Урок русского языка "Описание состояния человека"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Классичсекий урок-объяснение нового материала по теме:"Описание состояния человека". Урок интеремен дидактическим материалом - пожтическим текстом, вокруг которого и строится проблемная ситуация по поиску новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_s_prezentatsiey.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(Развитие речи, 7 класс, программа М. М. Разумовской; изучение нового материала)
Тема: «Описание состояния человека»
Цели:
- Познакомиться с новой разновидностью описания – описание состояния человека.
- Обобщение знаний, полученные при изучении типов речи – описание.
- Формирование умений выделять типовые фрагменты со значением состояния лица.
- Совершенствование навыков исследовательской работы с текстом, умения анализировать фрагменты текста, содержащие состояние героев.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Приветствие.
2. Введение в тему (по учебнику под ред. В. Бабайцева упражнение № 475, стр. 120 – текст проецируется).
– Посмотрите на экран. Здесь вы видите стихотворение С. Острового «Взаимность». Определите тему и главную мысль этого стихотворения. Подумайте, почему оно так называется? (тема – связь человека с миром природы; главная мысль – человек является частью природы, поэтому он должен относиться к ней с состраданием и пониманием; человек, все животные и птицы одинаково дороги матери-природе, они все взаимосвязаны, поэтому забота друг о друге должна быть взаимной).
Взаимность.
Если из гнезда упала птица –
Мне не спиться.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
Я ведь тоже ими – как ни мерьте –
Защищен от смерти.
– Вчитайтесь в строки данного стихотворения. Что хотел сказать Сергей Островой? Обратите внимание на расположение строк. (чувства человека, его душевное состояние поэт выделяет отдельной строкой).
– Можете ли вы предположить, какова тема сегодняшнего разговора? (описание состояния человека).
2. Тренировочные упражнения.
– Назовите, какие разновидности описаний вы знаете? (описание состояния среды, описание места, описание предмета).
– Очень важно правильно строить текст. Для этого необходимо владеть умением составлять типовые схемы, по которым строятся те или иные типы речи. Какой вид описания строится по такой схеме (схемы проецируются на экран):
- - “Данное” (Кто? Что?) – предмет – “Новое” (Какой?) – признак (Описание предмета).
- - “Данное” (Где?) – место – “Новое” (Что?) – предмет (Описание места).
3. Актуализация знаний.
Упражнение № 489. Вдумайтесь в содержание текста. Найдите указания на то, что предшествовало описанию, чем вызвано это состояние.
Я кивнул головой. Не знаю отчего, но эти планы на весну меня почему-то совсем не радовали. Мне было грустно, и все казалось, что сам Петр Иванович не очень верит в то, что все это сбудется… Поэтому я от всей души обрадовался, когда хлопнула входная дверь и в комнату вошла мама. (Г. Скребницкий.)
– По аналогии со схемами описания предмета, места составьте схему описания состояния человека. (за удачно выполненную схему отметка “5”).
“Данное” (Кто? Что?) – лицо – “Новое” (Каково состояние?) – состояние лица
– Прочитайте материал учебника, упражнение 485. Мы убедились, что совершенно верно построили схему этого типа речи. А как вы думаете, чем может быть выражено данное и в подобных текстах? (лицо – существительные, местоимения). Вы затрудняетесь с ответом на вопрос, чем может быть выражено новое, т. е. состояние лица. Тогда давайте обратимся к материалу учебника. (Упражнение 486: анализ материала таблицы. Записать по одному своему примеру к каждому способу выражения состояния лица).
– Итак, состояние лица может быть выражено глаголом, часто в безличной форме, причастием, прилагательным в кратких формах, существительным, целыми фразеологическими оборотами и словами категории состояния. Что это за слова? (они похожи на наречия и пишутся также, но в предложении являются сказуемыми и не относятся к глаголу).
– Сейчас мы потренируемся в составлении предложений с описанием состояния человека. Ваша задача, составить предложения, подобрав синонимичные конструкции к данным выражениям. Старайтесь использовать как можно более разнообразные конструкции.
Она грустит. Им весело. Я не здоров. У нее тоска. Я простужен.
4. Словарная работа (объяснительный диктант).
– А теперь небольшая орфографическая работа, которая позволит повторить правописание наречий. Но вам надо будет не только правильно написать и прокомментировать орфограммы, а еще и определить, является ли данное слово наречием или категорией состояния. Записываем текст под диктовку:
Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. «Мне жарко!» – заныл маленький Никита. Саша оглянулся на него, молча вздохнул, но не остановился. Малыш видимо смирился, что никто его не слушает, и, посапывая, продолжил путь. Все трое братьев, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
(объясняем орфограммы, пунктограммы, условия выбора; доказываем, что все подчеркнутые слова, кроме жарко являются наречиями; текст проецируется на экране, ребята сверяются и исправляют ошибки, которые не были исправлены в ходе проверки).
– Найдите в тексте описание состояния лица. Чем выражено данное и новое?
–Обратимся к упражнению № 487 (по заданию). (задача – научиться членить предложения на данное и новое).
– Подведем итоги. Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, скажите, насколько важно уметь определять состояние человека и насколько важно уметь рассказывать об этом (Очень важно, так как это помогает в общении людей, в понимании их).
Где чаще мы можем встретиться с описание состояния человека:
- художественный текст;
- в разговоре;
- в личном дневнике.
5. Домашнее задание:
– Дома вы будете сами составлять описание состояния человека с учетом всего того, на что обращали внимание на уроке. Упражнение 491 (продолжить текст, введя описание состояние человека).
Использование презентации на уроке позволило существенно облегчить проверку объяснительного диктанта. Кроме того через презентацию ребята познакомились со стихотворением С. Острового. Обеспечить всех раздаточным материалом не получилось по техническим причинам, поэтому наличие в кабинете проектора буквально спасло ситуацию. К тому же работа с проектором привлекает внимание детей, т. к. они не часто с ним сталкиваются на уроках русского языка, это способствует более активной, сознательной работе класса.
В целом, урок был достаточно удачным, задачи были выполнены, цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....
Психологическое состояние человека и причины самоубийств
Н. Карамзин справедливо назвал самоубийство «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». И, на мой взгляд, к детским и подростковым суицидам эту фразу можно отнести вдвойне и втройне. Все сущест...
Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)
Представленный урок является первым из четырёх в теме «Слова категории состояния как части речи». Разработан на основе учебника русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской с использов...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)
Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу...
Презентация урока ОБЖ "Психологическое состояние человека и причины самоубийств"
Презентация для учащихся 11 классов по предмету Основы безопасности жизнедеятельности "Психологическое состояние человека и причины самоубийств"Цитата урока. "Мы не можем вырвать ни одной страни...
Открытый урок "Свет как электромагнитная волна. Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека"
Урок - исследование...
практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра
1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...