Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Ухванова Галина Валериевна

В настоящее время здоровье подрастающего поколения является одной из проблем современного общества. Выпустить здорового ребенка из школы - важная задача всех образовательных организаций.  Поскольку обучающиеся проводят большую часть своего времени в школе, необходимо, чтобы содержание уроков, формы организации учебной и внеучебной деятельности являлись бы источником информации о здоровье и здоровом образе жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.В.Ухванова, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г. Казани

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

        В настоящее время здоровье подрастающего поколения является одной из проблем современного общества. Выпустить здорового ребенка из школы - важная задача всех образовательных организаций.  Поскольку обучающиеся проводят большую часть своего времени в школе, необходимо, чтобы содержание уроков, формы организации учебной и внеучебной деятельности являлись бы источником информации о здоровье и здоровом образе жизни.

        Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре. Для этой цели можно использовать такой вид наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических упражнений, как диктанты. Различаются слуховые, зрительные, свободные, творческие, выборочные, комбинированные, объяснительные, предупредительные и другие виды диктантов. Письмо диктантов может сопровождаться различными дополнительными грамматическими и орфографическими заданиями. Здесь важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, виды диктантов по темам: «Грипп, его виды, профилактика», «Сохранение зрения», «О пользе сна», «Болезни грязных рук», «Правила личной гигиены», «Полезные привычки», «Правильное питание», «Как предупредить болезни», «Вредные привычки» и так далее.

        Во избежание усталости обучающихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение  небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

         Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения «Страницы здоровья». Ученики могут вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

  • «Пешком ходить - долго жить»;
  • «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;
  • «Крепок телом - богат и делом»;
  • «Воздух, солнце и вода - помогают нам всегда»;
  • «Холода не бойся, сам по пояс мойся».

Также школьникам предлагается выполнить задания:

1. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

2. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным. 

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

3. Творческий словарный диктант.

1) Вид спортивной гимнастики   (аэробика)

2) Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)

3) Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).

4) Правила времяпровождения  (распорядок дня)

                Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику: в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро», в 7 классе - сочинение-интервью по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа».

    Необходимо педагогу вводить в учебный процесс комплекс развивающих технологий.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку, на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

        Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.

        Чтобы не было перегрузки обучающихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по рабочей программе.

        На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

    Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки.

        И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса обучающихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.. 1988. - С. 50.
  2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
  3. Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста. - М.. 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...