Работа с текстом
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Геращенко Елена Валериевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9классе.

Тема:  Работа с текстом при изучении видов придаточных СПП

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по теме СПП, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Задачи: - формирование навыков комплексного анализа текста;

              -обучение умению связно излагать свои мысли в устной и                    письменной форме;

               -совершенствование орфографических и пунктуационных правил, навыков;

              -формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ОГЭ;

              -воспитание культуры

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по теме СПП, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности на культурологическом материале.

  1. Орфографическая минутка ( устно)

Первое задание (что пишем слитно?)

1 закона  совести (не) нарушая  
2) (не) законченная вовремя;
3) (не) отмечены судьбой
4) (не)утомимый труженик

Второе задание (что пишем раздельно?) 

1) (не) завидная роль
2) (не) предаст друга
3) (не) проснувшаяся совесть
4) (не) сколько человек

Третье задание (что пишем слитно?)

1) говорить (не) громко, а тихо;
2) (не) запятнанная репутация
3) дорога (не) освещена;
4) (не)выполнив  до конца

Четвертое задание ( что пишем раздельно?) 

1) (не) писаные законы
2) (не) по-человечески поступить
3) (не)что удивительное
4) (не) красиво ответить

 

  1. Теоретическая часть: ответьте на вопросы
  1. Сколько групп придаточных предложений выделяется в русском языке? Назовите их.(определ..изъясн.. обстоят.)
  2. На какие вопросы отвечают придаточные предложения каждой из 3-х названных групп? .
  3.  Как отличить союз от союзного слова? (Слайд 6).

     5. Работа со схемами. Придумайте предложение к схемам, укажите вид придаточного СПП  ( работа по колонкам)

1.[:… ], ( которое..:). (Определительное).

2 [:глаг. ], (что:). (Изъяснительное)

3(. [: ], (потому что:). (обстоят. Причины).

  1. Распределительно-цифровой диктант.

 . Задание: прослушать предложения и записать в 3 столбика номера предложений:

  • в 1-й столбик - СПП с придаточными определительными;
  • во 2-й - СПП с придаточными изъяснительными;
  • в 3-й - СПП с придаточными обстоятельственными.

1) Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы. (Эйнштейн Уильм, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике  Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира)

2) Жалок тот, в ком совесть не чиста. Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин. Цитата из « Бориса Годунова)

3)Коли есть стыд, есть и совесть.

4)  Совесть—это наш внутренний судья, который безошибочно свидетельствует, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (Поль Анри Тири Гольба́х  1789, французский философ )

Ключ: 1-й столбик –2 , 4; 2-й столбик – 4;  3-й столбик – 1,3

       7.Замените в 4 предложении придаточную часть на синонимичную конструкцию, выраженную обособленным определением.

(Совесть—это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.)

  • Вы уже заметили наше ключевое слово? 

  1. Вместо  эпиграфа я бы хотела взять высказывание О Бальзака

Записываем предложение в тетрадь

Наша совесть — судья… (мудрый, строгий, непогрешимый), пока мы не убили ее. (Оноре́ де Бальза́к (; 20 мая 1799-1850Париж) — французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе. Крупнейшее произведение—  «Человеческая комедия»)

Определите пропущенное слово..Как вы понимаете высказывание? Объясните орфограммы и пунктограммы в нем, определите вид придаточной части. СХВ?( 2 метафоры, эпитет) ЛЗ НЕПОГРЕШИМЫЙ? ( безгрешный, невинный)

Что же такое СОВЕСТЬ? ( варианты ответов-метафор  из ДЗ)

Что нам расскажут словари о слове « СОВЕСТЬ»?

    9 Лексическое значение, этимология

Индивид. Задание по словарям

Словарь  Д.Н. Ушакова: совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.

Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Словарь В. Даля: совесть —  нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка.                                      Заимствовано из ст.-сл. яз. В памятниках письменности отмечается с XI в. Ст.-сл. съвѢсть является калькой греч. Syneidesis-«сознание долга» (syn- со знач. совокупности, соответствующего рус. со-, и eideso «буду знать, узнаю») ср. eidos «осведомленность». Эти слова восходят к «видеть», «ведать». Для перевода использована прист. съ- и глаг. вѢдати «знать».  В др.-рус. яз. слово съвѢсть значило «разумение, понимание»

 - Попробуем увидеть глубокий смысл слова СОВЕСТЬ, состоит из двух частей: СО - особенная приставка, ее значение - соединять, объединять с чем - то или с кем - то. Например: сострадать – страдать, переживать с другим человеком; и  Весть – в значении слов знать, ведать. С кем вместе? И что ведать?    Вывод:      СОВЕСТЬ – внутренний судья человека.

 10. Определи слово по  ЛЗ и способу словообразования

1)Однокоренное прилагательное, образованное суффиксальным способом

ЛЗ:поступающий по совести( Совестливый )

2)Однокоренное прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом

ЛЗ:нечестный, наглый, безнравственный( Бессовестный)

3)Получите наречие от предыдущего прилагательного

Лз: поступать бесчестно( Бессовестно)

4)Способ сложения

Лз честно и хорошо выполняющий работу( добросовестный)

5)Глагол  – то же, что стыдить( сОвестить)

 Подберите синоним к слову «совестливый»(  честный, порядочный),

  антонимы (бессовестный – нечестный, наглый, безнравственный

Совершая бессовестный поступок, ты остаешься наедине со своими думами

1) ты размышляешь, что ты совершил;

2) эта мысль преследует тебя;

3)ты понимаешь, что надо исправить;

4) ты исправляешь положение;

5) наступает мир с самим собой

11.Проверим ДЗ Из текста « Совесть» А. Гайдара надо было найти СПП, указать виды придаточных.

1 ученик:определите тему, мысль текста.

2 ученик:укажите все  СПП, определить вид придаточных.

 3 ученик: найдите в предл.№14 три словосочетания с различными видами связи.

                                                                            ( По А. Гайдару)

12. Какой эпитет использует автор к слову СОВЕСТЬ?

 Какие эпитеты подобрали бы вы? ( не для этого текста)

По словарю эпитетов   Почему?

Больная, взбаламученная (разг.), возмущенная, глубокая, глухая, дремлющая, забывчивая, кристальная, кристально-чистая, незапятнанная, непогрешимая, неспокойная, нечистая, потерянная, потревоженная, пробудившаяся, продажная, проснувшаяся, растревоженная, растяжимая, сговорчивая, спокойная,  чистая,

Многие творч люди затрагивали тему СОВЕСТИ

Николай Ге. 
Совесть. Иуда.
1891. Холст, масло. 149 × 210. 
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В картине одинокая согбенная фигура стоит на ночной дороге, зябко кутаясь в одеяние, обреченно обтягивая его на себе, как саван. Уже никогда не согреться тому, кто предал своего Учителя и Бога. Уже брошены ненужные тридцать сребреников, осталось только покончить с этой загубленной жизнью…

. Чем бы ни руководствовался апостол — за его проступок заплачена самая высокая цена. Иуда потерял все, чем до этого жил: Учителя, единомышленников, идею, друзей, потомков, истину, веру, надежду, любовь и жизнь. Единственное, что у него осталось, совесть.

А также Салтыков-Щедрин поднимает  тему СОВЕСТИ  в своей сказке.

13. Индивид задание Как автор называет совесть в своем произведении?

Почему?

Что же такое совесть? И зачем она нужна?  Где совесть с правдой обитают?(Державин ГР Фелица)? ( Совесть - это внутренний мир человека. Нужна, чтобы жить в мире с самим собой.  Обитает в душе, твоем сердце)

14  Выступление с творческим заданием

                       Совесть                         Полякова Анастасия

Что значит «совесть», и кому она нужна?
Где отыскать её бездушным, хитрым, грубым,
Тем, кто порочны и на помощь скупы,
Кому она ни капли не важна?

Что значит «совесть» для того, кто врёт,
Кто может поступить нечестно, подло?
Её изгнали и живут свободно, 
Не зная ни мучений, ни хлопот.

Они не думают о том, что не всегда
По силам будет совести перечить.
Она проснется, и придётся им ответить
Пред ней за все жестокие и подлые дела...

Индив. творческое задание Какие придаточные СПП использованы? Какие СХВ?

I15 Комплексный анализ текста

                                        Спроси у совести своей
    Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней, поступился совестью ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.
     Совестливый человек не обманет, не украдёт, не предаст, не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребёнка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью.  Совестливый -  значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. О совестливом человеке можно сказать словами Н. А. Добролюбова: «Пусть его жизнь не озарилась блеском какого-либо деяния на пользу общества, всё-таки его нравственное значение не потеряно».
    Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности. 
К. Ткаченко

1).Назовите тему,главную мысль,проблему текста и авторскую позицию.                

Тема: в  тексте говорится о значении совести в жизни человека

Поднимается проблема: нужно ли быть совестливым  человеком ?

Основная мысль и авторская позиция: Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью

2).Определите стиль текста, тип речи. 

Стиль публицистический (деяния, личный эгоизм,  польза обществу)

 Тип речи ;рассуждение с элементами описания (Почему? Как быть? Что это такое?)

3). Определите лексическое значение слова: лицемерие. 

ЛИЦЕМЕРИЕ-поведение, прикрывающее неискренность

4) Объясните, как вы понимаете фразеологические обороты: 

поступился совестью, неписаные законы.

5) Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их в своей статье? Подберите к этим словам нейтральные синонимы. (деяния)

.6)Анализ выразительных средств

Ключевое понятие статьи подчёркивается благодаря многочисленным ЛЕКС ПОВТОРАМ…(«совесть», «совестливый», «совести», «поступился совестью»). Убеждая читателя в своей точке зрения, К. Ткаченко использует …ОДНОР ЧЛ(«не обманет, не украдёт, не предаст, не схалтурит) и  ЦИТИРОВАНИЕ…(«О совестливом человеке можно сказать словами Н. А. Добролюбова: «Пусть его жизнь…»),а также ПУБЛИЦ, ЛЕКСИКУ(«порядочный человек», «чувство достоинства», «нравственное значение»), МЕТАФОРЫ ( «живет в ладу с совестью», «дарит теплоту») помогают публицисту передать своё отношение к поставленной проблеме.

  1. Метафора
  2. Цитирование
  3. Однородные члены
  4. Публицистическая лексика
  5. Лексические повторы
  6. Инверсия
  7. Эпитет              Для самопроверки  используется (слайд 14): 5, 3, 2, 4, 1

АНАЛИЗ ТЕКСТА   

  СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ

Споко..н и счас..лив тот кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того кто разм..нулся с ней поступился  совестью ради ( сию)минутной выгоды или  отрекся от нее из личного эг..изма.

Совес..ливый человек ( не) обман..т (не) украдет (не) пр..даст (не) схалтурит. В час..ной жизн.. (не) оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен..ого ребенка (не) обид..т слабого и (не) униз..т себя лиц..мерием и лестью.

 Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделен..ый чувством достоинства справ..дливостью добротой. О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А.Добролюбова Пусть его жизнь (не) оз..рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен..ое значение (не) потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущ..й по (не) писан..ым законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.  (  К.Ткаченко)

1).Назовите тему, проблему текста и авторскую позицию.

2).Определите стиль текста, тип речи.

3). Определите лексическое значение слова: лицемерие.

4) Объясните, как вы понимаете выражения: 

поступился совестью, неписаные законы.

5) Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их в своей статье? Подберите к этим словам нейтральные синонимы.

6) Анализ выразительных средств
Ключевое понятие статьи подчёркивается благодаря многочисленным …(«совесть», «совестливый», «совести», «поступился совестью»). Убеждая читателя в своей точке зрения, К. Ткаченко использует …(«не обманет, не украдёт, не предаст, не схалтурит) и  …(«О совестливом человеке можно сказать словами Н. А. Добролюбова: «Пусть его жизнь…»),а также
…(«порядочный человек», «чувство достоинства», «нравственное значение»), …( «живет в ладу с совестью», «дарит теплоту человечности») помогают публицисту передать своё отношение к поставленной проблеме.

1Метафора 2Цитирование 3Однородные члены 4Публицистическая лексика 5Лексические повторы 6 Инверсия 7 Эпитет

7). Расставьте  пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

8). Укажите виды придаточных, в них назовите граммат.  основу, тип сказуемого.

9)Найдите в последнем предложении слово, в котором происходит процесс оглушения.

10) Найдите в предложении №2 глагол 2 спряжения.( поступился)

11) Произведите морфологический разбор одного краткого прилагательного.

12) ДЗ Творческая работа. Напишите сочинение-размышление на тему: «Что такое СОВЕСТЬ?" Работа по группам 1-придумать вступление; 2определение  позиция, тезис ;3- аргумент из текста; 4 аргумент, основанный на жизненных наблюдениях; 5вывод

16. Рефлексия. Подведем итог

Я узнал…понял…Осталось неясным…

17 . Домашнее задание Напишите сочинение-размышление на тему: «Что такое СОВЕСТЬ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...