Лексические нормы. Задание 5.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Материал для подготовки к заданию 5. Материал содержит теоретические сведения и практические задания для подготовки по теме: "Лексические нормы" (паронимы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie5.pptx | 108.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иногда одному многозначному слову либо нескольким омонимам в одном языке соответствуют несколько разных паронимов в другом: рус. концерт (и мероприятие, и произведение) — англ. concert (только мероприятие), concerto (только произведение); рус. фокус (и очаг, и трюк) — нем. Fokus (только очаг), Hokuspokus (только трюк).
Некоторые паронимы широко распространяются в языке и находят отражение в словарях. Например, глагол « будировать » (от фр. bouder ), означающий «дуться», «сердиться», «быть настроенным против чего-либо», очень часто употребляется вместо сходного глагола «будоражить», и это значение занесено в словари. Прилагательное « эфемерный » (от греч. ἐφήμερος — однодневный), означающий «недолговечный», нередко употребляется вместо слова «эфирный» в смысле «бесплотный, мнимый, невесомый», и это значение также занесено в словари.
Корневые паронимы имеют разные корни, внешнее сходство которых является чисто случайным: рус . экскаватор — эскалатор ; англ. live — leave ; нем. fordern — fördern . Общей мотивацией и общей семантической связью такие паронимы не объединены.
Этимологические паронимы [ править | править вики-текст ] Этимологические паронимы — это одно и то же слово, заимствованное языком разными путями несколько раз (через посредничество разных языков) и в разных значениях: рус. проект (усвоено непосредственно из латинского ) — прожект (усвоено через посредничество французского языка ); англ. concert (из французского) — concerto (из итальянского ). Заимствования из близкородственных языков ( русский — польский — церковнославянский ) либо из языков-предков ( французский — латинский , хинди — санскрит ) могут вызвать этимологическую паронимию , если заимствованное слово похоже на уже имеющееся исконное слово в данном языке: рус. порох (исконно русское слово с восточнославянским полногласием ) — прах (церковнославянское слово, южнославянское по происхождению). https://ru.wikipedia.org
Исправьте ошибки в употреблении паронимов 1. Адресат предъявил претензию к почтовому отделению связи с неполучением важного письма. 2. Наш великий, русский язык живет и развивается. 3. Княжну выдавала великая поступь. 4. Зафиксированы единичные случаи бешенства собак на территории города
Исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1. Сергеев был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон. 2. Эти люди с деловым видом рассуждали о выборах совета директоров. 3. Деловой стиль одежды характеризуется строгостью. 4. Сотрудники обратились за помощью к депутату, человеку дипломатическому
Исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1. Дипломатический корпус приветствовал решение министерства. 2. Командированный сотрудник в соседнюю страну встретился с министром. 3. Профессор получил командированное удостоверение. 4 Адресат, то есть в данном случае отправитель ценной бандероли, так и не указал свой почтовый индекс.
1.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1.В случае же атаки на центр мы выставляем на этом возвышении ЦЕНТРАЛЬНУЮ батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг. 2.В ИГРАЛЬНЫХ залах, вокруг зеленых столов, теснились те же всем знакомые фигуры. 3.Во вторую половину ночи ветер стал немного стихать, но дождь пошел с УДВОЕННОЙ силой. 4.Много горя перенесли. Мы ПЕРЕТЕРПЕЛИ голод и холод.
2.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1Большинство маленьких кинотеатров не могли ОПЛАТИТЬ коммунальные расходы и налоги за месяц. 2Собравшиесяв теплой атмосфере обсудили творческий путь и лучшие работы мастеров, подчеркнув при этом их ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ талант. 3Происшествие, мною рассказанное, — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ факт, случившийся неподалеку от моей деревни. 4.В тюрьме был еще один фаворит — рыжий и толстый котенок, маленькое, избалованное всеми, ИГРИВОЕ животное.
3.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1.В форме ПРОИЗВОДСТВЕННОГО в капиталистическом обществе выступает всякий труд, непосредственно обмененный на капитал и доставляющий прибыль. 2.По блестящей от влаги тужурке Риты скатывались СТЕКЛЯННЫМИ крупинками дождевые капли. 3.За одну ночь он СОСТАРИЛСЯ на несколько лет. 4.Поражения ЦАРСКИХ войск вскрывали перед самыми широкими массами народа гнилость царизма.
4.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1.Москва того времени была центром, к которому тяготело все неслужащее ПОМЕСТНОЕ русское дворянство. 2.Различают несколько видов повторных и СРАВНИТЕЛЬНЫХисследований . 3.ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон и простота создают гармоничность в его общении с читателями. 4.Теперь он намеревался ПРЕДОСТАВИТЬ с невыгодной стороны распоряжениеВоронцова о Хаджи-Мурате.
5.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1.Подход к решению данной проблемы, к сожалению, УСТАРЕЛ . 2.При НАПОМИНАНИИ о дочери прибаутки и улыбки исчезали у сапожника. 3.Его ПРОСТУПКИ были чисты и благородны. 4.СТАРЫЙ, больной человек поднимается по лестнице на пятый этаж.
6.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1.Родители долго спорили о том, как создать КОМФОРТАБЕЛЬНЫЕ условия для малыша. 2.ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ иммунитет - особые права, преимущества, предоставляемые иностранным дипломатам на территории тех государств, в которых они находятся для выполнения своей миссии. 3.Успех этого дела весьма ПРОБЛЕМАТИЧЕН. 4.В поле не найдешь ПРАЗДНОГО клочка земли.
7.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ? 1.Учеником он был толковым, ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМ. 2.Многие русские историки абсолютно справедливо считают Ивана III ЗАЧИНАТЕЛЕМ строительства российского государства 3.Овраг, наполнившийся ДОЖДЛИВЫМИ водами, превосходил в своей свирепости самый Терек. 4.Избегай НЕВЕЖДЫ, считающего себя ученым.
Ответы: 1-2 2-2 3-1 4-4 5-3 6-1 7-3
МБОУ «Приуральская СОШ» Оренбургская область Выполнила: учитель русского языка и литературы Гусева В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...
Тренировочные упражнения по теме " Лексические нормы" (задание 5 ЕГЭ 2015)
Данные упражнения помогут ученикам запомнить смысловые оттенки слов-паронимов, позволят закрепить умение употреблять слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочет...
Презентация "Задание 20 ЕГЭ по русскому языку (ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ)"
Презентация содержит задания на отработку 20-го задания ЕГЭ по русскому языку.Задание 20 в экзаменационных материалах 2018 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместн...
Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)
Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....
Лексические нормы. Проверочная работа(задание 6 ЕГЭ)
Лексические нормы - задание 6 ЕГЭ. Проверочная работа. Можно использовать в 10 и в 11 классах....
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....
Готовимся к ЕГЭ. Задание 6. Лексические нормы
Презентация дает теорию по заданию 6 ЕГЭ, а также тренировочные упражнения....