Тест для подготовки к ГИА (В3)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тест для подготовки к ГИА.
Вариант 3.
(1) Мое раннее детство пришлось на 20-е годы прошлого века. (2) Семья жила в Брошевском переулке (он до сих пор сохранил свое название) – это между заставами Покровской и Спасской.
(3) Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла поверить, что он не каменный.
(4) У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5) В то смутное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, прибывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы. (6)Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя Валентин (Тинка, как звали его взрослые), в ту пору студент Межевого института, готовил дипломный проект. (7)На столе были разложены листы с чертежами: завтра защита. (8) Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратно вылила все на проект, и краска залила чертеж. (9)Сама я не помню этого эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испачканные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11)Но я не помню, чтобы я понесла какое-нибудь наказание.
(12) Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках…
(13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.
(15)Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тетя Леля (я называла ее Нень)- за роялем, а ее братья - Тинка и Лека, один со скрипкой, а другой с нотами в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу положит.
(16) Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу. (17)Мои мама и тетки были начисто лишены того, что теперь захлестнуло всех: вещизма. (18)Они отличались редкой терпимостью к изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво мы жили!» (19) Когда мне было семь лет, у бабушки описали и увезли за долги по налогам всю уцелевшую мебель: два письменных стола карельской березы, диван в стиле модерн, трюмо с подзеркальниками и что-то еще. (20) Для меня это стало катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом! (21) А мама сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван дорог? Это плохой стиль – модерн начала века».
(22) Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23) Тетя училась в художественном училище – по росписи фарфора. (24) Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. (25) Только бабушка однажды дала понять свое ироническое отношение к действительности. (26) Пытаясь разбудить старшего сына, она пропела ему: «Вставай проклятьем заклейменный». (27)Он вскочил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» - «А что, - говорит, - ведь это ваш гимн».
(28) Уже давно застроен панельными домами Брошевский переулок. (29) Не стало переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали с многоэтажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский проспекты… (30) Но отчего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики моего детства? (По И.Крюковой)
Задания части А.
А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик назвал отношение бабушки к происходящему в 20-е годы XX века ироническим?»
1) Бабушка держала дома иконостас.
2) Бабушка с иронией использовала цитату из гимна большевиков.
3) Уклад жизни в доме бабушки был похож на дореволюционный.
4) Бабушка не страдала «вещизмом».
А2. Почему рассказчик, описывая изъятие мебели за долги по налогам, сказал: « Для меня это стало катастрофой»?
1) Рассказчик намекнул на то, что событие подорвало веру ребенка в справедливость.
2) Мебель была красивая и дорогая, и все жалели ее.
3) В доме не осталось мебели, не на чем было сидеть.
4) С этой мебелью связаны воспоминания об играх детства.
А3. Как характеризует описанную семью информация, заключенная в предложениях 12-15?
1) Это была семья музыкантов.
2) По вечерам семья молилась перед бабушкиными иконами.
3) Семья была дружной.
4) Семья была состоятельной.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сборища» (№13).
1) собрания
2) посиделки
3) столпотворения
4) игры
А5. Ниже даны пары предложений из текста. В какой из этих пар второе предложение противопоставляется по смыслу первому?
1) 16 и 17; 2) 26 и 27; 3) 28 и 29; 4) 24 и 25.
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложениях 6, 15, называя родственников, использует сокращенные варианты имен?»
Такое наименование говорит о…
1) том, что автор именно так их запомнил.
2) том, что автор стремился максимально передать дух семьи.
3) вкусе автора.
4) том, что сами носители этих имен предпочитали эти варианты.
А7.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «я совершила неслыханное злодеяние» (№6).
1) гипербола
2) аллегория
3) метафора
4) эпитет
Задания части В.
В1. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом.
В2. Из предложений 12-14 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 22-27 выпишите слово, в приставке которого пишется буква О, так как она стоит под ударением.
В4. . Из предложений 22-27 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида».
В5. Из приведенного ниже предложения текста выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
В то смутное,(1)неустойчивое время они приезжали учиться,(2) искать работу,(3) а некоторые,(4)прибывшие из европейских городов и из Сибири,(5) приживались у нас на долгие годы.
В6. В приведенном ниже предложении выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии, (2)взяла пузырек с тушью,(3) аккуратно вылила все на проект,(4) и краска залила чертеж.
В7. Из приведенного ниже предложения выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой,(1) которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом,(2) традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом,(3) за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, (4)дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, (5)племянников-крестников в студенческих тужурках…
В8. Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ (№18), построенное на основе связи управление, синонимичным со связью примыкание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения №16.
В10. Среди предложений 16-21 найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом.
В11. Среди предложений 4-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.
В13. Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное.
В14. Среди предложений 4-11 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.
Задание части С.
С2.1. Напишите сочинение – рассуждение «Зачем нужны однородные члены предложения?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст.
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие ваше понимание роли однородных членов предложения в тексте.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования.)
Объем сочинения не менее 50 слов.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, почему автор многие годы видит во сне «…те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие деревянные домики…» детства?
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста.
Объем сочинения не менее 50 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2.
Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания тренажера имеют ссылки на сл...
тесты для подготовки к егэ
тренировочные тематические тесты по предмету для подготовки к егэ...
тесты для подготовки к егэ
тренировочные тематические тесты по предмету для подготовки к егэ...
Тесты для подготовки к ГИА
Этот материал я использую для подготовки к экзаменам....
Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)
Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)...
Подготовка к ЕГЭ. Тест для подготовки к заданию №8 " Правописание безударных гласных в корнях слов".
Этот тест можно использовать на уроках подготовки к ЕГЭ. Он составлен с учётом спецификации и формулировок тестовой части ЕГЭ задания №*8....
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"
Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....