Качественные прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Учитель русского языка и литературы
Адыева Нурия Ильгизовна
МБОУ СОШ №29 г.Иркутска
«Качественные имена прилагательные»; 6 класс
Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.
Задачи:
1. образовательные: повторить степени сравнения
прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,
определить их основные признаки, дать понятие качественных
прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;
2.развивающие: развивать навыки определения качественных
прилагательных, умение находить их в тексте;
3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Тип урока:интегрированный комбинированный урок русского языка и литератур.; использованием ИКТ ресурсов.
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер;опорный конспект урока;презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 27.79 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.88 МБ |
razdatochnyy_material.docx | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Адыева Нурия Ильгизовна
МБОУ СОШ №29 г.Иркутска
«Качественные имена прилагательные»; 6 класс
Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.
Задачи:
1. образовательные: повторить степени сравнения
прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,
определить их основные признаки, дать понятие качественных
прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;
2.развивающие: развивать навыки определения качественных
прилагательных, умение находить их в тексте;
3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность
по отношению к языковым явлениям.
Тип урока:интегрированный комбинированный урок русского языка и литератур.;
использованием ИКТ ресурсов.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер;
опорный конспект урока;
презентация
1.Мобилизующий этап
Приветствие обучающихся, проверка их готовность к уроку
-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас присутствуют гости. Запишите в тетрадях число, классная работа.
Уже целую неделю у нас замечательная погода, на улице тепло, идет пушистый снег. Я очень люблю такую погоду, в особенности вечером, когда выхожу из школы после уроков и вижу вас, ребята, катающимися в школьной ограде на горке, у меня сразу же поднимается настроение.
И мне очень интересно узнать, а с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?
Настроение (какое?)………….. (отвечают 3-4 ученика)
С помощью слов, какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных). Несколько прилагательных (качественных) записываются на доске.
Итак, вы уже догадались, что сегодня речь пойдет об имени прилагательном.
2. Актуализация знаний учащихся
По ходу нашего урока мы будем заполнять таблицу
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал (а)» |
1.Что такое имя прилагательное? 2. Как изменяются имена прилагательные? 3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные? 4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные? | 1.Узнать… 2.познакомиться с признаками… 3. учиться находить… |
Расскажите изученный материал о прилагательном по плану:
1.Что такое имя прилагательное?
2. Как изменяются имена прилагательные?
3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?
степени сравнения могут иметь имена прилагательные?
3. Формулирование темы и цели урока
Кроме названных вами грамматических признаков имена прилагательные имеют ещё один.
По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
Ещё раз внимательно прочитайте имена прилагательные. Скажите, какой именно признак предмета они обозначают. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Имена прилагательные обозначают качество предмета.
Значит, тема урока - «Качественные прилагательные»
Сформулируйте цели урока
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал (а)» |
1.Что такое имя прилагательное? 2. Как изменяются имена прилагательные? 3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные? 4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные? | 1.Узнать… 2.познакомиться с признаками… 3. учиться находить… |
1.Узнать…;
2.познакомиться с признаками..;
3. учиться находить…
Цель урока: узнать, что такое качественные имена прилагательные; познакомиться с признаками качественных прилагательных;
учиться находить качественные прилагательные среди других имен прилагательных.
4. Изучение нового материала
Разряд имени прилагательного можно узнать по определенным признакам. схема
Проверьте, относятся ли данные признаки к написанным вами именам прилагательным. Сделайте вывод по каждому слову. Заполнение таблицы
Прилагательное хороший образует степень сравнения: более хороший, самый хороший.. Сочетается с наречиями : очень хороший. Образует краткую форму: хорош. Употребляется с приставкой не-: нехороший. Значит, прилагательное хороший- качественное.
Аналогичным образом ученики работают с другими именами прилагательными.
А теперь обобщите наши рассуждения. Откройте учебник. Самостоятельное изучение материала. Скажите, что обозначают качественные имена прилагательные, и назовите их основные признаки. Заполнение таблицы.
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал (а)» |
1.Что такое имя прилагательное? 2. Как изменяются имена прилагательные? 3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные? 4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные? | 1.Узнать… 2.познакомиться с признаками… 3. учиться находить… | Качественные прилагательные обозначают качество предмета. Могут иметь степень сравнения, сочетаются с наречием очень. Образуют краткую форму. Употребляются с приставкой не. |
5. Закрепление изученного материала.
Прочитайте упражнение и сформулируйте задание
В. Бианки «Первый снег».
Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.
Надо определить, относятся ли выделенные имена прилагательные к качественным.
Вы верно сформулировали задание. Теперь выполните его.Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?
(Без имен прилагательных наша речь станет бедной, невыразительной, неточной)
А вы знаете, ребята, что по количеству употребленных в нашей речи слов имена прилагательные занимают 3 место после имен существительных и глаголов. Употребление имен прилагательных придает нашей речи особую выразительность.Они раскрывают отличительные признаки, свойства предмета, придают описанию образность, яркость,передают настроение автора.
Вы обратили внимание на обилие прилагательных в коротком отрывке. Скажите, какую роль они выполняют?
Найдите в данном отрывке средства художественной выразительности, в которых использованы прилагательные.
(Эпитеты- снежок белый и лёгкий, пушистые легкие снежинки)
(Метафора – вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами)
(Сравнения – Поля и лесные поляны - как гладкие чистые страницы, словно на акварельном рисунке)
6. Самостоятельная работа
Прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство Никиты». Какие слова вам непонятны?
Словарная работа Вётлы – дерево, семейства ивовых. Каретник – место, где находились кареты.
Найдите качественные имена прилагательные и подчеркните их вместе с определяемым словом
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка. Никита осмотрел скамейку и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.
Ответьте на вопросы:
1.Какую роль в этом отрывке играют качественные прилагательные?
(Они определяют, подчеркивают качество предмета в большей или меньшей степени)
-Определите синтаксическую роль полных прилагательных
(Они являются определениями)
Назовите тему прочитанных текстов?
Зима – одно из самых интересных природных явлений. И не случайно, это время года с восторгом воспевается в произведениях русских писателей и поэтов. Не только поэты восхищались этим временем года, но и художники.
Рассмотрим следующую картину.
Составим словарь эпитетов.
К любому слову можно подобрать большое количество эпитетов. Сколько эпитетов к слову снег мы подобрали на прошлом уроке?
Задания по группам. Подберите эпитеты к следующим словам 1 группа – Зима, 2 группа – Небо, 3 группа – деревья. А теперь, используя данные эпитеты, составьте текст пейзажную зарисовку к данной картине, из 2-3 предложений.
Ребята, я хочу прочитать вам моё любимое стихотворение К.Бальмонта.
(на фоне музыки звучит стихотворение)
Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.
7.Рефлексия
(Дети получают карточки)
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.
Д.з. прописано в ваших рабочих листах.
Совсем скоро канун Нового года и я хочу подарить вам праздничное настроение. Посмотрите, у нас есть новогодняя ёлка, но чтобы она по-настоящему стала новогодней, ей не хватает игрушек. Запишите на этих шарах всё, что вы бы хотели пожелать своим одноклассникам, друзьям и прикрепите свой шар на нашу елку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал (а)» |
1.Что такое имя прилагательное? 2. Как изменяются имена прилагательные? 3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные? 4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные? | 1.Узнать… 2.познакомиться с признаками… 3. учиться находить… |
Рассуждаем так: Прилагательное хороший образует степень сравнения: более хороший, самый хороший.. Сочетается с наречиями : очень хороший. Образует краткую форму: хорош. Употребляется с приставкой не-: нехороший. Значит, прилагательное хороший- качественное.
В. Бианки «Первый снег».
Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.
Прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство Никиты». Какие слова вам непонятны? Найдите качественные имена прилагательные и подчеркните их вместе с определяемым словом
Л.Н.Толстой. Повесть «Детство Никиты»
Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка. Никита осмотрел скамейку и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.
Д.з. подготовить связный рассказ о качественных прилагательных, упр.292
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Разряды имён прилагательных.Качественные прилагательные"
Урок построен в соответствии с современными требованиями создания условий для самостоятельного "добытия"знаний, контроля и самооценки. Содержит занимательный материар, элементы игровых техно...
Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...
Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему: "Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные"...
Урок русского языка по теме:" Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".
урок для учащихся 6 класса...
Урок русского языка для 6 класса на тему «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федераль...
Русский язык, 6 класс.Разряды прилагательных.Качественные прилагательные.
Разработка урока русского языка по ФГОС.Урок "открытия" новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс.
План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс....