Разработка материала к Дню славянской письменности и культуры
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Данный материал способен обогатить знания учащихся о возникновении русского языка,узнать ряд исторических фактов, лучше овладеть речевым этикетом, приобщиться к национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy_kultury.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура документа
Данная разработка посвящена Дню славянской письменности и культуры и предполагает форму заседания клуба «Юный словесник». Мероприятие проводится в кабинете русского языка и литературы в течение 45 минут. В кабинете рабочие столы расставляются полукругом для учащихся (членов клуба), в центре располагается стол для организаторов и гостей заседания. Участвуют в мероприятии школьники 6 - 9 классов.
Общая характеристика занятия.
Содержание занятия по русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Мероприятие способствует развитию следующих ключевых компетенций.
Языковая компетенция развивает способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, способствует совершенствованию речевой деятельности.
Лингвистическая компетенция способствует использовать полученные на занятиях знания для совершенствования речевой деятельности в работе над текстами художественных произведений.
Коммуникативная компетенция формирует полноценное речевое общение, развивает нормы речевого поведения, умение работать в группах.
Культуроведческая компетенция помогает использовать полученные на занятиях знания в овладении русским речевым этикетом, помогает приобщить учащихся к национальной культуре.
Социокультурная компетенция способствует усвоению национальной лексики и фразеологии, знакомит с историей русского языка, учит осознанному осмыслению текстов, формирует всесторонне развитую личность, владеющую культурой речевого общения.
Цели.
Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения первых славянских букв, азбуки, письменности.
Развивающие: выяснить этимологию и толкование некоторых слов современного русского языка.
Воспитательные: привить любовь и бережное отношение к русскому слову, русской речи.
Инновационные технологии.
Внеклассное занятие подразумевает использование личностно ориентированной, коммуникативной, информационной и игровой технологий.
Методы обучения.
Педагогический частично – поисковый метод, метод компетентстного подхода помогут учителю в творческом поиске по воспитанию всесторонне развитой личности.
Средства обучения.
Технические средства обучения (ноутбук, презентация) позволят учащимся ярче и нагляднее усвоить материал; работа с художественными текстами направлена на совершенствование навыков и умений работы с изобразительно – выразительными средствами лексики в текстах; использование дидактического материала способствует развитию речевой культуры, лексической грамотности; наглядные средства, такие, как литературная газета « От черт и резов до букв, азбуки, письма», тематические стенды развивают эстетическое восприятие материала, а работа со словарями (этимологическими, фразеологизмов, толковыми) обучают речевому и коллективному общению, орфографической грамотности.
Рекомендации.
Данное внеклассное занятие позволит учащимся привить любовь к родному языку, повысить языковую культуру, совершенствовать навыки индивидуальной и коллективной работы учащихся разной возрастной группы.
Мероприятие рекомендуем провести в мае ко Дню славянской письменности. Фрагменты занятия можно также использовать на заключительной научной конференции учащихся в школе или провести в форме Устного журнала в среднем звене на Неделе русского языка и литературы.
Участники внеклассного занятия:
представители учащихся 6 -9 классов, ведущий, профессор, научные ассистенты, работник архива (учащиеся старших классов).
Гости внеклассного занятия:
приглашённые члены школьной администрации и родительского актива.
Ход занятия.
Ведущий: Ребята! Мы рады приветствовать вас на очередном заседании нашего клуба. Сегодня вы узнаете о рождении букв, слов, родного языка, который вы слышите, на котором вы пишете и читаете. Без этого языка не было бы нашей нации – русского народа, не было бы истории, великих дат и имён. А помогут провести заседание профессор и его ассистенты, работник городского библиотечного архива, которые занимались исследованием филологических, лингвистических и исторических материалов, связанных с возникновением славянской письменности. Вам слово, профессор.
Профессор: Да, вначале было слово. Человек на заре своего развития учился говорить: жестами, звуками, криками. У многих народов есть мифы, помогающие понять значение слова, - что сказано, что осуществляется. Отсюда магическая сила слов. Но человеческая память несовершенна. Жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение, искажался, забывался. Необходимо было донести информацию в зримой форме. Так появилось письмо. Наши предки - славяне – язычники – считали и писали посредством некоторых видов древнейшего письма.
Первый ассистент: Один из видов письма – предметный. Славяне делали зарубки на деревянных «памятных» дощечках или, как говорили, « на носу». «Зарубить себе на носу» означало запомнить. Также у славян было принято « узелковое» письмо. Узелки завязывались по – особому, чтобы вспомнить о чём –то. Не правда ли, и мы сейчас нередко завязываем « узелок на память»? Но такое письмо не могло стать «памятью» человечества.
Второй ассистент: Письмо в рисунках, или пиктографическое письмо, несло заключённую в рисунке информацию. Каждый рисунок передавал какую –либо мысль. Занимаясь охотой, ведя торговлю, хозяйство, участвуя в боевых походах, заключая политические договоры, славяне пользовались рисуночными текстами. Подобные тексты археологи обнаружили на камнях, предметах домашней утвари, оружии. Среди пиктографических текстов были и календари. Подобная письменность была наглядна и общедоступна, но опять была неточной.
Третий ассистент: Но одна из самых главных загадок русской письменности – так называемые « черты и резы», которыми, возможно, писали в Древней Руси. Об этом сообщал в своей книге « Сказание о письменах» болгарский учёный монах Черноризец Храбр. Письмо с помощью « черт и резов» могло быть первым славянским древнейшим письмом, очень примитивным, включающим простейшие счётные и прописные знаки в форме чёрточек и зарубок, знаков для гадания, календарных дат и др.
Работник архива: Но с зарождением первых славянских государств такое письмо стало непригодным. От « черт и резов» славяне к VIII веку переходят к использованию греческих и латинских букв. Букв чужих, малопонятных, но единственно возможных для церковного богослужения, государственных записей. « Так проходит много времени, - читаем мы в книге Храбра, - пока не появляется Константин Философ…»
Профессор: В IX веке на границе с Болгарией находилась крупнейшая византийская провинция, столицей был город Солуни. Именно туда с просветительской миссией отправились два учёных брата Кирилл и Мефодий в земли славян. Основной их задачей была проповедь христианства, проповедь на родном для славян языке. Основная их миссия - перевести книги с греческого и латинского языков на славянский язык, « ибо просвещение народа без письмен на его родном языке подобно попыткам писать на воде». Так братья – проповедники стали и учителями.
Работник архива: 24 мая 863 года в городе Плиске ( в те времена столица Болгарии) Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
(Звучит колокольный звон).
Так был создан первый общеславянский литературный язык. А первой книгой, переведённой братьями на славянский язык стало «Евангелие»:
« Вначале было слово, и слово было Бог…».
Профессор: Кирилл создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку. Ряд учёных предполагает, что Кирилл создал две азбуки: глаголицу и кириллицу. Но глаголица скоро вышла из употребления. А после смерти Кирилла его сподвижники и ученики доработали вторую и назвали её в честь учителя: кириллицей. Сегодня весь славянский мир пишет, пользуясь кириллицей.
Ведущий: Ребята, обратите внимание на стенд. Перед вами - Алфавит кириллицы.
Первый ассистент: Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая буква имеет своё название: а - аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро и т.д. Азбука – само название образовано от названия двух первых букв.
(читает отрывок из стихотворения В Свиридова)
Так вот они – наши истоки,
Плывут в полумраке, светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь…
Великое таинство звука…
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
« Я есмь!» - заявила Вселенной,
« Я есмь!» - заявила векам.
Профессор: В 863 году зазвучало слово Божье на земле славянской на родном языке. Так началось славянское летописание.
Второй ассистент: Славянскому алфавиту и славянской письменности более 1000лет. Весь славянский мир сегодня пишет, пользуясь кириллицей. Современный русский алфавит является продолжателем кириллицы, славянского алфавита, которым пользуются для письма болгары, сербы, русские, украинцы, белорусы и другие народы.
Профессор: Обратимся к истории русского алфавита. Кирилл и Мефодий создавали славянскую письменность на основе греческого алфавита. Греческий язык отличается от славянского. Поэтому к греческим буквам добавили ряд букв, необходимых для передачи славянских звуков: [б], [т],[ ю], [ч][,ш],[щ],[ы]. Трудность была со звуком [ф], не свойственным для русского языка. В кириллице две разные буквы «фита» и «ферт» означали один звук. Неудобства возникли в произношении. Поэтому впоследствии остался только звук [ф], соответствующий букве «эф». Замечу, что в современном русском языке на эту букву встречается большинство заимствованных слов.
Третий ассистент: При Петре I в России была проведена реформа кириллицы. Упростили и отменили буквы: «юс большой», «юс малый», « кси», «пси», зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.
Ведущий: Ребята! А теперь сравните древнерусский алфавит и современный. Каких букв не было в древнерусской азбуке? Не было «й», «э», «ё».
Первый ассистент: А в 1918 году проведена была ещё одна реформа. Убрали « и десятиричное», «ять», «фиту», «ижицу» и букву «ер» на конце слова.
Ведущий: Посмотрите на современный вариант азбуки. Наша азбука проста и удобна. Она содержит 33 буквы, которые легко произносятся и пишутся.
Работник архива: От старославянского и древнерусского языка до современного русского языка – долгий путь. Историческая справка: « В IX и X веках основные книги были церковнославянские. Когда русские переписчики их переписывали, то они добавляли в них ещё и черты родного языка». Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, на котором написано немало летописей. Одна из них « Повесть временных лет».
Профессор: Тяжело давалась грамота на этих языках. Неслучайно В.И.Даль в своём толковом словаре записал такие пословицы: «Азбуку учат – во всю избу кричат», «Кончил курс науки, а знает аз да буки». Заметим, что многие слова, употребляемые нашими предками, отличаются произношением от современного русского произношения. Разница в «неполногласии». Говорили: град, а не город, брег, а не берег.
Ведущий: Ребята, сейчас ассистенты предложат вам ряд практических заданий, а вы постарайтесь их выполнить.
Первый ассистент: Откройте конверты с карточками. Перед вами карточки со старославянскими словами (глад, здравие, страж) и исконно русскими словами (голод, здоровье, сторож). Пользуясь этой информацией, запишите в карточке русские слова по старославянским образцам: страна -…, древо - …, хлад -_..., врата - …,злато -_..., власы -_...
Второй ассистент: Поработаем с этимологическими словарями. Такие словари дают ответы на вопросы: из какого языка пришло слово? Каково его происхождение? Найдите в словаре слова и узнайте их происхождение: колымага, ланиты, праздник, храм, благо, демон.
Профессор: Перед вами стихотворения поэтов IX в. Найдите старославянизмы в поэтических отрывках и дайте им толкование. Посмотрите, как старославянский язык в художественнных текстах обогатил русский интересными и нужными словами. Поэты прошлого, такие, как Ф.И.Тютчев, В.А.Жуковский и, конечно же, А.С.Пушкин широко использовали старославянизмы в своём творчестве. Например, у Жуковского мы читаем:
И рощи и брега, смешавшись, потемнели…
Дубрава шумит, сбираются тучи…
Дорогой шёл младой певец…
Лик мрачнее тучи…
Отворяйся ж, божий храм…
Поэзия Тютчева также богата старославянскими словами. Послушайте:
Уж солнца раскалённый шар
С главы своей земля скатила…
Всё тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та же…
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит.
Любил слова предков и А.С.Пушкин, слыша в них особое звучание. Вспомним вступление к поэме « Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том…
Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…
Там царь Кащей над златом чахнет…
Не правда ли, есть что – то величественное в этих словах, какая – то «пленительная строгость».
Третий ассистент: Старославянизмы в современном русском языке относятся к пассивному словарю, но интересен тот факт, что некоторые из старославянских слов возрождаются и становятся весьма популярными в нашем лексиконе. Это такие слова, как великодушие, благополучие, благословение, милосердие. Они заслуженно возрождаются в нашем языке. Предлагаю сделать такое задание: возьмите толковые словари и дайте этим словам толкование.
Первый ассистент: А теперь попробуйте самостоятельно, без помощи словарей разобраться в словах, пришедших в русский язык из греческого через старославянский. Возьмите файл с карточками. Для данных слов установите значения составляющих эти слова частей, соотнеся - с русскими словами современного языка.
Образец: благодетель – делающий благо, добро
Благочестие -…, благополучие -…, благословить -…, благодарить_..., благородный -…
Первый ассистент: В заключение поработаем со словарём фразеологизмов. Примечательно, но некоторые названия букв кириллицы до сих пор встречаются в устойчивых оборотах. Найдите в следующем файле записанные фразеологизмы и дайте им толкование: «знать на ять», «прописать ижицу», «стоять фертом», «сперва аз да буки, а потом и науки»
Профессор: Таким образом, славянское письмо можно услышать везде: и на острове в Ледовитом океане, и на Дунае, и на берегах Байкала и много где ещё. Не перечислить всех богатств славянской речи. Речи ,без которой не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого других великих классиков.
Работник архива: В XVII веке писатель Н.М.Карамзин , тонкий знаток русского языка, так говорил: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого примеса, течёт как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг смягчается , журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу..»
Ведущий: Ребята! Закончилось очередное заседание нашего клуба. Надеемся, что вы осознали, с каким удивительным явлением мы встречаемся каждый день – удивительным, чудесным является наш алфавит, наше русское слово и наш русский язык.
Работник архива: Хочу напомнить вам и слова Н.В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи».
Ведущий: Давайте же бережно относиться к нашему русскому языку, подаренному нам нашими предками. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавалось великое русское слово. И нам его хранить и обогащать.
(Звучит стихотворение И. Бунина « Слово» на фоне органной музыки Баха)
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённого
Дню славянской культуры и письменности
Заседание клуба
« Юный лингвист»
Учитель Мартынова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День славянской письменности и культуры"
Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...
Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры
презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...
Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...
Методическая разработка урока ко дню Славянской письменности и культуры "Начинали с АЗ да Буки, перешли потом в науки".
Урок разработан к празднику , дню Славянской письменности и культуры....
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...
«История славянской и русской письменности»: Урок-викторина для 9-11 классов, посвященный Дню славянской письменности и культуры
Цель: воспитание уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку....