"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Егорова Инна Григорьевна

урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка урока66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

по теме:  Письмо

(Методическая разработка урока с приложением)

                                                               Автор - составитель:

                                                              Егорова Инна Григорьевна

                                                               учитель русского языка и литературы                    

                                                               

                                                               МБОУ РСОШ №38                                                            

 

Цели урока: 

  1. Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра «письмо»,с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.
  2. Развивать коммуникативные свойства письменной речи учащихся., навыки творческого мышления
  3. Воспитывать интерес к жанру письма, формировать представление о нравственных ценностях в человеке.
  4. Научить писать письма личного характера.

        

Задачи:

  • Расширение знаний о речевых жанрах
  • Углубление знаний об эпистолярном жанре
  • Обогащение словарного запаса обучающихся
  • Овладение умениями в производстве правильной речи
  • Развитие исследовательских навыков
  • Овладение приемами языкового анализа и синтеза
  • Демонстрация ценностей русского языка
  • Воспитание  любви к родному языку, привитие интереса к его познанию
  • Воспитание эстетического отношения к слову
  • Воспитание творчески активной, духовно богатой личности.

 

Мультимедийные средства: компьютер, проектор,

Оборудование: 

  1. Толковый словарь С.Ожегова
  2. Презентация «Письмо». 
  3. Схема-памятка «Композиция написания письма».
  4. Схема-памятка «Правила написания письма».
  5. Конверты-письма 
  6. Текст об истории возникновения почтового ящика
  7. Раздаточный материал для работы в группах

Тип урока: Комбинированный (Расширение, углубление  и закрепление знаний)

Методы:

  • Интерактивные
  • Исследовательские
  • Словесные
  • Практические
  • Наглядные
  • Объяснительно-иллюстративные
  • Репродуктивные
  • Наблюдения и анализа

Основные приемы:

  • Объяснение
  • Беседа
  • Опрос
  • Интегрирование с литературой, с историей
  • Творческая работа по созданию текста.
  • Работа в группах
  • Рефлексия

Словарная работа: письмо, адрес ,адресат, адресант, индекс

Ход урока

Эпиграф к уроку:        

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.

А.П. Чехов

1)Организационно-мотивационный этап.

Цель: настроить детей на предстоящую работу.

-Здравствуйте ,ребята,присаживайтесь! Меня зовут Егорова Инна Григорьевна.

Друзья мои ,я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

Я знаю,каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте вместе сегодня с вами сочиним урок.

 

2)Актуализация первичного опыта детей,осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.

1.-Ребята,сегодня на урок к нам пришёл гость-корреспондент,который желает у вас взять интервью.Пожалуйста,постарайтесь ответить на его вопросы,выскажите своё мнение.

Интервью:

- В вашей семье получают письма?

-Вы сами пишете письма?

-Кому вы пишете письма?

-Для чего нужны письма?

-Кто такой почтальон?

Корреспондент:Спасибо всем,кто принял участие в моём интервью.

2.Учитель:Как вы думаете,о чем будет сегодня наш урок?Давайте познакомимся с эпиграфом к нашему уроку.(слайд1)

-Как вы понимаете слова А.П.Чехова?

3.Сегодня на уроке мы будем говорить об эпистолярном жанре-письмо.Откройте тетради,запишите число и тему нашего урока: «Письмо».(слайд 2)

Мы с вами на сегодняшнем уроке познакомимся с особенностями жанра письма,с видами писем,с правилами написания письма;узнаем значение слов:письмо,адрес,адресат,адресант,индекс;научимся оформлять конверт;напишем такое письмо,которое будет радовать ваших близких.(слайд 3)

3)Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового материала.

-Ребята,угадайте о чем это?

Загадка:

Маленькое очень,

Быстрое,как птица,

Если захочешь,

За море умчится.(ПИСЬМО)

-Что такое письмо?

1.Давайте откроем «Толковый словарь русского языка»С.Ожегова и узнаем лексическое значение слова «письмо».(слайд 4)

Письмо-написанный текст,посылаемый для сообщения  чего-нибудь кому –нибудь.

2.-Ребята,а вы знаете,как давно появились письма?Обратимся к истории появления этого жанра.

С древнейших времён человек ведёт переписку с себе подобными.Глиняные таблички,берестяные грамоты,письма на пергаменте.Неважно на чём,но человек старался высказать свои  мысли и чувства посредством письма.Уже тогда существовали деловые письма,с помощью которых человек осуществлял обмен информацией,делал предложения и вел переговоры.Первыми письмами на Руси были берестяные грамоты.Постепенно с изобретением бумаги письма приобрели тот вид,к которому мы сейчас привыкли.

3.Угадайте о чем говорится в загадке:

Я синего цвета,

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне.

-Правильно,это почтовый ящик.(слайд 6)

Давайте прочитаем текст об истории возникновения почтового ящика.(читает ученик)

Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В России самый первый почтовый ящик появился в. Санкт- Петербурге. Датой рождения почтового ящика в России считают 1 декабря 1848г.

 -У вас дома есть почтовый ящик?

-Для чего он необходим?

Спасибо за ответы.

4.-Ребята ,о чем мы можем написать в письме?

-Почему письмо можно так красиво назвать «дорога к сердцу»?

(Из писем мы узнаем ,что о нас помнят,поздравляют,узнаем об интересах,событиях,делимся радостью и заботами)

5.В зависимости от того,какая информация содержится в письме можно выделить несколько видов писем(слайд 7)

-деловое(поздравление,благодарственное)

-личное(письмо-рассказ,письмо-просьба)

6.-Очень часто сейчас можно услышать : «Я не умею писать писем,лучше я вам по телефону позвоню,смс пришлю».А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать.Тогда они тщательно подбирали слова,уважая себя и того,кому писали.

Ребята,давайте познакомимся со схемой-памяткой «Композиция написания письма»(читает ученик)(слайд8)

-Скажите,что мы обязательно должны использовать в письме?

(этикетные слова,обращения)

7.Словарно-орфографическая диктовка(на доске)

-Сейчас мы с вами запишем на доске слова,которые помогут вам составить письмо.

Здравствуйте,привет,примите наши поздравления,хочется пожелать,благодарю,пожалуйста,всего доброго,до встречи,до свидания,спасибо.

-Обязательно используйте данные этикетные слова в своей речи!

8.Народная мудрость гласит:        (слайд 9)

«Красиво писать-людей уважать»

«Никому немило письмо хило»

«Пиши,да не спеши»

-Чему нас учат эти пословицы?Правильно ,писать красиво,аккуратно,разборчив почерком,последовательно)

4)Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления закрепления знаний,умений и навыков.

1.Работа в группах.

-Многие знаменитые люди,писатели ,поэты писали друг другу и своим близким.Давайте попробуем собрать письмо М.Горького своему сыну.Для этого разделимся на группы и ,используя памятку «Структура письма»,восстановим письмо.(3-5 минут)

Давайте прочтем получившееся письмо.(слайд10)

2. Письмо Горького сыну.

1)"Здравствуй, сын!

 2)Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут.

3)Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после  себя на Капри нечто хорошее – цветы.

        4)Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,- легка и  приятна была бы твоя жизнь.

5) Тогда ты чувствовал бы себя ВСЕМ ЛЮДЯМ НУЖНЫМ, И ЭТО ЧУВСТВО сделало бы тебя богатым душой.

6) Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…"

        7)Твой отец.

-Чему учит Горький своего сына в этом письме?

3.Творческая работа «Письмо близкому человеку» (слайд 11)

-Письма сокращают расстояния.дают возможность хоть на несколько минут приблизить дорогого,родного нам человека.Я вам предлагаю сейчас вспомнить своих близких людей-бабушек,дедушек,сестер,братьев,друзей и написать им письмо.При этом вы должны соблюдать правила написания письма,его композицию и использовать этикетные слова.(7-8 предложений).Через несколько минут мы их зачитаем.(5 минут)

Проверка творческих работ.(3-4 работы)

-Благодарю всех.Ваши работы были очень интересными.

4.Многие художественные произведения сохранили образцы искусства письма и сам процесс его написания. (слайд 12)

-Какие вы помните произведения,в которых используется жанр письма?

(Весёлые письма Л.Успенского,письма из повести Алексина «Оля пишет Коле,Коля пишет Оле»,Ж.Верн «Дети капитана Гранта»,рассказ А.Чехова «Ванька»)

-Я вам предлагаю прослушать фрагмент из рассказа А.П Чехова «Ванька»(слайд 13)

(ученики слушают запись)

-Кому пишет Ванька Жуков?

-О чём он рассказывает в своём письме?

-Почему это письмо не дойдёт?(нет адреса)

5.Лексическая работа(слайд 14)

-Что такое адрес?

-Кто такой адресат?

-Кто такой адресант?

Адресат-тот,кому адресовано письмо.

Адресант-тот,кто пишет письмо.

-А кому мы можем адресовать свои письма?

6.-Ребята,письмо у нас написано,адрем мы знаем.Что нам надо для того,чтобы письмо попало к адресату?(слайд 15)

Правильно,конверт.Обратите внимание у каждого из вас на столе лежит конверт,возьмите его в руки и рассмотрите.Но его надо еще правильно уметь заполнять.Как это сделать мы узнаем из нашей виртуальной экскурсии на почту.Внимание ,перемещаемся.

7.Виртуальная экскурсия на почтовое отделение.(видеоролик)

-О чем мы узнали из нашего знакомства с почтальоном?(слайд 16)

5).Итог урока.

-Ребята ,письмо нами составлено,конверт  мы научились оформлять.Давайте теперь вспомним,о чем мы говорили сегодня на уроке.Для этого проведём с вами аукцион терминов «Кто такой?Что такое?».Угадайте о чем идёт речь?(слайд  17)

1.Сообщение,поздравление,просьба..(Письмо)

2.Бумажный пакет,сохраняющий тайну послания(Конверт)

3.Пункт назначения письма (Адрес)

4.Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс)

5.Человек,разносящий письма,посылки,телеграммы.(Почтальон)

6.Человек,которому адресовано письмо (Адресат)

7.Слова приветствия в письме

8.Слова прощания в письме.

-Молодцы !Вы правильно усвоили значение этих слов.(слайд 18)

6)Оценочно-рефлексивный этап.

1.-Ребята,так какую роль играют в жизни людей письма?

Давайте снова обратимся к эпиграфу нашего урока.В чем его смысл?

(Письма несут доброту и мудрость жизни.С помощью них люди поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость)

2.Релаксация.

-Мы с вами хорошо сегодня потрудились.Ваша работа на уроке заслуживает самой высокой оценки.

-Скажите,пожалуйста,что нового вы для себя открыли на уроке?

-Что вас удивило?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-Что вызвало у вас затруднения?

-Чтобы вы хотели пожелать своим друзьям,близким ,вообще людям?

3.Прошло много лет,а люди до сих пор пишут письма,но отправляют их уже чаще по электронной почте.Пишите друг другу письма,не забывайте своих близких и родных,дарите им тепло своей души.Пишите друг другу,потому что в наш громкий век им нет цены!(слайд19)

4.Благодарю всех вас за сегодняшний урок.

Приятно было с вами пообщаться.Примите от меня небольшой подарок(ручки).До новых встреч.

Ваш учитель ,Инна Григорьевна.

                                       

   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».

Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма.  Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....