Культура речи
проект по русскому языку на тему

Проект о правильной речи и нормах литературного языка. Основным этапом проекта является исследование на тему "словесный мусор".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_rechi.docx38.93 КБ
Файл kultura_rechi.pptx315.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Проект «Культура речи»

Наш проект «Культура речи» очень актуален. Говорить красиво,

правильно должен каждый образованный человек. Правильная речь производит благоприятное впечатление о человеке, помогает в карьерном

росте.

 

           Цели проекта:

-cохранение литературного языка, норм употребления слов;

-развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку.

          Задачи проекта:  

1.Изучить специальную литературу.

2.Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы.

3.Создать презентацию с целью дальнейшего использования её на уроках

   русского языка, на элективных курсах, во внеклассных мероприятиях.

Наш проект служит объединению вокруг высокой цели – сохранить самобытность русского языка, культуру речи.

Для реализации проекта на первом этапе мы изучили теоретический материал по культуре речи, на втором этапе провели исследовательскую

работу: опрос и анализ результатов.

                                               

                            Содержание проекта «Культура речи».

I.Инсценировка  стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным

  знакомым».

II.Вступление.

III.Высказывания великих мастеров слова Дм. Лихачева, К.Д. Ушинского,

  К.Г. Паустовского о культуре речи.

IV.Сценки: «В библиотеке», «Остап Бендер и Эллочка-людоедка» из романа

И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев».

V. Презентация.

VI. Вывод, результаты (анкетирование, книги).

VII.Практическое значение проекта.

                                             Ход проекта.

I.”Игровое” стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным

знакомым».

- Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

-Чо?

-Cмотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

-Где?

-Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

-Ну!?

 -Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

-Гы!

-И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

-Врёшь!

-Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…

-Ха!..

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожанье рос…

-Брось!..

-Да погоди, почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

-Псих!..

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не узнать снега?..

-Ага!..

II.Вступление.

Ведущий 1. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает своего собеседника.

  Нередко слышим слова -сорняки, жаргонизмы, нецензурные выражения.

Ведущий 2. Великие мастера слова Дмитрий Лихачев, Ушинский, Паустовский призывали овладевать культурой речи.

III.Высказывания.

«Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому,

как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело». (Д. С. Лихачев).

«Филологическая образованность  -  показатель культуры общества и человека в отдельности». (К. Г. Ушинский).

«Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной,

перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе

коверкать его». (К. Г. Паустовский).

Ведущий 1. Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и с

первых можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Ведущий 2. Есть немало примеров варварского отношения к языку. Вот один пример.

IV. Сценки.

Диалог в библиотеке.

Школьники выбирают книгу.

-Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

-Эту не бери! Лабуда!

-Вот эта жутко мощная книжка!

Ведущий 1. Этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. А вот еще пример.

Сценка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев».

 

Ведущий 1. Этот язык Эллочки-людоедки из романа Ильфа и Петрова «12

стульев» распространен и в языковой среде современного молодого человека.

Эта вульгарная речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и

отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Ведущий 2. Изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

V.Презентации.

                    «Словесный мусор» русского языка.

Слайд1.

   - Мы провели исследование.

 Слайд 2.

Темой нашего исследования стал «словесный мусор, загрязняющий наш

язык, в частности жаргонизмы.

Жаргон -  это своего рода язык в языке,разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией, занятием, возрастом,

социальной средой.

Слайд 3.

Слово жаргон – речь социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений.

Молодежный жаргон часто называют сленгом.

Слайд 4.

Мы провели анкетирование.

Слайд 5.

Цель анкетирования:

-Выявить происхождение жаргонизмов;

-Определить мотивы их употребления;

-Выявить круг наиболее встречающихся из них;

-Определить, насколько засорен язык наших учащихся;

-Призвать учащихся внимательнее относиться к своей речи, по возможности

сократить использование в ней жаргонизмов, очистить нашу речь от «словесного мусора»;

-Научить переводить жаргонизмы на общелитературный правильный и

грамотный русский язык.

Слайд 6.

Результаты анкетирования.

Судя по исследованным опросам, количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное

время.

Больше всего засоряется язык школьников жаргоном, который преобладает

в неформальном очном общении. Сленг школьников в основном несет в себе

негативный эмоциональный заряд.

Слайд 7.

Были выявлены различные тематические группы жаргонизмов.

Слайд 8.

Проанализировав жаргонизмы, мы пришли к выводу, что среди них используются слова различных частей речи.

В образовательной среде школьники в основном используют жаргонные слова для обозначения:

-процесса учения или событиях на экзаменах: срезаться, завалиться и т. д. ;

-названия оценок: тройбан («тройка»).

Слайд 9.

В чем причина загрязнения нашей речи?

Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массовой информации перестали бережно относиться к слову.

На радио и телевидении очень много иностранных слов, вульгарных

выражений, жаргонных словечек. Эти слова теснят «классическую» правильную речь.

VI.Вывод.

Слайд 10.

Итак, вывод. Какие правила следует выполнять, воспитывая культуру речи?

1.Следить за своей речью.

2.Не употреблять в ней «словесный мусор».

3.Больше читать книг.

4. Совершенствовать культуру своей речи.

                                                «Культура речи».

Слайд 1.

Чтобы совершенствовать культуру своей речи, нужно знать основные её

компоненты:

-Содержательность.

Избегайте!

Пустословие – пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры.

Слайд 2.

-Точность.

-Логичность.

Слайд 3.

-Уместность.

Избегайте!

Тавтология – (в переводе с греч. «то же самое») – неуместное употребление

однокоренных слов. (Масло масляное).

Слайд 4.

-Правильность.

Избегай!

Сленг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой языковой нормы.

Избегай!

Жаргон – разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

Слайд 5.

-Чистота.

-Выразительность.

Мы выпустили две книги: словарь «Словесный мусор русского языка» и

«Справочник по культуре речи».

VII.Практическое значение.

Ведущий 1. Мы надеемся, что наш проект послужит тому, что у школьников проявится интерес к овладению культурой речи и что в будущем будет заметно повышаться культура речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Культура речи»

Слайд 2

Цели проекта : Сохранение литературного языка, норм употребления слов. Развитие интереса к изучению русского языка, уважения к родному языку

Слайд 3

Задачи проекта : Изучить специальную литературу. Собрать и систематизировать материал в ходе исследовательской работы. Создать презентацию с целью дальнейшего использования её на уроках русского языка, на элективных курсах, во внеклассных мероприятиях.

Слайд 4

«Наш язык — важнейшая часть нашего общего поведения в жизни . И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело.»( Д.С.Лихачев ) «Филологическая образованность — показатель культуры общества и человека в отдельности.»( К.Д.Ушинский ) «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.»(К.Г. Паустовский)

Слайд 5

«Словесный мусор» нашей речи.

Слайд 6

Темой нашего исследования стал «словесный мусор», загрязняющий наш язык, в частности жаргонизмы.

Слайд 7

1 Жаргон - это своего рода язык в языке, разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых единой профессией, занятием, возрастом, социальной средой. Жаргонизмы - это не следствие демократизации общества, а скорее, вульгаризация общественной жизни.

Слайд 8

Анкета 1. Где вы больше всего употребляете жаргонных слов? -в школе, -вне школы. 2. Чаще всего вы пользуетесь жаргонизмами: -при личном общении, -в письменной речи. 3. Жаргонизмы какой из этих групп вы чаще всего употребляете? -название человека, его умственных и физических возможностей, -состояние, оценка чего-нибудь, -слова, относящиеся к компьютеру и его составляющим 4. Слова для обозначения: -процесса учения или поведения на экзаменах, -название оценок, -учителей. 5. С какой целью используете жаргонизмы?

Слайд 9

Цель анкетирования: Выявить происхождение жаргонизмов; Определить мотивы их употребления; Выявить круг наиболее встречающихся из них; Определить, насколько засорён язык наших учащихся; Призвать учащихся внимательнее относиться к своей речи, по возможности сократить использование в ней жаргонизмов, очистить нашу речь от «словесного мусора»; Научить «переводить» жаргонизмы на общелитературный правильный и грамотный русский язык.

Слайд 10

Результаты анкетирования

Слайд 11

Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов: Наименование людей, характеристика их по качествам характера. Наиболее ходовыми являются выражения, просто называющие человека или негативно характеризующие его умственные или физические способности: жмот, лох , лошара , шестёрка. Наименование по родству: предки, братан, сеструха. Бытовая техника: комп, мобила , телик, видак. Части тела (особенно много синонимов для головы): бубен, котелок, крыша, чайник, грабли, локаторы. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк . Оценки, резко противоположные: Отпад-отстой, Клёво- стрёмно .

Слайд 12

Проанализировав жаргонизмы, мы пришли к выводу, что среди них чаще всего встречаются следующие части речи: - Существительные: лох, прикид , прикол, фигня, понты , халява, мраки – 47% от всех слов. - Глаголы: отвали, гонишь, прикинь, офигеть , борзеть – около 30% . - Наречия : клёво, прикольно и др. – 12%

Слайд 13

В чём причина? Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массой информации перестали бережно относиться к слову. На радио и телевидении очень много иностранных слов, вульгарных выражений, жаргонных словечек. Эти слова теснят «классическую» правильную речь.

Слайд 14

Какие правила следует выполнять, воспитывая культуру речи? Следить за своей речью. Не употреблять в ней «словесный мусор» Приобщаться к образцам классической литературы, т.е. больше читать книг. Совершенствовать культуру своей речи. Вывод

Слайд 15

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Слайд 16

Культура речи -это степень соответствия речи нормам литературного языка.

Слайд 17

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Речевая

Слайд 18

ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ КУЛЬТУРУ СВОЕЙ РЕЧИ, НУЖНО ЗНАТЬ ЕЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ:

Слайд 19

Содержательность Избегайте! Пустословие -пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры.

Слайд 20

ТОЧНОСТЬ ЛОГИЧНОСТЬ

Слайд 21

УМЕСТНОСТЬ Избегайте! Тавтология -(в переводе с греч.- «то же самое»)-неуместное употребление однокоренных слов.

Слайд 22

ПРАВИЛЬНОСТЬ Избегайте! Сленг -экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Слайд 23

ЧИСТОТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Избегайте! Жаргон -разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...