Фрагмент урока внеклассного чтения
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
Фрагмент урокавнеклассного чтения в 8 классе. Сонет серебряного века (IV этап).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_vneklassnogo_chteniya.doc | 31 КБ |
fragment_uroka_vneklassnogo_chteniya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урокавнеклассного чтения в 8 классе. Сонет серебряного века (IV этап).
- В.Я. Брюсов.
Сонет о поэте
Как силы светлого и грозного огня,
Как пламя, бьющее в холодный небосвод,
И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,
Зачатие и смерть в самом себе храня.
Хотя б никто не знал, не слышал про меня.
Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,
Что голосом мечты меня зовет вперед,
То властно над душой моей, весь мир мне заслоня.
О бездна! Я тобой отгорожен от всех!
Живу среди людей, но непонятно им,
Как мало я делю их горести и смех,
Как горько чувствую себя средь них чужим
И как могу, за мглой моих безмолвных дней,
Видений целый мир таить в душе своей.
«Сонет о поэте» Валерия Брюсова продолжает традиционную тему русской литературы о назначении поэта и поэзии, перекликается с пушкинским сонетом «Поэту». Брюсов, продолжая пушкинские размышления о назначении поэта и поэзии, прибегает к иным художественным средствам и символам, выражающим мысль о величии поэта и его творчества.
Первый катрен - это сравнение духа поэта с силой огня, пламени бьющегося в небосвод. Пушкинское утверждение: «Ты сам свой высший суд» Брюсов продолжает, прибегая к антитезе, доминирующей в этом сонете: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, // Я знаю, я поэт».
Антитеза рождает противоречивые образы: «жизни и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех», «мгла» и «видения».
Пушкин создал сонет-утверждение: «Поэт! (…) Ты царь: живи один».
Брюсов написал сонет-размышление: «Живу среди людей, но непонятно им, // Как мало я делю их горести и смех, // Как горько чувствую себя средь них чужим».
Пушкин выражает чувство гордости за высокое назначение поэта - Брюсов мучительно размышляет о назначении поэта.
Сонет Брюсова написан в традиционной форме: два катрена, два терцета. Так как это сонет-размышление, то следуют риторические вопросы: «Что голосом мечты меня зовет вперед»? Восклицания: «О бездна!»; «Я знаю, я поэт!»
В первом катрене много эпитетов: светлый, грозный, холодный. Во втором катрене преобладают глаголы: поет, живет, зовет. Все они в настоящем времени, несут жизнеутверждающие эмоции. И вдруг сомнение, выраженное в антитезисе: «но что во мне поет». Вывод дан в первом терцете: «О бездна!».
Образ бездны символичен: бездна - пропасть, пучина; бездна - постижение истины; мучительный труд творца; бездна - особая судьба поэта.
В стихотворении почти нет метафор, кроме одной: «Мгла дней безмолвных».
Наличие слов высокого стиля подчеркивает значительность, важность логических размышлений. Эти слова: «бездна», «отторжен», «видений», - свидетельство нерасторжимой связи поэтических традиций «века Золотого» и «века Серебрянного».
- К.Д. Бальмонт.
Самым плодотворным среди символистов был Константин Бальмонт. Творческий путь его начался в конце XIX века с появлением сборников «Под северным небом» и «В безбрежности», в которые вошли сонеты. Книга 1917 года «Сонеты солнца, меда и луны» состоит из более двухсот сонетов. По тематике сонеты Бальмонта разнообразны: описание земных просторов и далей Вселенной, экзотических картин животного и растительного мира, историко-географических событий, искусства и культуры Запада и Востока; любовь и философические размышления о проблемах жизни и смерти. Особое место занимают сонеты, посвященные творцам и творчеству.
Хвала сонету
Люблю тебя, законченность сонета,
С надменною твоею красотой,
Как правильную четкость силуэта
Красавицы изысканно-простой,
Чей стан воздушный с грудью молодой
Хранит сиянье матового света.
В волне волос недвижно-золотой,
Чьей пышностью она полуодета.
Да, истинный сонет таков, как ты,
Пластическая радость красоты,-
Но иногда он мстит своим напевом.
И не однажды в сердце поражал
Сонет, несущий смерть, горящий гневом,
Холодный, острый, меткий, как кинжал.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урокавнеклассного чтения в 8 классе. Сонет серебряного века (IV этап).
- В.Я. Брюсов.
Сонет о поэте
Как силы светлого и грозного огня,
Как пламя, бьющее в холодный небосвод,
И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет,
Зачатие и смерть в самом себе храня.
Хотя б никто не знал, не слышал про меня.
Я знаю, я поэт! Но что во мне поет,
Что голосом мечты меня зовет вперед,
То властно над душой моей, весь мир мне заслоня.
О бездна! Я тобой отгорожен от всех!
Живу среди людей, но непонятно им,
Как мало я делю их горести и смех,
Как горько чувствую себя средь них чужим
И как могу, за мглой моих безмолвных дней,
Видений целый мир таить в душе своей.
«Сонет о поэте» Валерия Брюсова продолжает традиционную тему русской литературы о назначении поэта и поэзии, перекликается с пушкинским сонетом «Поэту». Брюсов, продолжая пушкинские размышления о назначении поэта и поэзии, прибегает к иным художественным средствам и символам, выражающим мысль о величии поэта и его творчества.
Первый катрен - это сравнение духа поэта с силой огня, пламени бьющегося в небосвод. Пушкинское утверждение: «Ты сам свой высший суд» Брюсов продолжает, прибегая к антитезе, доминирующей в этом сонете: «Хотя б никто не знал, не слышал про меня, // Я знаю, я поэт».
Антитеза рождает противоречивые образы: «жизни и гибель», «зачатие и смерть», «горести и смех», «мгла» и «видения».
Пушкин создал сонет-утверждение: «Поэт! (…) Ты царь: живи один».
Брюсов написал сонет-размышление: «Живу среди людей, но непонятно им, // Как мало я делю их горести и смех, // Как горько чувствую себя средь них чужим».
Пушкин выражает чувство гордости за высокое назначение поэта - Брюсов мучительно размышляет о назначении поэта.
Сонет Брюсова написан в традиционной форме: два катрена, два терцета. Так как это сонет-размышление, то следуют риторические вопросы: «Что голосом мечты меня зовет вперед»? Восклицания: «О бездна!»; «Я знаю, я поэт!»
В первом катрене много эпитетов: светлый, грозный, холодный. Во втором катрене преобладают глаголы: поет, живет, зовет. Все они в настоящем времени, несут жизнеутверждающие эмоции. И вдруг сомнение, выраженное в антитезисе: «но что во мне поет». Вывод дан в первом терцете: «О бездна!».
Образ бездны символичен: бездна - пропасть, пучина; бездна - постижение истины; мучительный труд творца; бездна - особая судьба поэта.
В стихотворении почти нет метафор, кроме одной: «Мгла дней безмолвных».
Наличие слов высокого стиля подчеркивает значительность, важность логических размышлений. Эти слова: «бездна», «отторжен», «видений», - свидетельство нерасторжимой связи поэтических традиций «века Золотого» и «века Серебрянного».
- К.Д. Бальмонт.
Самым плодотворным среди символистов был Константин Бальмонт. Творческий путь его начался в конце XIX века с появлением сборников «Под северным небом» и «В безбрежности», в которые вошли сонеты. Книга 1917 года «Сонеты солнца, меда и луны» состоит из более двухсот сонетов. По тематике сонеты Бальмонта разнообразны: описание земных просторов и далей Вселенной, экзотических картин животного и растительного мира, историко-географических событий, искусства и культуры Запада и Востока; любовь и философические размышления о проблемах жизни и смерти. Особое место занимают сонеты, посвященные творцам и творчеству.
Хвала сонету
Люблю тебя, законченность сонета,
С надменною твоею красотой,
Как правильную четкость силуэта
Красавицы изысканно-простой,
Чей стан воздушный с грудью молодой
Хранит сиянье матового света.
В волне волос недвижно-золотой,
Чьей пышностью она полуодета.
Да, истинный сонет таков, как ты,
Пластическая радость красоты,-
Но иногда он мстит своим напевом.
И не однажды в сердце поражал
Сонет, несущий смерть, горящий гневом,
Холодный, острый, меткий, как кинжал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей.
в данных презентациях даны сведения для ознакомления детей с творчеством и биографией писателей. можно использовать в начальной школе....
фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей. часть 2
фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей....
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Утверждение законов добра" (по фрагменту повести Закруткина В."Матерь человеческая")
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как о...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Выступление на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Фрагмент урока внеклассного чтения в 10 классе по теме: И.С. Тургенев « Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе.
Доказать, что произведение «Как хороши, как свежи были розы» - стихотворение в прозе (считается стихотворением)...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец»
Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец» поможет обучающимся углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и ...