Обособленные члены предложения. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему
Предлагаемая презентация предназначена для использования при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и соответствует заданию 16 по демоверсии ФИПИ 2015 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_chleny_predlozheniya.pptx | 229.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ Найди определяемое слово . Определение стоит ДО или ПОСЛЕ него?
Определения НЕ обособляются, если ‗|~~~~|‗ стоят ПЕРЕД определяемым словом, при этом у них НЕТ дополнительного обстоятельственного значения, невозможен вопрос к определению от сказуемого.
Эту длившуюся примерно до середины 90-х годов полосу русской истории называли сумеречной и хмурой. ?
Определения перед определяемым словом обособляются, если У определения ЕСТЬ дополнительное обстоятельственное значение, то есть возможен вопрос от сказуемого: Почему? Несмотря на что? ИЛИ между определяемым словом и определением есть другие слова ,|~~~~|,
Артиллерийский налет не прекращался , и, оглушенные грохотом, люди не могли поднять голову. Раскаленная солнцем, горела позолоченная медь пуговиц на мундирах офицеров Почему?
Обособляются распространенные и однородные определения ПОСЛЕ определяемого слова. Сентябрьское солнце , ярко пронизывающее прозрачный воздух, уже низко. Незнакомый юноша , длинный, нескладный, явно был застенчив .
Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению. , |~| , Л.М. , |~| , Молодой, красивый, изящный , он держал себя гордо и неприступно. Меня , мокрого до последней нитки , сняли с лошади почти без памяти.
ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ Найди основу предложения. Найди определяемое слово и приложение. Не путай приложение со сказуемым!
Приложения – определения, выраженные существительными. Приложения могут обособляться как запятыми, так и тире, нельзя в одном обособлении применять разные знаки.
Приложения НЕ обособляются ТОЛЬКО ПЕРЕД ЗАГЛАВНОЙ ‗|~~~|‗Х Химик Бородин был еще и знаменитым композитором .
Во всех остальных случаях приложения обособляются. , |~| , Дубов, лесовод и селекционер, по пал в писательский дом отдыха случайно. Бородин , х имик, был еще и знаменитым композитором.
Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями, ИХ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНОРОДНЫМ СКАЗУЕМЫМ ИЛИ ПРИДАТОЧНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ .
Не обособляются деепричастия:
Входящие во ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: сломя голову, спустя рукава Входящие в СКАЗУЕМОЕ: читать лежа, вошел улыбаясь, упражнение делать стоя у стены, высунув язык Однородные с наречиями и другими необособляемыми обстоятельствами: шел быстро и не уступая дорогу; слезал молча и не торопясь, говорил шепотом и ни на кого не глядя.
Входящие в придаточное с союзным словом «КОТОРЫЙ»: [Вот книга ], ( прочтя которую вы многое себе уясните ). Ставшие ПРОИЗВОДНЫМИ ПРЕДЛОГАМИ: ( исходя из обстановки = по обстановке; спустя неделю = через неделю; начиная с … и т.п.) Спустя несколько секунд она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза. Начиная с воскресенья зарядили тоскливые осенние дожди. В таких ситуациях следует поступать исходя из здравого смысла
Обороты с « НЕСМ ОТРЯ НА…», «НЕВЗИРАЯ НА..» обособляются всегда Несмотря на тяжелые погодные условия , спасатели уже к вечеру были на месте
Обособленное (- ые ) обстоятельство (-а) есть в предложении? (Знаки в предложениях не расставлены.) Я ожидая Вадима не ел показывая хорошее воспитание. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень. В руке у парня блеснула безопасная бритва как-то хитро зажатая между пальцев. Разрезанное наискосок Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке.
Задаем вопрос от сказуемого: Я ожидая Вадима не ел показывая хорошее воспитание. Что делая? Что сделав? Что делая? Что делая?
Обособленные обстоятельства есть в предложении. Я , ожидая Вадима , не ел , показывая хорошее воспитание . Что делая? Что делая?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень.
Задаем вопросы: от сказуемого – Что делая? Что сделав? от имён: - Какой? 2. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень . Что делая? Что сделав? Какое?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи жареные котлеты ел совершенно чужой парень . Какое? существительное
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи , жареные котлеты , ел совершенно чужой парень . Какое? Приложение – определение, выраженное существительным. Какой?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи , жареные котлеты , ел совершенно чужой парень . Какое? Приложение – определение, выраженное существительным. Какой?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) 2. Второе блюдо Марьи , жареные котлеты , ел __ совершенно чужой __ парень . Какое? Приложение – определение, выраженное существительным. Какой? Определение перед определяемым словом НЕ обособляется
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) В руке у парня блеснула безопасная бритва как-то хитро зажатая между пальцев.
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) В руке у парня блеснула безопасная бритва как-то хитро зажатая между пальцев. Какая?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) В руке у парня блеснула безопасная бритва , как-то хитро зажатая между пальцев . Какая? Определение обособляется ПОСЛЕ определяемого слова
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Разрезанное наискосок Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке.
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Разрезанное наискосок Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке. Какое?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Разрезанное наискосок __ _ Вадькино пальто уже невозможно было продать на рынке. Какое? Определение перед определяемым словом
Обособленное приложение есть в предложении ? (Знаки в предложениях не расставлены.) Станковая живопись уцелевшая в памятниках архитектуры находится в беспризорном состоянии и осыпается. Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются. Музейные экспонаты различные памятники и документы старины собирали всем миром. Заимствованным из письменных памятников сюжетам посвящено подавляющее большинство произведений изобразительного искусства Древней Руси.
Приложение – определение, выраженное существительным. Станковая живопись уцелевшая в памятниках архитектуры находится в беспризорном состоянии и осыпается.
Приложение – определение, выраженное существительным. Станковая живопись уцелевшая в памятниках архитектуры находится в беспризорном состоянии и осыпается . Какая?
Приложение – определение, выраженное существительным. Станковая живопись , уцелевшая в памятниках архитектуры , находится в беспризорном состоянии и осыпается . Какая? Обособленное ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕ определяемого слова
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются.
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются . Что делая?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках гибнут или сознательно уничтожаются . Что делая?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Древние рукописи , оказываясь на чердаках и в неотапливаемых кладовках , гибнут или сознательно уничтожаются . Что делая? Обособленное обстоятельство
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (Знаки не расставлены.) Музейные экспонаты различные памятники и документы старины собирали всем миром. Что?
Обособленные второстепенные члены есть в предложении? (знаки не расставлены). Музейные экспонаты различные памятники и документы старины собирали всем миром. Что? , Однородные дополнения Однородные дополнения Однородные дополнения
А23. Вадим и Мария жили в комнатке (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома (5) обогреваясь буржуйкой (6) стоящей посреди комнаты.
А23. Вадим и Мария жили в комнатке (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома (5) обогреваясь буржуйкой (6) стоящей посреди комнаты.
А23. Вадим и Мария жили в комнатке (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома (5) обогреваясь буржуйкой (6) стоящей посреди комнаты .
(как? ) А23. Вадим и Мария жили в комнатке , (1) вполне приличной (2) светлой и тёплой , (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома , (5) обогреваясь буржуйкой , (6) стоящей посреди комнаты . (какой?) (какой?) (какой? )
(как? ) А23. Вадим и Мария жили в комнатке , (1) вполне приличной , (2) светлой и тёплой , (3) располагавшейся прямо под лестницей (4) трёхэтажного коммунального дома , (5) обогреваясь буржуйкой , (6) стоящей посреди комнаты . (какой?) (какой?) (какой? ) Ο дн . Ο дн . Ο дн .
А23. Маленькие (1) язычески разнообразные (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа (5) выраженной в церковном зодчестве.
А23. Маленькие (1) язычески разнообразные (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа (5) выраженной в церковном зодчестве . (Какие?) (О какой ?)
А23. Маленькие (1) язычески разнообразные (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа , (5) выраженной в церковном зодчестве . (Какие?) (О какой ?)
А23. Маленькие , (1) язычески разнообразные, (2) как бы игрушечные (3) древние церкви (4) убедительно говорят нам о талантливости нашего народа , (5) выраженной в церковном зодчестве . (Какие?) (О какой ?) неодн . Одн . Одн . Одн .
В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
Мы шагали , скребя зубами склизлые от слюны плитки жмыха , прекрасно пахнущие подсолнечным маслом .
Мы шагали , скребя зубами склизлые от слюны плитки жмыха , прекрасно пахнущие подсолнечным маслом . (Что делая? Как?) (Какие?)
2. Вкусно пахнущий семечками воздух возбуждал аппетит, и Вадим рассказал , что здесь можно получить жмых – остатки после производства масла из семян подсолнуха .
2. [ Вкусно пахнущий семечками воздух возбуждал аппетит ] , и [ Вадим рассказал ] , (что здесь можно получить жмых – остатки после производства масла из семян подсолнуха ). ( Какой?) ( Какой?) Приложение – определение, выраженное сущ .
3. Мы стояли у ворот рынка, и я зачарованный глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках.
3. [ Мы стояли у ворот рынка ] , и [ я зачарованный глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках ] . ( Какой?)
3. [ Мы стояли у ворот рынка ] , и [ я , зачарованный , глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках ] . ( Какой?) Личное мест.
4. У окна стоял дощатый , грубо сколоченный стол , а на нём, кособочась одна в другой , лежали две дюралевые миски .
4. [ У окна стоял дощатый , грубо сколоченный стол ] , а [ на нём, кособочась одна в другой , лежали две дюралевые миски ] . Неоднородные опр. Неоднородные опр. Зависимое слово
4. [ У окна стоял грубо сколоченный дощатый стол ] , а [ на нём, кособочась одна в другой , лежали две дюралевые миски ] . Неоднородные опр. Неоднородные опр. Зависимое слово
А22. В каком предложении есть пунктуационная ошибка? Мы шагали, скребя зубами склизлые от слюны плитки жмыха, прекрасно пахнущие подсолнечным маслом. Вкусно пахнущий семечками воздух возбуждал аппетит, и Вадим рассказал, что здесь можно получить жмых – остатки после производства масла из семян подсолнуха. Мы стояли у ворот рынка, и я , зачарованный , глазел на мрачную тётку в телогрейке и мужских бурках. У окна стоял дощатый, грубо сколоченный стол, а на нём, кособочась одна в другой, лежали две дюралевые миски.
В каком предложении есть пунктуационная ошибка ?
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности . Существит . в им.п. Существит . в им.п.
Воспитание любви к родному краю , к родной культуре , к родному селу или городу , к родной речи – задача первостепенной важности . Существит . в им.п. Существит . в им.п. Однородн . Однородн . Однородн . Однородн . Однородн .
2 . В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота , лежавшая рядом с написанными по-русски .
2. В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота , лежавшая рядом с написанными по-русски . ( Какой?) ( Какая?) Приложение – определение, выраженное сущ.
2. В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота , лежавшая рядом с написанными по-русски . ( Какой?) ( Какая?) Приложение – определение, выраженное сущ. (Где?) (Когда?)
3. Существуют совершенно неправильные представления о том, что подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов.
3. [ Существуют совершенно неправильные представления о том ] , (что подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов).
3. [ Существуют совершенно неправильные представления о том ] , (что подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов).
3. [ Существуют совершенно неправильные представления о том ] , (что , подчёркивая национальные особенности , пытаясь определить национальный характер , мы способствуем разъединению народов).
4. Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних , вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню.
4. ( Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних ) , [ вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню ] .
4. ( Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних ) , [ вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню ] . Однородн . Однородн . Однородн . Однородн .
А22. В каком предложении есть пунктуационная ошибка? Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности. В Новгороде в недавние времена найден древнейший памятник финского языка – финская берестяная грамота, лежавшая рядом с написанными по-русски. Существуют совершенно неправильные представления о том, что , подчёркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов. Если нет индивидуальных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних, вся страна превращается в скучную, неинтересную пустыню.
Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу.
Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу. Что сделав? Как?
Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу. Что сделав? Как?
Расставьте и объясните все запятые. Темно-серый европейский олень (1) рванув копытами мёрзлую землю (2) со всего маха тяжело перелетел через просеку (3) и (4) запрокинув художественно-костистую голову (5) пропал в лесу. Что сделав? Как? , , , ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"
Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения новых знанийФорма урока: ...
урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."
Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....
ТЕСТ для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Тема: обособление второстепенных членов предложения.
· Задание направлено на нахождение вводных слов, вводных предложений и обращений.·...
Презентация Задание 16 Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Обособленные члены предложения.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.Это задание 16.Ученики с трудом выполняют это задание.Здесь вы повторите теорию по данному заданию. И используйте тренажёр....
Главные члены предложения. Подлежащее. Презентация к уроку русского языка в 5 классе.
Презентация к уроку русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее." 5 класс...