ОГЭ-2015: критерии оценки и примеры сочинений
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

В данном учебно-методическом материале содержатся критерии оценки сочинений ОГЭ-2015, а также примеры подобных сочинений: на лингвистическую тему; на тему, связанную с анализом фрагмента текста; на тему, связанную с объяснением значения слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge-soch.anal_.teksta-kriteriiprimery.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ОГЭ (сочинение)

I. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

К1. Раскрыть смысл высказывания лингвиста, писателя:  0-2

К2. Привести 2 примера-аргумента из текста, указать их роль:  0-3

К3. Логика, связность, абзацы:  0-2

К4: Композиция сочинения:  0-2

       вступление (объяснение смысла высказывания);

       основная часть (примеры-аргументы);

       заключение (вывод).

     (1)Спорый дождь льется отвесно, сильно. (2)Он всегда вторгается с набегающим шумом.

     (3)А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. (4)Лужи от этого дождя всегда теплые.

       (5)О слепом дождике, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (6)Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (7)А кому же и плакать такими сияющими слезами горя и радости, как не сказочной красавице царевне!  

                                                                                                (По К. Г. Паустовскому)

Задание. Раскройте смысл высказывания лингвиста Л. Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа … выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений».

Л. Ю. Максимов утверждает, что абзацный отступ помогает выделить «наиболее важные в композиции целого текста группы предложений». Я согласна с лингвистом, так как абзац, действительно, делит текст на микротемы и тем самым способствует более правильному пониманию произведения  в целом.

В тексте К. Г. Паустовского три абзаца. В первом рассказывается о «спором дожде» (предложения 1, 2). Во втором – о «мелком грибном» (3, 4). В третьем абзаце – о «слепом дождике» (5 – 7).  В данном тексте абзацы помогают передать и усвоить информацию о разных видах дождя.   

Следовательно, абзацный отступ в тексте необходим, если автор хочет выделить какую-то мысль или начать новую микротему.

II. Сочинение-рассуждение по фрагменту текста

К1. Объяснить смысл фрагмента:  0-2

К2. Привести 2 примера-аргумента (доказательства):  0-3

       1) пример из текста       

       2) пример из текста

ИЛИ: пример(ы) не из прочитанного текста:  0-1

К3. Логика, связность, абзацы:  0-2

К4. Композиция сочинения:  0-2

       вступление (объяснение смысла фрагмента);

       основная часть (примеры-аргументы);

       заключение (вывод).

     Смысл последнего предложения в тексте Б. Васильева состоит в том, что дети обманули старую больную женщину, украли подлинные письма погибшего сына-фронтовика и его товарища, которые она хранила всю жизнь. Для бабушки это стало страшным горем, потрясением, поэтому «ослепла и оглохла… ее душа…».

     Подтверждая сказанное, обратимся к предложению 17, где говорится о том, как женщина бережно достала из шкатулки «бесценные листочки», чтобы показать школьникам. Но вечером, когда обнаружилось, что писем нет, Анна Федотовна почувствовала, что больше не звучит в ее душе голос сына: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда» (52).

                        ИЛИ: пример не из прочитанного текста.

     Эта трагическая история не может оставить равнодушным никого. Школьники собирали экспонаты для музея ко Дню Победы и в то же время жестоко обидели мать фронтовика. Конечно, люди не должны быть такими бездушными и равнодушными к чужому горю.

III. Сочинение-рассуждение о лексическом значении одного слова

К1. Дать определение слова  (что обозначает?  каково лексическое значение?)

  +  Прокомментировать это определение (как я понимаю смысл этого слова?):  0-2

К2. Привести 2 примера-аргумента (доказательства):  0-3

       1) пример из текста

       2) пример из своего жизненного опыта (Я видел… Я прочитал… Я участвовал в… Мы с ребятами ездили на экскурсию…)

ИЛИ: 1) пример из текста

           2) пример из текста

К3. Логика, связность, абзацы:  0-2

К4. Композиция сочинения:  0-2

       вступление (лексическое значение слова + комментарий);

       основная часть (примеры-аргументы);

       заключение (вывод).

     Человечность – это отзывчивость, гуманность, неравнодушное отношение к людям (синонимы).

     ИЛИ: Человечность – это отсутствие равнодушия, безразличия в отношениях с людьми (антонимы).

     ИЛИ: Слова «человечность» и «человек» однокоренные. А человека отличают нравственные качества: доброта, отзывчивость, сочувствие (подбор однокоренных слов). 

     Каждый из нас, людей, хотел бы, чтобы окружающие относились к нему по-человечески, то есть были доброжелательными, прощали ошибки, откликались на просьбы, помогали по мере возможности, делили радость и горе.

     В тексте Б. Васильева мы, напротив, видим пример бесчеловечного отношения к матери фронтовика. Так, в предложении 24 одна из школьниц с «вызывающей агрессией» требовала, чтобы Анна Федотовна отдала музею подлинные письма своего погибшего на войне сына и его товарища. А вечером бабушка заметила кражу. Бесчеловечный поступок детей привел к тому, что душа Анны Федотовны «ослепла и оглохла» от горя. Потерю писем она восприняла как повторную гибель своего сына (51-53).

     ИЛИ (второй пример - из своего жизненного опыта): Я очень хорошо понимаю эту женщину и сочувствую ей, потому что вместе с одноклассниками не раз ходила в гости к вдове ветерана войны. Мы поздравляли ее с Праздником Победы, дарили подарки, брали интервью. Мы ей были благодарны за гостеприимство, а она нам – за участие и память о погибших во время Великой Отечественной войны.

     Конечно, чтобы было меньше горя на земле, люди должны относиться друг к другу по-человечески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки сочинения части С ЕГЭ по русскому языку

Критерии оценивания сочинения части С ЕГЭ по русскому языку...

Критерии оценки сочинений

В документе приводятся критерии оценки итогового сочинения и условия получения оценки "незачет"....

Критерии оценки итогового сочинения по литературе

Этот материал предназначен для учащихся 10-11 классов и их родителей, в нем подробно описаны критерии оценки итогового сочинения по литературе....

Приказ о работе групп по разработке шкалы критериев оценки 25.11.2015

Приказ о работе групп по разработке шкалы критериев оценки...

Критерии оценки сочинения

Критерии оценки сочинения...

Критерии оценки сочинений по литературе

Материал предлагает критерии оценки письменных творческих работ по литературе с учетом грамотности и содержания...