Грамматический бой между командами 5 – 6 классов школ
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

соревнование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskij_boj.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматический бой между командами 5 – 6 классов школ

Вступительное слово учителя:

- Дорогие друзья! Сегодня мы проводим большой праздник знатоков и люби-

телей русского языка. Это загадки, задачи, шарады, викторина. Это успехи и победы в обмене информацией и  знаниями о русском языке.

- Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык.

- А хорошо ли мы его знаем? В этом нам помогут разобраться участники нашего грамматического боя, уважаемое жюри. В соревновании сегодня выступят 4 команды. Им слово. Свои имена представители команд зашифровали в ребусах.

( МКОУ «СОШ № 15,  МКОУ «СОШ № 22, ОУ № 29, МКОУ «СОШ № )

План

  1. Оргмомент
  2. Разминка (по пять вопросов команде)
  3. Конкурс капитанов (по шесть вопросов)
  4. Решите фонетическую пропорцию.
  5. «Собери слова»
  6. «Грамотей» (диктант) и «Исправь ошибки»
  7. «Догадалки» 1 (слова с пропусками)
  8. «Догадалки» 2 (Дед Тит)
  9. Чёрный ящик
  10. «Сломай голову» (исправь ошибки)
  11. Шарады, ребусы
  12. Собери фразеологизмы
  13. Рассказ на одну букву
  14.  Подводим итоги

Разминка

Каждой команде задаю по 5 вопросов. На обдумывание 10 секунд. Отвечает любой игрок. Я читаю начало пословицы, а команда продолжает.

Команда 1.

1.Что посеешь, (то и пожнёшь)

2.Без труда (не вынешь рыбку из пруда)

3.Кончил дело (гуляй смело)

4. С кем поведёшься, (от того и наберёшься)

5. Друзья познаются (в беде)

Команда № 2.

  1. Как аукнется, (так и откликнется).
  2. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
  3. Тяжело в учении – (легко в бою)
  4. Любишь кататься – (люби и саночки возить)
  5. Семь раз отмерь, (один раз отрежь)

Команда № 3

  1. Ученье – свет, (а неученье – тьма)
  2. Не имей сто рублей, а (имей сто друзей)
  3. Тише едешь – (дальше будешь)
  4. Меньше знаешь – (крепче спишь)
  5. Встречают по одежке, а(провожают по уму)

Команда №4

1.Труд человека кормит, (а лень портит)

      2. Терпенье и труд (всё перетрут)

      3.Язык до Киева (доведёт)

      4.А Васька слушает да (ест)

      5. Мели, Емеля, (твоя неделя)

Конкурс капитанов.

Капитан 1 команды.

1.Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

4.Как правильно сказать ветряный человек, ветреный человек и почему?

(ветреный)

5.Какое государство мы носим на голове летом? (Панама)

6.Какой птицей можно достать воду из колодца? (журавлём)

Капитан 2 команды

1.Как называем изменение глаголов по лицам? (спряжение)

2.Однокоренные ли это слова? Каково их значение?

Скупить книги – скупой на ласку

3.По чему ходят одни люди в ботинках, а другие в сапогах? (по земле)

4.Чем заканчивается день и ночь? (Ь)

5.Какую шляпку нельзя надеть? (гвоздя)

6. Остров, который сам на себя обижается (Ямал)

Капитан 3 команды

1Кто говорит на всех языках? (эхо)

2. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получилось много крупных плодов? (ты +к+Вы)

3.Как правильно сказать: табурет или тубарет?

4. Что в человеке есть одно,

     А у вороны вдвое.

     В лисе не встретится оно,

     А в огороде втрое?(буква о)

5.Какой город летает? (Орёл)

6.Что у цапли впереди, а у зайца сзади?(буква ц)

Капитан 4.

1.Какое числительное приказывает? (три)

2.Вот сидит этот человек и приговаривает, приговаривает, приговаривает.

   Назовите профессию этого человека.(судья)

3. Как правильно сказать: ноль или нуль?

4.Назовите 4 слова японского происхождения? (самурай, икебана, суши, харакири)

5. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антоним)

6.Эта часть предмета бывает золотой (середина)

Фонетическая пропорция

Разгадайте принцип, по которому составлены «фонетические пропорции» и решите их. Чего в них не хватает?

- а/я=о/?

- м/м=р/?

- вб/фп=зж/?

- яр/рай=ешь/?

-топор/ропот=лёд/?

-Что такое толь?/дополнительный балл

(Пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как изоляционный материал)

Собери слова

Необходимо собрать слова, которые спрятаны в других словах

  1. Приставка в слове подбежал

Корень в слове снежинка

Суффикс в слове лесник

Окончание в слове ученики  (подснежники)

  1. Корень в слове дворник

Суффикс в слове столовая

Окончание в слове зелёный (дворовый)

  1. Корень в слове молодой

Суффикс в слове пальцы

Окончание в слове травы (молодцы)

  1. Корень в слове сказка

Суффикс в слове извозчик

Приставка в слове дом

Окончание в слове дом (рассказчик)

«Грамотей»

Листочки и ручки. Сейчас напишете диктант. Каждый участник пишет только два слова и передаёт лист и ручку другому. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет работу. За каждую ошибку снимаем балл. Исправьте ошибки.

Текст. «Я люблю уроки рускава языка. На этих уроках мы учемсяпанимать силу и кросотурадного языка. Типлатой веет от блиских с детства слов: ручей, роща, паляна, трапинка. Руский язык помагает нам дружить и становиться лучьше»

«Догадалки 1»

Заполнить пропуски в тексте (одна чёрточка – одна буква)так, чтобы получилось 2 разных варианта предложения.

Например: Дом стоял на горке.

                    Том стоял на полке

  1. О-ёлле-ал ср-ди ---ных куч и с-ал

«Догадалки 2»

Рассказчик. Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец

Солдат. – Здравствуй, отец!

Старик: - Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.

Рассказчик. Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться.

- Может, вы ему поможете, ребята? Как солдату назвать старика? Как его зовут?

(Дед Тит)

Старик. – И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то называли меня тоже таким именем. Что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай.

Солдат- Ну, дедушка, ТИТ, задал ты мне задачу. Сразу и не сообразишь.

- Ребята, выручайте! Как звали бабку? Как называется дом, в котором живёт дед? Как  называли деда, когда он служил в армии?

(Анна, шалаш, казак)

«Чёрный ящик»

1команда.

В чёрном ящике находится клетка, из которых состоит любое живое существо. Эта клетка находится в большом запасе питательных веществ.

Вопрос: Что находится в чёрном ящике? (яйцо)

2 команда.

В чёрном ящике находится то, чему посвящена следующая загадка. В ней описана некая технология, по которой получается то, что в чёрном ящике.

«Возьму пылью, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень» (хлеб)

3 команда.

В чёрном ящике находится то, что называют «зелёным верблюдом»

(кактус)

4 команда

Вы слышали в русском языке слова «коловорот», «околица», «околесица». А то, что означает этот общий корень у славян – «коло» лежит в чёрном ящике.

Что же это такое? (круг)

«Сломай голову»

Каждой команде даём головоломку. Необходимо заполнить пустые клеточки буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось существительное в ед.ч. в им.п.

  1. – о – о - -

«Шарады»

  1. Первое – нота

Второе тоже,

А целое – на боб похоже (фасоль)

  1. Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Так нужен для воды (насос)

  1. Первое слово над чайником тает.

Второе – у папы растёт над губой.

А целое – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой (парус)

                    4   Часть первая на земле остаётся,

Когда по ней кто – то пройдёт.

                          Вторая – даётся ошибками в долгом труде.

                         А словом охотник зовётся,

                         Что зверя отыщет в тайге (следопыт)

                   5.Начало деревом зовётся,

                      Конец – читатели мои,

                      Здесь, в книге, целое найдётся.

                     И в каждой строчке есть они. (буквы)

        6.Первый слог - местоименье,

           Второй – весенний месяц яркий,

           В конце частица для смягченья,

           В целом – остров очень жаркий (Ямайка)

        7.Первый слог найдёшь среди нот,

           А второе – бык несёт.

           Хочешь целое найти,

           Так ищи его в пути. (дорога)

        8. Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

            Но к на ц перемени –

            Я по болоту зашагаю (цапля – капля)

         9. Названье ноты напиши,

             Прибавить имя поспеши –

             И покачусь я по дороге

             Или тебе обую ноги (резина)

         10. Начало – голос птицы.

               Конец – на дне пруда.

               А целое в музее

               Найдёте без труда (картина)

          11. Я смерть и разрушенье сею,

                Несу я гибель в дни войны.

                Но о прибавь, и я повею

                Покоем мирной тишины. (пушка, опушка)

          12. В ранце я всегда лежал,

                Букву как – то потерял…

                Если руки с мылом мыли,

                 То меня с водою смыли. (пенал – пена)

Ребусы

Собери фразеологизмы

Повесить                                                                голову

Отводить                                                                  нос  

Вешать                                                                      колёса

Распустить                                                                лапшу    

Сматывать                                                                 калошу

Смотреть сквозь                                                         глаза

Ломать                                                                        удочки                                                                                                                                          

Гореть под                                                                   нюни

Вставлять палки в                                                      ногами

Сесть в                                                                        пальцы

Заключение.

- Вот и закончился наш грамматический бой. Слово жюри.

Мы поздравляем победителей и поддерживаем игроков, которым сегодня, к сожалению, не повезло. И не прощаемся, а говорим лишь до свидания, до скорых встреч на нашей новой интеллектуальной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматический тест для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка. 4 четверть

Данный тест целесообразно давать в 4 четверти, т.к. в нем содержаться все грамматические явления 5 класса...

Практический материал по лексико-грамматической работе в 5 классе школы V вида.

Публикация содержит практический материал по лексико-грамматической работе по теме "Части речи" на логопедическом занятии с учащимися 5 класса в школе V вида. Возможно использование для индивидуальной...

Лексико-грамматический тест для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка (Unit 3)

Данный тест предназначен для учащихся, занимающихся по учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой Английский язык для VIII класса для школ с углубленным изучением английского языка (Unit 3 Shopping: The...

КВН по столярному делу между командами учащихся 7-9 классов.

Цели:1 Расширение общего кругозора учащихся о профессии плотник, столяр.2.Воспитывать уважение к людям труда. 3.Коррекция на развитие внимания, памяти, мышления....

Грамматический бой между командами 5-6 классов школ

Грамматический бой между командами 5-6 классов школ...

Соревнование, посвященное Дню Защитника Отечества, между командой учителей и командой 11 класса

Соревнование, посвященное Дню Защитника Отечества, между командой учителей и командой 11 класса...

КВН по столярному делу между командами учащихся 7-8 классов.

КВН по столярному делу между командами учащихся 7-8 классов....