Приёмы ТРКМ
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_trkm.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры заданий для текстоведческого анализа
1.Тема текста.
2. Основная мысль.
3. Стиль речи.
Маркировка текста
- - уже знал
+ новое
- думал иначе, не согласен;
? есть вопросы, не понимаю
! – согласен
↔ есть противоречия
Ο- хорошее, яркое, интересное слово
Яркая, важная мысль
Строки, написанные для меня
Мои читательские открытия
Мои человеческие открытия
Условные знаки помогают читать текст более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании материала. Такое активное чтение способствует развитию системности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию и развивает умение выделять новое. При повторном чтении внимание обращается еще раз на то, что не знал, а это способствует запоминанию новой информации.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части – простые ,«тонкие», вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного и развернутого ответа.
Тонкие? | Толстые? |
Кто...? Что...? | Дайте три объяснения: почему? |
Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его воли. Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощренными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. Они были твердо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.
Как же бесил их этот безумный фанатик! Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твердой, как гранит, решимости.
Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. Завели в кофейню, угостили его горячим шоколадом. Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чем-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внук пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья… Жизнь шла своим чередом. От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. Его никто ни о чем не спрашивал. А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моем существовании, ради этого перепачканного кремом ребенка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?
В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться… И тогда он произнес: «Ладно». Сказал тихо. Но его услышали. Сказал только одно слово. Но его поняли…
Через месяц его выпустили… Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. Он пришел в то же самое кафе… Но там не было ни бабушки с ее внуком, ни той влюбленной парочки… и почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… Но кофе все равно был горький, как будто его сварили из полыни.
(По А.Авдееву)
Тонкие | Толстые |
О чём текст? (о войне) | Каковы истоки выдвинутой проблемы? |
Где происходит действие? | Насколько актуальна проблема сегодня? Будет ли она волновать потомков? |
Согласны ли вы, что у данной проблемы два аспекта? (предательство и героизм) | Существует ли сегодня решение рассматриваемой проблемы? |
Является ли ситуация, изображённая автором типичной? | Можете ли вы определить с каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть) |
Только ли на войне люди способны на предательство? | Приходилось ли кому-нибудь сталкиваться с проблемой предательства? |
На каком материале (жизненном или литературном) автор текста раскрывает основные моменты выдвинутой проблемы? |
Понимание художественного текста
автор читатель
чем больше сегмент, тем лучше текст «присвоен»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "ТРКМ"
презентация о ТРКМ для мастеркласса...
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
Приём ТРКМ "Знаете ли вы?" на основе произведений классической русской литературы
Вопросы к литературным произведения...
Использование приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке математики
В данной статье рассмотрены приёмы технологии развития критического мышления на уроке математики, направленные на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информа...
Презентация "Приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках химии и во внеурочной деятельности"
Технология развития критического мышления (ТРКМ)-образовательная технология, отвечающая современным требованиям образования, с учётом обновлённых ФГОС. Урок , построенный на принципах развития критиче...
Развитие монологический речи учащихся с использованием приёмов ТРКМ на уроках русского языка (приём «Мудрые совы»)
Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе...