Разработки уроков по теме "Устаревшая лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие по городу Архаизмов»
Цели:
1. Повторить и систематизировать полученные знания об устаревших словах (что такое устаревшие слова, историзмы, архаизмы, как их определить, разграничить).
2. Продолжить формирование культуроведческой компетенции учащихся.
- Организационный момент (2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Кто-то оставил в нашем кабинете машину времени. Давайте попробуем ею воспользоваться. Итак, мы отправляемся в прошлое. Первый город, в который мы с вами отправимся – это город Архаизмов. Город этот закрыт, чтобы в него попасть – нужно купить билеты, ответив на вопросы.
- Покупаем билеты (7 мин. Учитель проводит игровой момент в форме фронтального опроса).
П. Какие слова называются устаревшими?
У. Слова, которые вышли из повседневного употребления, называются устаревшими.
П.Какие разряды устаревших слов вы знаете?
У. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.
П. Какие слова называются историзмами, а какие архаизмами?
У. Историзмы называют предметы, которые не существуют в современной жизни.
У. Архаизмы – это устаревшие названия предметов, которые заменились современными синонимами.
3. Закрепление (25 мин.)
Теперь у нас с вами есть билеты, но на воротах города висит большой замок, чтобы его открыть, надо подобрать ключ. Как вы знаете, в русском алфавите 33 буквы, каждая буква имеет свой порядковый номер. Нам с вами необходимо расшифровать слово, которое представлено в виде цифрового кода: 1, 17, 23, 1, 10, 9, 14.
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, ё – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11,к – 12,л –13,м – 14, н – 15, о – 16,п – 17,р – 18, с – 19, т – 20, у – 21,ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
(Учащиеся выполняют задание в парах. Первые выполнившие поднимают руку и записывают ответ на доске).
У. Это слово АРХАИЗМ.
Теперь мы с вами в городе. Чтобы продолжить путешествие, нам нужно взять извозчика. Для этого надо разгадать кроссворд. Его сложность в том, что в нем не указаны цифры, под которыми нужно записать ответ. Вписать слова в кроссворд мы должны правильно. (Учитель зачитывает вопрос, учащиеся по одному выходят к доске и записывают ответ).
1.Что обозначает устаревшее слово живот? 2. Что значит ведать? 3. Какой современный синоним есть у слова длань? 4. Что такое очи? 5. Зело – это… 6. Подберите современный синоним к слову вечор. 7. Ланиты – это плечи или щеки? 8. Шуйца и десница – что общего есть в значении этих двух слов?
и | |||||||||||||||
з | |||||||||||||||
в | |||||||||||||||
о | |||||||||||||||
з | |||||||||||||||
ч | |||||||||||||||
и | |||||||||||||||
к |
Сейчас мы отправляемся на главную площадь города. Жители этого города нас с вами не понимают, поэтому нам нужно вспомнить архаичные названия привычных предметов. (Индивидуальное задание. Ученики выполняют задание письменно на специальных карточках, потом устная проверка в классе).
Карточка 1.
Подберите современным словам синонимичные архаизмы:
Лоб, плечи, печаль, слово, веки, палец, шея, парус, голос, рыбак, правая рука, левая рука.
Ребята, мы справились с заданием, теперь у нас не возникнет проблем в общении с жителями города.
Первый дом, который мы с вами посетим – это картинная галерея. Рассмотрите картины, представленные здесь. Все картины подписаны устаревшими названиями. Посмотрите и скажите, что же на них изображено. (Учитель проводит игровой момент в форме фронтального опроса).
Цирюльник Зерцало
Длань Агнец
Вал Зеница
Из галереи отправляемся в библиотеку. Здесь очень много книг, полистаем одну из них. Каким-то чудесным образом здесь оказалась повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Прочитайте отрывок из повести, выпишите устаревшие слова. Подберите к ним современные синонимы. (Задание выполняется письменно на листочках).
«… Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях».
П. Какие устаревшие слова вы выписали?
П. Не выписали слова шлафорка и рубище. Внимание на доску, посмотрите, как выглядят эти предметы.
Рубище Смиренная, но опрятная обитель
Старик в шлафорке Трапеза
4. Итоги урока (6 мин.)
Сегодня на уроке мы путешествовали по городу Архаизмов. Разные задачи нужно было нам решить. Ребята, зачем нужно знать об устаревших словах? Что это за слова, для чего они нужны?
П. Понравилась ли вам такая форма проведения урока? Если да, то чем?
5. Задание на дом(5 мин.)
Следующий пункт нашего путешествия – город Историзмов. Чтобы туда попасть, нужно подобрать ключ от этого города.
Карточка 2. (Задание выполняется дома на специальных карточках).
Найдите в тексте устаревшие слова и определите их стилистическую роль. Подберите к ним синонимы из современного русского языка. Ко всем ли словам получилось подобрать синонимы? Почему?
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
(А.С. Пушкин.«Песнь о Вещем Олеге»)
2 урок
Тема: «Экскурсия по городу Историзмов. Повторение»
Цели:
- Повторить и систематизировать полученные знания об историзмах (определение термина, нахождение в тексте, функции в тексте).
- Продолжить формирование культуроведческой компетенции учащихся.
- Повторить разряды устаревших слов, их отличия.
- Организационный момент (3 мин.)
Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем путешествие по стране Устаревших слов. Чтобы попасть в следующий город, нужно открыть ворота. Давайте воспользуемся ключом, который вы подготовили дома (проверка домашнего задания).
- Проверка домашнего задания(7 мин.). (Работа в форме фронтального опроса).
П. Давайте узнаем, какие устаревшие слова вы нашли в тексте. Ко всем ли словам смогли подобрать синонимы?
П. Посмотрите, как выглядят щиты, они могут быть не только круглыми.
П. Ребята, какое слово здесь лишнее?
Закрепление (20 мин.)
Вот мы и в городе. Но чтобы начать нашу экскурсию, нужно перейти реку, которая протекает через город. Если мы выполним задание, то перед нами появится мост. Итак, рассмотрим репродукцию В.М. Васнецова «Три богатыря».
П. Посмотрите, во что одеты богатыри, что у них в руках?
П. Давайте попробуем современными словами назвать все эти предметы, получится ли у нас?
Мы отправляемся в музей города Историзмов. На витринах музея много разных предметов, давайте определим, что это за предметы, для чего они используются. (На доске висят подписанные картинки).
Кафтан Треуголка Лапти
Ендова Веретено
Колчан Ботфорты Шлем
Теперь мы с вами отправимся на прогулку по городу Историзмов, но прежде необходимо выполнить задание. Для этого вам нужно разделиться на группы.
Найдите в тексте историзмы, определите их значения по словарю. За помощью обращайтесь к картинкам. (Задания выполняется в группах. Первые сделавшие поднимают руку, зачитывают свои ответы, после чего начинается проверка).
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
(А.С. Пушкин.«Песнь о Вещем Олеге»)
П. Есть ли в этом тексте, кроме уже названных, еще устаревшие слова?
П. Почему мы не выписали их?
Сейчас мы отправляемся на выставку. Здесь представлено много картин, изображающих национальную одежду, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, оружие и многое другое. Для помощи даны описания изображенного: женский головной убор, мягкий пояс, широкие брюки, головной убор замужней женщины, мужская рубаха с косым воротом, мужской головной убор с твердым козырьком, сельхозорудие для вспашки земли, сельхозорудие для жатвы, оружие на длинном деревянном древке с металлическим наконечником. Рассмотрим картины и назовем, что на них изображено. (Работа в форме фронтально опроса).
- Итоги урока
П. Скажите, ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке?
П. Как вы думаете, нужно ли нам изучать эти слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме:"Лексика", 5 класс
Мастер-класс по теме: «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»Цель мастер-класса – продемонстрировать с...
разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Лексика. Заимствованные слова"
Данный конспект урока поможет учителям, работающим по новым ФГОС, в основной школе....
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Спорт. Введение лексики" (НПО)
Методическая разработка урока «Спорт. Введение лексики» представляет один из разделов программы по немецкому языку для учащихся НПО по профессии 2...
Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"
Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся....
Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная."
Проследить историю проникновения иноязычной лексики в русский язык...
разработка урока по ФГОС - "лексика- ты и твой мобильный телефон". умк "сферы" англ.яз. 9 класс
раработка урока. Из прикрепленного фото вырезать материал для раздачи. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23708857","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...