Здоровьесбережение на уроках русского языка
материал по русскому языку на тему

Ноженко Кристина Видмантовна

Выступление на педсовете на тему "Здоровьесбережение на уроках русского языка" (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_na_urokakh_rya_i_l.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Учитель обязан помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Мной выбран демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Учитель должен учитывать возрастные психологические особенности своих учеников, продумывать число видов учебной деятельности на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. В своей практике широко применяю игровую технологию. Применение этих технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Для организации благоприятного климата на уроках для более эффективного достижения общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я учитываю физиологические и психологические особенности детей и нахожу такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Пути сохранения здоровья учеников в рамках урока:

► Комфортное начало и окончание урока.

► Необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения.

► Объяснение нового материала должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностноориентированного обучения.

► Включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя.

► Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Провожу различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке, предотвратить усталость. При планировании урока включаю зарядки-релаксации*, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения.

Релаксация

Релаксация – это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель её – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Одной из важнейших форм релаксации является игра. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Игра «Здравствуй»

– Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

– Посмотрика ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).

– Здесь есть ты (кладут правую руку на плечо соседа),

– Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь),

– Будем вместе (каждый обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)

– Жить (каждый участник хлопает в ладоши)

– Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).

Игра-пантомима

а) При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученики у доски, выполняют это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита;

б) При изучении темы «Описание животного» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами;

в) При изучении темы «Глагол как часть речи» изобразить действия, которые выполняются обычно утром, вечером и т.д.

г) Ролевая игра-пантомима. Озвучиваю ситуацию: в магазине ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея русским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Новизна и не традиционность учебного материала

Ожидание необычного, особая заинтересованность, также служат целям релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызывать знакомство с новыми персонажами, журналами, рассказ о каком-либо городе, стране и т.д.

При знакомстве с учебным материалом учитель учит школьников воспринимать речь на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Он апеллирует к произвольному вниманию учащихся. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости напряжения и начинающийся словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное или раскрою секрет», – не носит учебного характера, а строится на понятном для учеников языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Такое сообщение длится на 2-3 минуты.

Шутливые истории на уроке

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю учебный материал забавно, используя смешные игрушки, картинки, связываю это с темой урок

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

А – начало алфавита

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко. (Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала, (Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо...

Получается на славу.

Мо-лод-цы!

Влево  вправо, влево  вправо...

Мо-лод-цы! (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это – «эс», а это – «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды»  – «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)

Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Мягкий знак

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного – рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

– Кто догадался из какой пословицы три последних слова?

Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают.

Маленький  маленькая; маленький  малыш; маленький  мальчик; мальчик  мальчику; варенье  вареньем; варенье  сварил; повар  варит; повар  повара.

Приставка

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Родственные слова

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес - лесник, река - ручей, стена - потолок, кот - котик, сад - садовый, дом - домашний, дом - дым, поле - полюшко, гриб - грибной, обед - стол.

Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Суффикс

На доске написаны слова:

Гора - горка, лес - лесок, поле - полюшко, сом - сомище, внук - внучек, город - городок, мяч - мячик, слово - словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

– Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

Словарные слова

После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

– Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по здоровьесбережению к урокам русского языка

Дидактический материал содержит тексты и задания к разным темам курса русского языка в 5-9 классах....

Доклад "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы"

Данный материал включает в себя теоретические сведения об использовании здоровьесберегающей технологии на уроках русского языка и литературы....

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Данная презентация поможет учителю-предметнику четко выделить в своей работе здоровьесберегающие технологии. Окажет практическую помощь педагогам, готовящимся к аттестации или к открытому мероприятию....

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Презентация "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы". Идеи. Приёмы....

Здоровьесбережение на уроках русского языка

Доклад на МО учителей гуманитарного цикла...

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы.

Ученик много времени проводит в школе, и если в школе созданы хорошие условия для  учёбы, то и со здоровье учащихся будет меньше проблем. Успешно овладеть сложной учебной программой под силу толь...