Варианты КИМов для школьного пробного ЕГЭ
тест по русскому языку (11 класс) на тему

Варианты КИМов для проведения пробного ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1.docx36.22 КБ
Файл variant_2.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В большинстве современных осветительных устройств преду-смотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее … важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3)Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

2) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

3) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для здоровья.

4) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

5) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах сегодня используется особая система электронного контроля, позволяющая не только экономить электроэнергию, но и делать свет ровным.

 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

именно

поэтому

особенно

хотя

потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИСТЕМА, -ы, ж.

1) Определенный порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д. И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое. Работать в системе Академии наук.

6) Техническое устройство, конструкция. Самолет новой системы.

7) То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.). Зарядка по утрам превратилась в систему (вошла в систему, стала системой).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

упрОчение

пломбировАть

сОрит

обогналА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.

Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозеленые вершины в чистое небо.

Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.

Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ОБОИХ берегах

ПЯТЬЮСТАМИ ТРИДЦАТЬЮ ТРЕМЯ метрами

почетные ТИТУЛЫ

ЕХАЙТЕ быстрее

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ

                                                                       ОШИБКИ

А) Готовясь к экзамену,

выпускникам пришлось нелегко.

Б) Те, кто настойчиво стремится к

достижению своей цели, достоин

уважения.

В) В.М. Васнецов вырос в

северном селе, отгороженным

вековыми лесами от больших

городов и сохранившим старин-

ные обычаи и обряды, поверья и

сказания.

Г) Никто из тех, кто слушал удиви-

тельную музыку П.И. Чайковского

к балету «Щелкунчику», не мог

остаться равнодушным.

Д) Вопреки прогноза установилась

ясная погода.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор…сли

зерк…ло

к…рьерист

осм…треться

к…нсервы

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…беречь, пр…градить

об…ем, в…ется

з…ночевать, не…бозримый

ра…ширить, не…держанность

по…солнечник, о…бросить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

движ…мый

колебл…мый

задерж…шься

невид…мый

податл…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рубаш…чный

черешн…вый

удоста…вать

преодол…вать

переинач…нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

К сожалению, наша задача (не)решена.

Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.

(Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО веселой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнем, и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

5) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озер или прудов.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды теплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) все-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) стихами (3) которого (4) он восхищается.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, - это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри нее.

(5)Однажды на листочке бумаги мой сын Сережа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (6)Большой кот и котенок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Сережей.

(11)Острота и незамыленность в детском взгляде – это еще не все. (12)Он обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья ухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки, цветочки я показывал сыну, когда он был еще младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клена, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них.

(16)Лет с пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с нашей общей работой.

(19)Кошки и котята у нас дома не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики. (23)Громадные березы и ветлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всем стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную березу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели!

(29)Помнится, показал я Сереже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашел фотографии в книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых никогда не будет. (32)Сережа это понял и стал уже по-другому смотреть на это белое чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (36)Просто у нас их много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашек-ниндзя или динозавров, не говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал.

(38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет творчества – в сохранении юности. (40)Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь… (41)Эта-то конституция и дает гению объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального мировосприятия – проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного – в закрытии от себя реальности».

                                                                                    (По Д. Утенкову)*

* Дмитрий Максимович Утенков (род. в 1948 г.) – современный график, член Союза художников России.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дети видят в окружающем мире такие мелочи, которые недоступны взрослым.

2) Все выдающиеся художественные открытия были основаны на первых детских впечатлениях.

3) Нельзя заставлять ребенка заниматься делом, которое ему не нравится.

4) Сережа любил рисовать телепузиков и черепашек-ниндзя.

5) Взрослый наставник может воспитать в ребенке творческую личность.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 29-33 содержат ответ на вопрос, сформулированный в предложении 35.

2) В предложениях 22-24 содержится описание места.

3) В предложениях 39-43 представлено повествование.

4) Предложения 2-4 поясняют содержание того, о чем говорится в предложении 1.

5) Предложения 5-8 содержат рассуждение.

22. Из предложений 2–10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 5–13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого

предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

24. Журналист Д. Утенков делает выводы, наблюдая за своим сыном Сергеем. Убедительность, глубину и художественность авторских размышлений помогают усилить разнообразные приемы, ведущими среди которых стали (А)____(предложения 2-3), (Б)_____ (предложения 39-43). А (В)_____ (предложения 14-15; предложения 32-33) – прием, ярко выражающий особую авторскую интонацию в тексте. Поэтичность речи придают тропы, среди которых (Г) _____ (предложения 3-4).

 Список терминов:

1) эпитет             2) вопросно-ответная форма изложения

3) метафора                         4) градация

5) парцелляция                   6) ирония

7) противопоставление     8) цитирование          9) анафора

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Межнациональное общение происходит везде: в быту, в мире искусства, на страницах литературных произведений. (2)И каждый раз, чтобы это общение состоялось, помимо знания языка, нужно знать и уважать культуру, обычаи носителей разных языков. (3)… в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой – взаимопонимание разных народов.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга.

2) Проблему межнационального общения необходимо решать как на бытовом уровне, так и на уровне приобщения людей к культуре.

3) Цель межкультурной коммуникации – изучение обычаев разных народов.

4) Знание языка, обычаев, культуры других народов необходимо для решения межнациональных конфликтов.

5) Цель межкультурной коммуникации – взаимопонимание разных народов, которое невозможно без знания языка и без уважения к культуре и обычаям других народов.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Только

Особенно

Хотя

Потому что

Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено вовтором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫК, -а, м.

1) Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. - высшая форма общенародного языка

2) Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

3) Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. тел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования.

5) То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

6)(перен.) Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

баловАть

квартАл

нАчав

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНОупотреблено

выделенное слово. Исправьте ошибкуи запишите слово правильно.

Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников – юных футболистов – в матче с более опытным соперником.

Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости ж билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

В начале 17 века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПЯТИСТА фотографий

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

пара НОСКОВ

НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                    ГРАММАТИЧЕСКИЕ

                                                                       ОШИБКИ

А) Проблемы раннего склероза

были в центре внимания ведущего

телепередачи «Здоровья».

Б) Благодаря статьи в газете мы

узнали о возобновлении

туристского теплоходного

маршрута к «Северным островам».

В) Футболист, игравший в

нападении и который забил

два гола, был воспитанником

известного тренера.

Г) Те, кто хотя бы раз любовался

закатом солнца, не сомневается,

что это одно из самых

прекрасных зрелищ.

Д) Внимательно прочитав задание,

оно выполняется по образцу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дост…яние

безотл…гательный

в…негрет

увл…каться

оз…рять

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…брежный, пр…интересный

раз…граться, меж…нститутский

неи…бежность, в…помнить

пре…сказать, на…кусить

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

помн…шь

раскол…шь

постро…шь

знач…мый

задерж…шься

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рул…вой

раскашл…лся

забывч…вый

стержн…вой

налажива…мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчужденно.

Дуня (не)лишена обаяния.

Путники вышли к еще (не)обросшему кромкой льда берегу.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) не видеть происходящего,  закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение удары грома оглушили меня.

ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.

Отец не смел спросить, в чем дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

Великий шелковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шел через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

Я рассказал Ивану Петровичу все, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЕТ предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

4)Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приемы научного анализа так и средства художественной выразительности.

5)Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Перед нами открылся великолепный вид: река вьется (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зеленым лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Маленькие горные речки  (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал  (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(12)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.  

(По Д. Гранину)

*Даниил Александрович Гранин (род.в 1919 г.) – русский советский, впоследствии российский, писатель и общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номераответов.

1) Чиновник четырнадцатого класса не может быть достоин любви и уважения.

2) Пушкин призывал своим творчеством к милосердию.

3) Сонечка Мармеладова и Катюша Маслова – несчастные, но гордые девушки.

4) В творчестве российских писателей можно увидеть чувство сострадания, вины и покаяния.

5) Лермонтов, в отличие от Гоголя, Тургенева, Достоевского, не отразил в своем творчестве этих проблем.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номераответов.

1) Предложения 12-13 содержат рассуждение.

2) В предложении10 содержится противопоставление.

3) В предложениях 5-7 представлено повествование.

4)Предложения 8-9  содержат ответ на вопрос, поставленный в предложении 3.

5) Предложения 1-3 содержат описание.

22.Из предложений  5–7 выпишите контекстуальные антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 4–7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этогопредложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьтена места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерутермина из списка.

24.Писатель Д. Гранин им поднимает перед читателем очень важную проблему – проблему милосердия. Убедительность, глубину и художественность авторских размышлений помогают усилить разнообразные приемы, ведущими среди которых стали (А)____(предложения 1-3), (Б)_____ (предложения 8-9). А (В)_____ (предложения 10-11) – прием, ярко выражающий особую авторскую интонацию в тексте. Поэтичность речи придает (Г) _____ (предложение 4).

 Список терминов:

1) эпитет     2) ряд однородных членов

3) метафора                         4) риторические вопросы

5) парцелляция                   6) ирония

7) противопоставление     8) цитирование          9) градация

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...

Варианты КИМов для ЕГЭ по физике

Данный материал содержит варианты КИМов для ЕГЭ по физике. Материал можно использовать для подготовки учащихся старших классов к экзамену по физике. Тесты взяты с портала ФИПИ...

Варианты КИМов для ЕГЭ по физике

Данный материал содержит варианты КИМов для ЕГЭ по физике. Материал можно использовать для подготовки учащихся старших классов к экзамену по физике. Тесты взяты с портала ФИПИ...

Подготовка к ОГЭ. Варианты КИМов по теме "Дружба"

Подбор материалов для подготовке к ОГЭ...

Варианты КИМов ЕГЭ по биологии 2017 г.

Два варианта КИМов ЕГЭ по биологии образца 2017 г., составлены по материалам сайта ФИПИ в соответствии с обобщенным планом вариантов....