Урок по теме "Причастие" 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Данный материал можно использовать на уроке обобщения по теме "Причастие" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме Причастие 7 класс | 24.82 КБ |
Презентация к уроку | 141.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Алексашина Алла Михайловна | |
Место работы | ГБОУ СОШ с.Кабановка | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 7 | |
Тема и номер урока в теме | Обобщающий урок по теме «Причастие», 44 | |
Базовый учебник | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., и др. Русский язык. 7 класс. |
Открытый урок в 7 классе по теме: Обобщение и повторение темы « Причастие»
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Причастие».
Задачи:
- Повторить и закрепить орфографические и пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие».
- Формировать умение правильного употребления причастий в речи.
- Развивать речь учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: компьютеры (с установленными ЭОР для индивидуальной работы учащихся), проектор, экран, карточки с заданием.
Ход урока
I.Орг. момент
- Здравствуйте, дети! Садитесь! Сегодняшняя тема нашего урока: повторение и обобщение темы «Причастие». В конце урока я назову тех, кто заслужил приз учительских симпатий. Итак, мы начинаем работать. Я предлагаю вам определить ваш уровень, на котором вы находитесь на данный момент по теме «Причастие».
- знаю и объясню другому
- знаю
- сомневаюсь, что знаю
- не знаю
(слайд 1). Ваша задача - подняться на ступеньку выше к концу урока.
II.Повторение
- Как вы думаете, какие важные подтемы встречаются в теме «Причастие»
(после ответов детей выходят подтемы причастия).
- Понятие
- Действительные и страдательные причастия
- Причастный оборот
- н, нн в причастиях
5. не с причастиями (Слайд 2)
- Мы переходим к первому вопросу:
- Что такое причастие? (Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?) (Слайд 3)
У причастия есть признаки прилагательного и глагола. (Слайд 4, 5)
- Молодцы! Вспомнили, что такое причастие, и какие признаки прилагательного и глагола есть у причастия.
Задание 1: морфологический разбор причастия
Летящий (самолет). (Слайд 6)
Проверка (Слайд 7)
1. летящий — причастие., н.ф. летящий, действительное, настоящее, несовершенный вид., им.п., ед.ч., м.р., определение.
- Замечательно! Еще раз проговорим понятие причастия.
- Причастия в свою очередь делятся на 2 вида. На какие? (Действительные и страдательные). (Слайд 8)
Задание 2. Работа в группах:
1 - работает с учителем: кодированный диктант. (Если причастие действительное, то пишем — д, если страдательное, то — с). (Слайд 9)
Кошка, укравшая сосиску; сосиска, украденная кошкой; дерево, сломанное грозой; жар-птица, вылетевшая из клетки; забитый гвоздь; оторвавшаяся пуговица; убаюканный малыш; уснувший малыш; сказочник, сочинивший сказку; расколовшаяся чашка.
Код ответов: д, с, с, д, с, с, с, д, д, д.(Слайд 10).
2 – работают за компьютерами (ЭОР, установленный на компьютер по теме «Действительные и страдательные причастия»)
3- самостоятельно, выполняют упражнение: вставить пропущенные буквы, определить вид причастия.
- Гирлянда колебл..мая ветром
- Стро..щая школу бригада
- Успоко..вшееся после бури море
- Едва слыш..мый голос
- Об отта..вшей земле
- Маяч..щие огни
- Шепч..щийся камыш
- Подслуш..нный разговор
- Еле вид..мый силуэт
- Засе..нный пшеницей участок
Проверка (Слайд 11)
3. Причастный оборот - причастие с зависимыми словами. (Слайд 12)
Место: после определяемого слова, перед определяемым словом.
Знаки: после определяемого слова, запятая ставится, перед определяемым словом — не ставится.
Задание: Спишите, вставьте пропущенные запятые (Слайд 13)
Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль.
Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Проверка (Слайд 14)
- Н, НН в причастиях
(выходит ученик к доске и чертит схему н и нн) (Слайд15)
Н | НН |
1. отглагольные прилагательные | 1. есть приставка, кроме НЕ (замороженные) |
Соленый, жареный, вареный | 2. причастие + зависим.слово (замороженные мамой) |
2. краткие причастия | 3. прич. бесприставочн. гл. сов.в (решенный пример) |
Сварен, приготовлен, заморожен | 4. –ова-, -ева-, -ирова- суффиксы (маринованный) |
Словарный, распределительный диктант (2 столбика) (Слайд 16)
Проверка (Слайд 17)
Жареная рыба (1), пережаренная рыба (2), жаренная на сковородке рыба (2), гости обрадованы (1); раненый воин (1), раненный в ногу воин (2), израненный воин (2), булавка украдена (1), купленная кофта (2), маринованные (2), крашеные стены (1), письмо подброшено (1).
В это время два ученика работают за компьютером.( ЭОР по теме «Н,НН в причастиях»
Физминутка.
5. Не с причастиями
_ Когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда – раздельно? Заполните таблицу (на доске) (Слайды 18,19)
Раздельно | слитно |
1. есть зависимое слово (не замеченная учителем ошибка) | 1. Одиночное причастие (незамеченная ошибка) |
2. противопоставление (не увядшие, а свежие цветы) | 2. не употребляется без не (недоумевающий взгляд) |
3. Краткие причастия (решение не придумано) |
Ученик выходит к доске и выполняет работу.
Задание: Спишите словосочетания, раскрывая скобки (Слайд 20)
Неразгаданная тайна, не подписанный директором договор, дом не построен, ненавидящий взгляд, не законченное, а начатое собрание, не увядший еще цветок, негреющее солнце, недоумевающий человек, письмо не отправлено.
(взаимопроверка тетрадей) (Слайд 21)
Рефлексия: незаконченное предложение: (Слайд 22)
- Сегодня на уроке я ...
- Самым полезным интересным для меня было ...
- Я встретился с трудностью при ...
- У меня хорошо получилось ...
- Скажи комплимент самому себе …
(Учитель делает комплимент детям). Мне кажется, что мы неплохо подготовились к итоговой работе по причастию.
Возвращаемся к началу урока и подводим итог, на какой ступеньке вы находитесь сейчас: (Слайд 23)
- знаю и объясню другому
- знаю
- сомневаюсь, что знаю
- не знаю
У меня есть достойная смена, которые могут заменить учителя. Хорошо, что у нас есть учащиеся, которые оценили себя: знаю. Тем, кто сомневается в своих знаниях стоит повторить теорию.
Домашнее задание (Слайд 24)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаю и объясню другому Знаю Сомневаюсь, что знаю Не знаю
1.Понятие 2.Действительные и страдательные причастия 3.Причастный оборот 4.н, нн в причастиях 5.НЕ с причастиями
Причастие- особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета по действию. Например, бегущий мальчик -мальчик, который бежит.
Признаки глагола Вид совершенный - решенный Вид несовершенный - любящий Время- настоящее и прошедшее Будущего времени у причастия нет Переходность - написанное письмо Непереходность - написанное автором Возвратность - улыбающийся Невозвратность- уснувший
Признаки прилагательного Согласуется с существительным в роде, числе , падеже. Имеет полную и краткую форму. Краткую форму имеют только страдательные причастия . В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого , реже - другими членами предложения.
Выполните морфологический разбор слова Летящий (самолет)
Морфологический разбор Летящий самолет. 1. летящий — причастие 2. Н.ф . - летящий П.п.: действительное, настоящее, несоверш . вид. Н.п.: Им.п., ед.ч., м.р. 4. самолет (какой?) летящий Проверь себя
Действительные причастия Страдательные причастия Обозначают признак предмета, который сам выполняет действие. -Бегущий мальчик- мальчик, который бежит. -Летящий шар- шар, который летит. -Улыбающийся ребенок- ребенок , который улыбается. Обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого. -Решенная задача-задача, которую решили. -Выполненная работа- работа, которую выполнили. -Выкрашенная стена- стена, которую выкрасили.
Кодированный диктант Кошка, укравшая сосиску; сосиска, украденная кошкой; дерево, сломанное грозой; жар-птица, вылетевшая из клетки; забитый гвоздь; оторвавшаяся пуговица; убаюканный малыш; уснувший малыш; сказочник, сочинивший сказку; расколовшаяся чашка.
Проверь себя д , с, с, д , с, с, с, д , д , д
Гирлянда колебл е мая ветром Стро я щая школу бригада Успоко и вшееся после бури море Едва слыш и мый голос Об отта я вшей земле Маяч а щие огни Шепч у щийся камыш Подслуш а нный разговор Еле вид и мый силуэт Засе я нный пшеницей участок Проверь себя
Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами. ’ Если причастный оборот стоит после определяемого слова Горы,/освещенные солнцем,/виднелись издалека. ’ Если причастный оборот стоит перед определяемым словом. /Освещенные солнцем/ горы виднелись издалека.
Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль. Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури. Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. Спишите, вставьте пропущенные запятые
Старая дорога , заросшая кудрявой муравой , уходила в бесконечную русскую даль. Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах , сквозивших по лазури. Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом , расплавленным , бежит. Проверь себя
Н НН Отглагольные прилагательные (вязаная кофта) Есть приставка кроме не (связанная кофта) Краткие причастия (булавка украдена) Причастие + зависимое слово (вязанная из шерсти кофта) причастие← бесприставочный глагол совершенного вида (купленная кофта - купить) - ова -, - ева -, - ирова - (асфальтированная дорога)
Распределительный диктант Запишите слова в два столбика Н НН
Жареная рыба гости обрадованы раненый воин булавка украдена крашеные стены письмо подброшено пережаренная рыба жаренная на сковородке рыба раненный в ногу воин израненный воин купленная кофта маринованные
Раздельно Слитно Когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда – раздельно? Заполните таблицу
Раздельно Слитно 1. Есть зависимое слово (не замеченная учителем ошибка) 1. Одиночное причастие (незамеченная ошибка) 2. противопоставление (не увядшие, а свежие цветы) 2. не употребляется без не (недоумевающий взгляд) 3. Краткие причастия (решение не придумано)
Спишите словосочетания, раскрывая скобки (Не)разгаданная тайна, (не)подписанный директором договор, дом (не)построен, (не) навидящий взгляд, (не)законченное, а начатое собрание, (не)увядший еще цветок, (не)греющее солнце, (не) доумевающий человек, письмо (не)отправлено.
Неразгаданная тайна, не подписанный директором договор, дом не построен, ненавидящий взгляд, не законченное, а начатое собрание, не увядший еще цветок, негреющее солнце, недоумевающий человек, письмо не отправлено. Проверка
Незаконченное предложение: Сегодня на уроке я ... Самым полезным интересным для меня было ... Я встретился с трудностью при ... У меня хорошо получилось ... Скажи комплимент самому себе …
Знаю и объясню другому Знаю Сомневаюсь, что знаю Не знаю
А теперь вам предлагается домашнее задание . Вы сами выберете задание: 1 ур . Вам предлагается описать цветок , употребляя причастия и прилагательные, которые расположились на лепестках цветка. 2 ур . Составить кроссворд (10 вопросов) на тему: «Причастие». 3 ур . Написать мини-сочинение о нашем крае, употребляя причастия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....