Урок по теме "Словосочетание" (5 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока по теме "Словосочетание" по русскому языку в 5 классе.
Разработка включает конспект урока и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie.docx | 17.3 КБ |
slovosochetanie.pptx | 197.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Словосочетание"
- Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
- Сформировать умение выделять словосочетания из предложения.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Методическое обоснование: следует уделить большое внимание разграничению слова и словосочетания. У обучающихся формируется умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
Ход урока:
- Организационный момент. Объявление темы урока. (Слайд1)
- Проверка домашнего задания. (Синтаксис и пунктуация)
- Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация на основе предложенного стихотворения. (Слайд2)
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
-Вот что значит
Запятая!
- Учитель: А при чем же здесь запятая? (Слайд3)
-Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания?
- Какие мы знаем знаки препинания? Зачем они нужны на письме?
-Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются вместе?
- Работа по теме урока:
- Учитель дает понятие словосочетания.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически ( слайд4).
- Учитель дает понятие главного и зависимого слова (главное слово обозначается «х»). Главное слово – это слово от которого задаем вопрос: море (какое?) синее; жить (где?) у моря; говорить (как?) громко.
В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд5).
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд6).
- Учитель дает понятие лексической и грамматической связи слов в словосочетании. Слова в словосочетании связываются с помощью окончаний, предлогов и только по смыслу (лексически) (слайд7).
В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд8).
В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд9).
- Учитель объясняет, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. Словосочетаниями не являются: грамматическая основа (шумел камыш), однородные члены предложения (красные и желтые) (слайд10).
В рабочих тетрадях выполняется задание.
В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд11,12).
- Учитель дает понятие именного словосочетания и глагольного словосочетания. Именное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Глагольное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает глагол (слайд13).
В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд14). В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд15).
Итог урока: Делаем основные выводы по теме сегодняшнего урока.
Так что же такое словосочетание?
Как связаны слова в словосочетании?
Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями?
В конце урока учитель собирает рабочие тетради. По итогам проверки можно судить о степени усвоения данного материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интересно, а при чем тут запятая? Очень-очень Странный вид: Речка за окном Горит, Чей-то дом Хвостом виляет, Песик Из ружья стреляет, Мальчик Чуть не слопал Мышку, Кот в очках Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: -Вот что значит Запятая! ,
Интересно, а при чем тут запятая? Очень-очень Странный вид: Речка за окном , Горит Чей-то дом , Хвостом виляет Песик , Из ружья стреляет Мальчик , Чуть не слопал Мышку Кот, в очках Читает книжку Старый дед , Влетел в окно Воробей, Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: -Вот что значит Запятая! ,
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова Синее море Жить у моря Говорить громко Какое? Где? Как?
Найдите главное слово Помогать другу Дивный сад Гулять по набережной Читать внимательно Познакомиться с книгой Зелень деревьев Веселый рассказ
Найдите главное слово Помогать другу Дивный сад Гулять по набережной Читать внимательно Познакомиться с книгой Зелень деревьев Веселый рассказ
Слова в словосочетании связаны с помощью – окончания: Син его моря - окончания и предлога: Увидел в книг е - только по смыслу: Читать громко
Как связаны слова в словосочетании? Храброй дружиной Шумят весной Спуститься по лестнице Играют весело Красивая улица Говорить о празднике
Как связаны слова в словосочетании? Храбр ой дружин ой (окончание) Шумят весн ой (окончание) Спуститься по лестниц е (окончание и предлог) Играют весело (только по смыслу) Красив ая улиц а (окончание) Говорить о праздник е (окончание и предлог)
Словосочетаниями не являются: Грамматическая основа: Шумел камыш Однородные члены предложения: Красные и желтые
Читал внимательно Мальчик читал Читал книгу Книгу и журнал Интересный журнал С книгой Найдите словосочетания
Читал внимательно (словосочетание) Мальчик читал (грамматическая основа) Читал книгу (словосочетание) Книгу и журнал (однородные члены предложения) Интересный журнал (словосочетание) С книгой (предлог + слово) Найдите словосочетания
Виды словосочетаний Именные Главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение Шелковый платок Глагольные Главное слово – глагол Бродить по лесу
Определите вид словосочетания: Окрестности Ростова Громко свистнуть Читать книгу Пасть зверя Серьезное увлечение Жить у моря
Окрестности Ростова (именное) Громко свистнуть (глагольное) Читать книгу (глагольное) Пасть зверя (именное) Серьезное увлечение (именное) Жить у моря (глагольное) Определите вид словосочетания:
Что же мы узнали? Словосочетание состоит из 2-х и более слов Связаны слова по смыслу и грамматически От главного слова задается вопрос к зависимому Словосочетания бывают именными и глагольными
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....