Петербург Достоевского урок литературы в 10 классе
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме
Показать учащимся как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 10 классе
на тему: «Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Учителя русского языка и литературы
Гриценко М.Л.
ГБОУ СОШ №47
РСО-Алания г. Владикавкза
ТЕМА УРОКА: « Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ЦЕЛИ УРОКА:
- Образовательные:
Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
- Развивающие:
Развивать образное мышление, речь, логику.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация, выставка иллюстраций с изображением Петербурга.
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | № СЛАЙДА |
1.Оргмомент | Приветствие | ||
2.Объяснение темы, постановка целей урока | Тема: «Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Слайды №2,3 | |
3.Работа со словарем. | Объяснение терминов. | Запись в тетради объяснений слов: интерпретация, символ, интерьер. | Слайд №4 |
4.Вступительное слово учителя по теме урока. | Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы, А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике». Другая точка зрения в творчестве польского поэта А. Мицкевича. | Слайды №5,6,7,8,9 | |
5.Вопросы по восприятию текста. | 1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? 2.Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься? 3. Современник Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим? | Учащиеся отвечают на вопросы. | Слайд № 10 |
6.Задание классу. | Заполнить таблицу: «Петербург в романе». | В течение урока по ходу обсуждения заполняется таблица. | №11 |
7.Рассказ учителя | 1865год. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновнического аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность , насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. Роман «Преступление и наказание»- суровый приговор общественному строю. | №12 | |
8.Вопрос по тексту. | Какое время изображено в романе? | Работа с текстом. | №13 |
9.Вопросы по тексту. | Какими вы видите улицы , по которым бродил Раскольников? Какая общая атмосфера улицы? | Учащиеся анализируют отрывки из первой части романа с описанием Сенной площади. | №14 |
10.Вопросы по тексту | Как чувствует себя Раскольников в этом городе? Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах? | Учащиеся работают с текстом романа, характеризуют Раскольникова, Мармеладова, Екатерину Ивановну, старуху- процентщицу. Делают вывод, что от встреч с этими людьми остается ощущение чего – то грязного. Просматривают два эпизода фильма (слайды №16,18) | №15,16, 17,18,19 |
11.Достоевский помещает своего героя для жительства в Столярный переулок. Вопрос классу. | Чем Столярный переулок был известен? | Примерный ответ учащихся: Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу -Столярный переулок. В нем находится 16 домов, в которых помещается 18 питейных заведений. В смысле этой же «отрадной статистики» не уступал Столярному переулку соседний с ним Вознесенский проспект. В нем помещалось 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов. | №20 |
12. Вопросы классу: | 1. Как чувствует себя в этом городе Раскольников? 2 . Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах?
| Работа с текстом романа. Выборочное чтение. « Серединные улицы Петербурга, где люди « так и кишат», вызывают в душе Раскольникова « чувство глубочайшего омерзения» Просматривают эпизод фильма. | № 21 |
13. Вопрос – исследование. Учащиеся задание получают заранее. | Какую роль играет в романе образ – символ « лестницы»? | Анализ текста романа, сообщение учащихся, проводивших исследование. Примерный ответ: « Раскольников взбирается и спускается с лестницы, по крайней мере, 48 раз. Его «путь»- это буквально путь «вверх» и «вниз». | №22-23 |
14. Вопрос для обсуждения. | Каково ваше впечатление, когда вы , «покидая» улицу, входите в комнату Мармеладовых, в комнату Раскольникова, в комнату Сони? | Работа с текстом романа. Поиск необходимых описаний ( комнаты Раскольникова, Комнат Сони и Мармеладовых). Учащиеся делают выводы, анализируют средства выразительности в тексте, с помощью которых Достоевскому удается показать картину нищенского существования героев. | №24,25, 26,27,28, |
15.Просмотр таблицы. | Почему основной цвет романа – желтый? | Учащиеся делают выводы по таблице. | №29 |
16. Вопросы по тексту. | 1. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей? 2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? 3.Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»? | Отвечают на вопросы, делают обобщения и выводы. | №30 |
17.Проверка самостоятельно-го задания. | Заполненная таблица: «Петербург в романе» | Сверяют свои записи с записями на доске. | №31 |
18. Подведение итогов по теме. | Учащиеся делают вывод о том, что Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно жить. | №32 | |
19. Заключительное слово учителя. | Нужно быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении «Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть свечу, которую держит Ф. М. Достоевский. | №33 | |
20. Домашнее задание. Выводы по уроку. | Записывают задание. | № 34 | |
21.Использова-ные ресурсы. | №35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Урок литературы в 10 классе на тему: «Петербург Достоевского» ( урок – исследование с элементами интегрирования )
Урок по этой теме является обязательным в процессе изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", поэтому хочется различными методами и приемами разнообразить содержание такого занятия. ...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...
Презентация к уроку литературы.10 класс "Петербург Достоевского"
Презентация позволяет раскрыть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...
Урок литературы 6 класс Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"
урок литературы к 200-летию Ф.М.Достоевского познакомит с рассказом "Мальчик у Христа на елке", познакомит с жанровыми особенностями святочного рассказа....
"Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, урок в 10 классе
Урок литературы для учащихся 10 класса, урок с при менением метода "урок наоброт"...