Размышление о конце света
статья по русскому языку по теме

Пересторонина Нина Валентиновна

Вызывает тревогу снижение уровня грамотности выпускников школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Размышления о конце света

        Когда в одном из последних интервью академика Д.С.Лихачёва (он умер 30 сентября 1999 года) спросили, верит ли он в конец света,  великий русский учёный ответил: «А разве он ещё не наступил?» Сейчас, когда всё человечество охвачено паникой в ожидании вселенской катастрофы, мне кажется, что слова о конце света надо понимать не в смысле физического уничтожения жизни на планете Земля, а в смысле духовной смерти человечества. Ведь слово «свет» имеет не только значение пространства или электромагнитного излучения, делающего видимым окружающий нас мир. «Свет» в русском языке является корнем слова «просвещение», которое в свою очередь означает поиск истины, а не заталкивание минимальной суммы знаний в головы изо всех сил упирающихся учеников и студентов.

        Рассудок наш помрачён. Утрачены высокие идеалы «простоты, добра, правды»(Л.Н.Толстой). Люди определяют свою ценность и ценность окружающих количеством материального имущества, а не честным трудом  на благо мира. Вообще понятие чести, честности оказалось устаревшим. Не только чиновники, разворовывающие государственные деньги,  или олигархи, торгующие природными ресурсами России, не обременяют себя необходимостью быть честными. Но и все мы. Мы с вами. Не стыдно выдавать желаемое за действительное. Не стыдно списывать у соседа или из интернета. Не стыдно быть неучем. Не стыдно прогуливать занятия. Не стыдно выпрашивать оценки у преподавателя в конце семестра. Не стыдно иметь «липовый» диплом. Не стыдно не отвечать за результаты своего труда.

        На рынок труда пришли «специалисты», сформировавшиеся в постперестроечное время. Поэтому тонет плавучий мост, падают самолёты и космические корабли, крушатся ещё не достроенные здания, медсёстра так делает укол, что ребёнку после этого ампутируют руку, врач вместо беременности диагностирует злокачественную опухоль. Это ли не конец света?

        Хочется спросить наших горе-студентов, кое-как балансирующих между двойками и тройками: а вы пошли бы оперироваться к хирургу, заведомо зная, что у него в дипломе одни удовлетворительные оценки? Или сели бы в самолёт, сконструированный двоечником? То-то же! Тогда почему вместо того, чтобы учиться, вы позволяете себе делать всё, кроме выполнения своих прямых обязанностей?  Почему считаете, что к учебникам следует обращаться в последнюю неделю семестра?  

        Наши предки на протяжении многих веков формировали наш «могучий, великий, правдивый и свободный» русский язык. В нём наша душа. Именно язык делает нас русскими. Но теперь к словам классика так и хочется добавить ещё один эпитет: «несчастный». Когда я проверяю тетради наших студентов, я понимаю, что конец света уже наступил. Человек, проучившийся девять лет в школе, так и не запомнил начертания русских букв и пишет вместо «н» «п»: «Тапки, отойдя на приличное расстояние, открыли огонь». Как же надо не уважать себя и презирать своё отечество, если будущий специалист позволяет себе писать в тетради «хотьба» (ходьба), «счоки» (щёки), «поьезд» (поезд), «косир» (кассир), «неськолько» (несколько), «на лошодях» (на лошадях), «абваражительная» (обворожительная), «дикаратция» (декорация), «жина» (жена), «жыл» (жил), «языскиный» (изысканный), «расфет» (рассвет), «хальшёвый» (холщовый), «соканоленый» (сэкономленный), «сторечёк» (старичок),  переносить «зад-рожал», ставить запятую в середине слова «приза, думавшись»!  Причём эти неграмотные студенты с пеной у рта уверяют, что у них в аттестате стоит «четыре». Охотно верю, ведь бумага всё стерпит, но если у вас переломаны руки и ноги и пробита голова, а врач  напишет в справке, что вы абсолютно здоровы, вряд ли вы поверите в это.    

         Бояться нужно не метеорита, всемирного потопа или нашествия зелёных человечков, а собственной пещерной темноты. М.А.Булгаков сказал в 20-е годы 20 века: «Разруха не в клозетах, а в  головах». Если бы он жил в наше время, возможно, он сказал бы так: « Конец света  в наших головах и душах».  

Р.S. Несмотря ни на что, Новый год наступит. Я желаю, чтобы он принёс нам всем проСВЕТления!

                                                                                  Пересторонина Н.В.



Предварительный просмотр:

Студенческий театр как средство формирования педагогических компетенций

Во все времена требования к личности учителя были высокими: он должен быть человеком компетентным, творческим, увлеченным, способным вести за собой. В воспитании будущего учителя немалую роль играет участие студента в театральных постановках. Благодаря этой деятельности  формируются почти все педагогические компетенции: компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенция социального взаимодействия, компетенция в общении, компетенция познавательной деятельности, предметно-деятельностные компетенции, компетенции гражданственности, компетенции интеграции, компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития.

         В Кировском педагогическом колледже студенческий театр общеобразовательных предметов существует с 2006 года. Он был основан как средство воспитания интереса к литературе и постепенно стал обязательным элементом студенческой жизни. За период с 2006 года по 2013 были поставлены следующие спектакли и литературно-музыкальные композиции: «Пушкинский бал», «Свои люди – сочтемся», «Серебряный век русской поэзии», «Мертвые души», «В гостиной Ольги Ивановны Дымовой», «Женитьба Бальзаминова», «Горе от ума».

        Постановка спектакля – процесс коллективный. Сценическому воплощению предшествует анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах работы на сцене дается свобода для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий. На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены.

        Хороший учитель должен владеть приемами актерского мастерства. Поэтому на занятиях уделяется время освоению пластических возможностей, знакомству с основами сценической речи: артикуляции, правильному дыханию, выразительности. Творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а  подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, трудовой деятельности и общения. Творчество предполагает наличие у человека способности, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, новизной. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Видение изучения мировой художественной культуры в свете ФГОС(2). ( «размышления у парадного подъезда…»)

Размышления учителя о несоответствии заявленных в новых стандартах целей содержанию образования, где предмету "Мировая художественная культура" не нашлось места......

"И во все концы света белого..."

методический проект (урок), посвящённый 1150-летию г. Смоленска...

Урок-размышление "Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную..." (Любовная лирика Ф. Тютчева и А. Фета)

Этот урок дан мною в 1 туре профессионального конкурса "Учитель года 2011". Он дает возможность познакомиться с отдельными страницами личной жизни поэтов Ф. Тютчева и А. Фета, которые в какой-то мере ...

Датчик света. Учим робота видеть свет в конце тунеля

Презентация к занятию "Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры" для  кружка "Робототехника"...