Урок по теме "Определение" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме "Определение" 5 класс. В разработке урока используется материал, объединенный темой осени. Также в ходе урока используются занимательные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie.rar | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Определение
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 156» г. Казани Анисимова Н. А.
Знать: определение понятия; способы выражения определения; роль определения в речи.
Уметь: находить определения в предложении; употреблять его в речи.
Ход урока.
3 слайд
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
За окном осень – унылое, но прекрасное время года.
4 слайд
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
5 слайд
Октябрь – 10-й месяц в году. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октея». Все они образуются от латинского «окто», что означает восемь. Так, октава – музыкальный термин. Октава объединяет 8 нот. Почему же 10-й месяц в году называется «октябрь»? Может быть ошиблись, когда считали? Ошибки здесь нет. В Древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно 8-м месяцем.
6 слайд
- Проверка домашнего задания.
- Какие члены предложения составляют его основу?
Устная синтаксическая минутка. Выделить основы предложений.
Осень украсила листьями поляны. На тропинке лежат два красных листа осины. Мы любим гулять по осеннему лесу.
- Что называется дополнением?
7 слайд
Игра «Кто быстрее?»
На доске изображена лесенка, по которой вам предстоит забраться вверх. Но для этого необходимо выполнить следующее задание. К каждому слову подберите дополнение в том падеже, который указан.
Далеко от (Р.п.)
Охота на (В.п.)
Преодолеть (В.п.)
Опасаться (В.п.)
Ласкать (В.П)
Непримирим к (Д.п.)
Ехать на (П.п.)
Накормить (Т.п.)
Испугаться (Р.п.)
Ездить (Т.п.)
- Объяснение нового материала.
8 слайд.
Записываются предложения.
Стоят последние дни осени. На синем небе висят белые облака.
Предложения разбираются по членам, выясняется, что прилагательные выступают в роли определения, которое отвечает на вопрос какой? Чей?
- Прочитайте, исключив определения. Какой из текстов более точно и выразительно рисует картину осени?
- Составьте рассказ об определении.
- Закрепление. 9 слайд
- Работа над упр. 181, 182
10 слайд
- Определите стиль текста.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
- Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы?
Художественный текст невозможно представить себе без определений, которые делают нашу речь тонкой, яркой, выразительной.
В литературе, слова, определяющие предмет или явление и подчёркивающие его свойства, качества и признаки, называют эпитетами.
- Выпишите из текста эпитеты вместе с определяемыми словами.
- Отгадайте загадки. Найдите в них определения. 11 слайд
- По синему небу
Белые гуси плывут. (облака)
12 слайд
- Рыжий Егорка
Упал в озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (осенний лист)
13 слайд
- Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь проливает,
Когда это бывает? (осенью)
14 слайд
- Записываются предложения. Подчёркиваются определения. Надо объяснить написание безударной гласной в корне слова.
Хорошо в осеннем лесу! На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов и осин. Тихо падают с берёз лёгкие листья. Шелестит под ногами сухая листва.
- Многие поэты описывали в своих произведениях это прекрасное время года – осень. Давайте немного отдохнём и послушаем песню на стихи С. Есенина. 15 слайд
- Составьте предложение. 16 - 17 слайд
- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение (жёлтые)
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень)
- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр (выстлала)
- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение (дороги)
- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами
Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.
18 слайд
- Полминутки для шутки.
Послушайте стихотворение В. Голяховского. В нём три слова созданы автором. Найдите эти слова. Как они образованы?
Под ногами листопад
Листья жёлтые лежат,
Листья жёлтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
19 – 20 слайд
- Домашнее задание.
Я так люблю осенний лес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Или в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись, возродится
И возвратится в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождём!
Напишите сочинение-миниатюру «Я осенний лист», «Я осенний дождь»
Литература
- А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995
- Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. М. «Русское слово», 1999
- Песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая»
- Музыка Вивальди «Времена года». Осень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....