Урок по теме "Словосочетание" (5 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Людмила Александровна

Разработка урока по теме "Словосочетание" по русскому языку в 5 классе.

Разработка включает конспект урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie.docx17.3 КБ
Файл slovosochetanie.pptx197.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Словосочетание"

5-й класс

  1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
  2. Сформировать умение выделять словосочетания из предложения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Методическое обоснование: следует уделить большое внимание разграничению слова и словосочетания. У обучающихся формируется умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы урока. (Слайд1)
  2. Проверка домашнего задания. (Синтаксис и пунктуация)
  3. Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация на основе предложенного стихотворения. (Слайд2)

 Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Читает книжку, 

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

-Вот что значит

Запятая!

  1. Учитель: А при чем же здесь запятая? (Слайд3)

-Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания?

- Какие мы знаем знаки препинания? Зачем они нужны на письме?

-Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются вместе?

  1. Работа по теме урока:
  • Учитель дает понятие словосочетания.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически ( слайд4). 

  • Учитель дает понятие главного и зависимого слова (главное слово обозначается «х»). Главное слово – это слово от которого задаем вопрос: море (какое?) синее; жить (где?) у моря; говорить (как?) громко.

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд5). 

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд6).

  • Учитель дает понятие лексической и грамматической связи слов в словосочетании.  Слова в словосочетании связываются с помощью окончаний, предлогов и только по смыслу (лексически) (слайд7). 

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд8).

В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд9). 

  • Учитель объясняет, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. Словосочетаниями не являются: грамматическая основа (шумел камыш), однородные члены предложения (красные и желтые) (слайд10). 

В рабочих тетрадях выполняется задание. 

В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд11,12).

  • Учитель дает понятие именного словосочетания и глагольного словосочетания. Именное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Глагольное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает глагол (слайд13). 

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд14). В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.

По окончанию на экран выводится верное решение (слайд15). 

Итог урока: Делаем основные выводы по теме сегодняшнего урока.

Так что же такое словосочетание?

Как связаны слова в словосочетании? 

Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями?

В конце урока учитель собирает рабочие тетради. По итогам проверки можно судить о степени усвоения данного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

– это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически Словосочетание Иванова Л.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 28 ВО Санкт-Петербург

Слайд 2

Интересно, а при чем тут запятая? Очень-очень Странный вид: Речка за окном Горит, Чей-то дом Хвостом виляет, Песик Из ружья стреляет, Мальчик Чуть не слопал Мышку, Кот в очках Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: -Вот что значит Запятая! ,

Слайд 3

Интересно, а при чем тут запятая? Очень-очень Странный вид: Речка за окном , Горит Чей-то дом , Хвостом виляет Песик , Из ружья стреляет Мальчик , Чуть не слопал Мышку Кот, в очках Читает книжку Старый дед , Влетел в окно Воробей, Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: -Вот что значит Запятая! ,

Слайд 4

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова Синее море Жить у моря Говорить громко Какое? Где? Как?

Слайд 5

Найдите главное слово Помогать другу Дивный сад Гулять по набережной Читать внимательно Познакомиться с книгой Зелень деревьев Веселый рассказ

Слайд 6

Найдите главное слово Помогать другу Дивный сад Гулять по набережной Читать внимательно Познакомиться с книгой Зелень деревьев Веселый рассказ

Слайд 7

Слова в словосочетании связаны с помощью – окончания: Син его моря - окончания и предлога: Увидел в книг е - только по смыслу: Читать громко

Слайд 8

Как связаны слова в словосочетании? Храброй дружиной Шумят весной Спуститься по лестнице Играют весело Красивая улица Говорить о празднике

Слайд 9

Как связаны слова в словосочетании? Храбр ой дружин ой (окончание) Шумят весн ой (окончание) Спуститься по лестниц е (окончание и предлог) Играют весело (только по смыслу) Красив ая улиц а (окончание) Говорить о праздник е (окончание и предлог)

Слайд 10

Словосочетаниями не являются: Грамматическая основа: Шумел камыш Однородные члены предложения: Красные и желтые

Слайд 11

Читал внимательно Мальчик читал Читал книгу Книгу и журнал Интересный журнал С книгой Найдите словосочетания

Слайд 12

Читал внимательно (словосочетание) Мальчик читал (грамматическая основа) Читал книгу (словосочетание) Книгу и журнал (однородные члены предложения) Интересный журнал (словосочетание) С книгой (предлог + слово) Найдите словосочетания

Слайд 13

Виды словосочетаний Именные Главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение Шелковый платок Глагольные Главное слово – глагол Бродить по лесу

Слайд 14

Определите вид словосочетания: Окрестности Ростова Громко свистнуть Читать книгу Пасть зверя Серьезное увлечение Жить у моря

Слайд 15

Окрестности Ростова (именное) Громко свистнуть (глагольное) Читать книгу (глагольное) Пасть зверя (именное) Серьезное увлечение (именное) Жить у моря (глагольное) Определите вид словосочетания:

Слайд 16

Что же мы узнали? Словосочетание состоит из 2-х и более слов Связаны слова по смыслу и грамматически От главного слова задается вопрос к зависимому Словосочетания бывают именными и глагольными

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....