Урок "Фразеологизмы"
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме
Урок "Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frazeologizmy.doc | 111.5 КБ |
frazeologizmy2_chasa.pptx | 74.93 КБ |
kartochki_k_uroku.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Гибатова Рима Самигулловна, учитель русского языка и литературы.
Тема: «Фразеологизмы и их употребление».
Тип урока: повторение изученного ранее материала.
Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (карточки), мультимедиа.
Учебник, по которому работает учитель: «Русский язык. 10-11 классы» / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. - М.: ООО «ГИД «Русское слово - PC», 2010г. - 464 с.
Дополнительная литература:
1.Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»/авт-сост. Л.А. Тропкина. –Волгоград: Учитель, 2007. – 98с.
2.Русский язык. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику В.В. Бабайцевой /авт.-сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157с.
3. Поурочные разработки по русскому языку. 10–11 классы. К учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина. Авт.-сост.: Будникова Н.Н. ,Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г.- Москва: Вако, 2010. – 288с.
4. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний. Автор: Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. Издательство: Дрофа, 2007 г.
5. http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary/
Интенциональная часть конспекта урока
Цель урока: углубить и систематизировать знания учеников о фразеологизмах.
Задачи урока:
Обучающие:
- актуализировать знания учащихся о фразеологизмах;
- совершенствовать умения учащихся выделять фразеологизмы в тексте;
- совершенствовать умения учащихся подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы;
- совершенствовать умения учащихся уместно употреблять фразеологические единицы в речи.
Развивающие:
- развивать логическое мышление (составление таблицы – конспекта, распределительный диктант),
- развивать произвольное внимание (через активизацию слушания);
- качественное активное детальное слушание, чему способствует выразительное чтение учителя, при котором ребята должны выбрать нужные слова.
развивать связную устную речь при устном ответе.
Воспитательные:
- формировать уважение к собеседнику при его устном ответе.
- формировать любовь к родному языку через работу с подбором синонимов к фразеологическим единицам (ученики открывают многогранность русского языка).
Хронометраж урока (2 ч.):
- Организационный этап – 1мин.
- Повторение –5мин.
- Объяснение нового материала –25мин.
- Закрепление изученного материала – 50.
- Комментирование домашнего задания – 2 мин.
- Этап повторения изученного материала - 5 мин.
- Итог урока - 2 мин.
Методическое обоснование
Данный урок является заключительным в разделе «Лексика» в 10 классе и нацелен на углубление и систематизацию знаний учащихся по теме «Фразеологизмы и их употребление». Рассчитан урок на 2 часа, поэтому постепенное усвоение материала и большой объем практической работы (задание на отличие фразеологизмов и свободных словосочетаний, объяснение лексического значения фразеологизмов с помощью словарей, распределительный диктант, объяснение значения фразеологизмов посредством подбора синонимов, выяснение происхождения фразеологизмов с помощью словарей, исправление ошибок в употреблении фразеологизмов и т.д.).
Большая часть сведений уже известна школьникам из предыдущих классов, на этом уроке они повторят изученное ранее. Поэтому учитель в качестве методов объяснения материала предпочел использовать репродуктивную беседу, проблемную беседу и другие методы, направленные на обмен информацией, оценку её качества педагогом, а не «одностороннее» учебно-речевое взаимодействие.
В результате урока должны актуализировать в памяти уже имеющиеся знания, закрепить их, а также пополнить свой лексический запас за счет привлечения большого объема языкового материала.
2 урок Закрепление изученного материала Домашнее задание | Сообщающее слово учителя с элементами репродуктивной беседы. Ребята, для полного представления о фразеологизмах, нам необходимо вспомнить источники происхождения фразеологизмов. Напомню вам, что фразеологические обороты различны по своему происхождению. В частности, много фразеолог. оборотов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Например, такие фразеологизмы, как попасть в тон, играть первую скрипку пришли из речи музыкантов; разделать под орех, без сучка, без задоринки –из речи столяров и т.д. Другими источниками фразеологизмов являются факты русской истории, например кричать во всю ивановскую (предполагают, что в основе этого фраз-ма лежит громкое чтение царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле). Легенды и факты античной истории также считаются источниками фраз. Оборотов, например: прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни и т.п. (1. Согласно легенде, сын Нептуна, прозванный Прокрустом, ловил прохожих и клал их на ложе, вытягивая тех, кто был короче ложа, и обрубая ноги тем, у кого они были длиннее ложа. 2. Согласно легенде, Геркулес, подведя реку, за одну ночь вычистил конюшни царя Авгия, не убиравшиеся до этого 30 лет). Также часть ф-в пришла к нам из Библии, например: беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо охранять), вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха; библейский миф гласит, что жители Древнего Вавилона захотели построить башню (столп) до неба; разгневанный бог смешал их языки, люди перестали понимать друг друга и не могли продолжать стройку).К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, ученых, общественных деятелей, например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.); Не в коня корм (пог.); А ларчик просто открывался (Крылов. «Ларчик»), Что день грядущий мне готовит?(Пушкин. «Евгений Онегин»). Кто не понял? Ведущее слово, инструктирующее слово. Выполним упражнение. Ваша задача - определить значение и происхождение предложенных фразеологизмов. Языковой материал: Содом и Гоморра. Как Мамай прошел. 3. Ахиллесова пята. 4. Камень преткновения. 5. Демьянова уха. 6. Не в своей тарелке. 7. Бить баклуши. 8. Рыцарь печального образа 9. Рыльце в пуху. 10. Разрубать гордиев узел. Проверяем. Молодцы, хорошо. Продолжаем работать. Ведущее слово, инструктирующее слово. В повседневной речи люди нередко совершают различные ошибки в употреблении фразеологизмов. Это и мешает коммуникации, и свидетельствует о недостаточном уровне развития культуры речи, поэтому надо быть очень осторожным при употреблении фразеологизмов и не лениться лишний раз заглянуть в словарь. Предлагаю вам самим разобраться с некоторыми ошибками. Разберем несколько примеров. Вот послушайте, найдите и исправьте ошибку в употреблении ФЕ. Языковой материал:
Ведущее слово, инструктирующее слово. Ребята, чтобы вы лучше разобрались с этой темой, выполним ещё одно упражнение, которое позволить проверить, насколько хорошо вам известны фразеологизмы, как часто вы их используете. Вам необходимо подобрать синонимы к фразеологическим оборотам, предложенным в задании. Языковой материал: на скорую руку, куда глаза глядят, спустя рукава, хоть шаром покати, на чем свет стоит, рукой подать, семь пятниц на неделе, повесить нос, дать дуба, постоять за себя, курить фимиам. Комментирование домашнего задания. На четверг.
| Записи в тетрадях: источники происхождения ф.е.
Ответ ученика:
Ответ ученика: Сизифов труд – это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах. 2. Смешаны части двух фразеологизмов: воскурять фимиам и петь дифирамбы. 3. Нарушение целостности фразеологизма: вставка в фразеологизм «в ногу со временем» слова «свой». 4. Нарушение воспроизводимости фразеологизма «зашло в тупик». 5. Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш. 6. Смешение двух фразеологических : «разлететься как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь». 7. Нарушение целостности фразеологизма «работать спустя рукава Запись в тетради: На скорую руку – быстро, наспех, поспешно, кое-как; куда глаза глядят – куда угодно, без определенного направления, куда попало; спустя рукава - небрежно, кое-как, как попало; хоть шаром покати – нет ничего, совершенно пусто; на чем свет стоит – очень сильно, с крайней степенью негодования; рукой подать – близко, недалеко; семь пятниц на неделе (о человеке) – капризный, непостоянный, изменчивый; повесить нос – расстроиться, разочароваться, приуныть; дать дуба – умереть, испустить дух, лечь в гроб, окончить дни свои, отдать богу душу, оправиться к праотцам, протянуть ноги, уйти в иной мир и т.д.; постоять за себя – защититься, оказать сопротивление, постоять головою, дать отпор; курить фимиам – восхвалять, превозносить, петь дифирамбы. | |
Обобщение изученного мат. Итог урока | Оценочное слово, репродуктивная беседа. Ребята,какое словосочетание называется фразеологизмом? Что изучает фразеология? К какому словарю нам обратиться, чтобы посмотреть значение фразеологизма, происхождение? Для чего служат фразеологизмы в речи? Какие отличительные признаки фразеологизмов вы знаете? Назовите источники фразеологизмов. Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо работали. Отметки я поставлю….. Всего доброго. | Ответ ученика: Фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: работать, засучив рукава (работать усердно, броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег) и т.д. Совокупность ФЕ составляет фразеологию языка. Фразеологией называется также раздел науки о языке, который изучает ФЕ. Для того, чтобы посмотреть значение фразеологизма, его происхождение и правила употребления, необходимо обратиться к фразеологическим словарям, словарям крылатых выражений и т.п. Основными признаками фразеологизмов являются: соотнесенность с определенным понятием, воспроизводимость, идиоматичность, национальный характер. Источниками фразеологизмов могут выступать: речь представителей различных профессий, факты русской истории, факты античной истории, Библия, научная и художественная литература, речь известных общественных деятелей, артистов и т.д. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»? а) мировоззрение б) наука в) кругозор г) мнение
2. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание в) аналогия — противоположность чему-либо г) привилегия — преимущественные права, льготы
3. Какое из указанных слов является многозначным? а) тополь б) фонетика в) классификация г) сладкий
4. В каком варианте синонимы к заимствованным словам подобраны неправильно? а) авангардный — передовой б) ресурсы — запасы в) имитация — подражание г) декрет — запрет
5. В каком варианте пары слов не являются синонимами? а) деликатный — тактичный б) вульгарный — корыстный в) чуткий — отзывчивый г) гуманный — человечный
6. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? а) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время
7. Какое из слов является устаревшим? а) священник б) кочевник в) нигилист г) бражник
8. Какое из слов является диалектным? а) солнце б) ратник в) зеленя г) меломан
9. В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова? а) Каждая нация обладает своим особым менталитетом. б) Великий писатель страдал от ностальгии по Родине. в) Этот вопрос вне нашей компетенции. г) Современные массмедиа перегружены рекламой.
10.Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме? а) придерживаться точки зрения б) вынести приговор в) оказать покровительство г) играть большое значение.
Фразеологизмы и их употребление.
« Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе». (В. Брюсов. «Сонет к форме»)
Фразеологизмами ( фразеологическими единицами), или фразеологическими оборотами , называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. Например : валять дурака, сломя голову, дать зелёный свет
Признаки фразеологизмов 1.Соотнесенность с определенным понятием; 2.Воспроизводимость ; 3.Идиоматичность ; 4.Национальный характер; 5.Соотнесённость с частями речи.
Соотнесённость ф.е. с ч.р. С какой ч.р. соотносится. Пример Существительное Горе луковое, злачное место, казанская сирота, сумма переметная, яблоко раздора. Прилагательное Крепок задним умом, лёгок на помине, от земли не видать. Глагол Валять дурака, вывести на чистую воду, лезть на рожон, накалять атмосферу, с жиру беситься. Наречие Благим матом, вверх тормашками, кот наплакал, лицом к лицу, сломя голову.
Типы фразеологизмов Сращения Некоторые, иногда все компоненты непонятны. Точить лясы Бить баклуши Козёл отпущения Единства Смысл ф.е. может быть понятен при осмыслении его состава. Висеть на волоске Делать из мухи слона Настроить лыжи Сочетания Одно из слов может употребляться свободно, а другое только связно. Закадычный друг Щекотливый вопрос Заклятый враг
Прописать ижицу, подливать масло в огонь, перемывать косточки, набрать в рот воды, между небом и землей, белая ворона, сливки общества . Задание: составить предложения,подписать , с какой ч.р. соотноситься и к какому типу ф.е. относится.
1. Соддом и Гоморра. 2. Как Мамай прошел. 3. Ахиллесова пята. 4. Камень преткновения. 5. Демьянова уха. 6. Не в своей тарелке. 7. Бить баклуши. 8. Рыцарь печального образа 9. Рыльце в пуху. 10. Разрубать гордиев узел. Задание : определить значение и происхождение предложенных фразеологизмов.
На скорую руку, куда глаза глядят, спустя рукава, хоть шаром покати, на чем свет стоит, рукой подать, семь пятниц на неделе, повесить нос, дать дуба, постоять за себя, курить фимиам. Задание: подобрать синонимы к фразеологическим оборотам
Домашнее задание на четверг. 1. Прочитать теретич . статью стр 48 – 49., 2. Выполнить упр. 80, где вам нужно определить тип ф.е., 85, ф.е. нужно распределить по стилистическому признаку.
Предварительный просмотр:
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я, Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
1. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. 2. Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. 3. Марья Кирилловна сидела как на иголках. 4. Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 5. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. 6. Решился чёрт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъем. 7. Да ведь я Самсон Силыч, не лыком шит, сами изволите видеть, имею капиталец. 8. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.