Презентация к уроку русского языка. Словосочетание.
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему

Яркова Вера Ивановна

В данной презентации помещён материал по теме Словосочетание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_slovosochetanie.pptx163.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока 1 Словосочетание В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перёд определяемым словом. Правильный вариант: Я пил (приготовленный барменом) кофе 5 . Трудные случая управления. Трудных случаев управления в русском языке большое количество. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр . и доп. М,: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы остановиться на тех примерах, которые нам кажутся важными, так как именно в них чаще всего допускаются ошибки. Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога… « Употребление предлога по. В значении «после чего-либо» предлог по уп­авляет П.Л., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по приезд( в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п ). По прибытии домой (= после прибытия домой , он чувствовал себя плохо. * Употребление предлога благодаря. Предлог благодаря управляет д.п. Он многого достиг в жизни (благодаря чему? благодаря этому влиянию. Употребление предлога согласно. Предлог согласно также управляет Д.п. Предоставьте, Сергеевой отпуск (согласно чему?, согласно личному заявлению.

Слайд 2

Сегодня на уроке вспомним все, что знаем о словосочетании; научимся различать словосочетания по их строению и способу подчинительной связи; закрепим навык правильного употребления словосочетаний, связанных по способу примыкания, управления и согласования ( культура речи ); выполним тест и определим уровень усвоения материала. 2

Слайд 3

I .Проверка домашнего задания 3 Практическое задание. Запишите словосочетания и объясните пропущенные орфограммы. Об…ять необъятное под…ехать незаметно об… ективная оценка ш …ешь платье аккуратно отреж … выйти замуж … трех…этажный дом новый ад… ютант хорошо поёш … воздух свеж … быстро достич … проехать раз… езд опытный врач … ребенок пригож … пуститься вскач … в течение встреч … .

Слайд 4

4 Что такое синтаксис? Синтаксис (от греч. syntaxis − составление, строй) − это раздел грамматики, изучающий строй связной речи, способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы синтаксических единиц, условия их функционирования и употребления. Основные единицы синтаксиса: словосочетание предложение (простое и сложное) , текст.

Слайд 5

Найдите среди записанных вами словосочетаний именные, глагольные и наречные (если они есть) Объять необъятное подъехать незаметно объективная оценка шьешь платье аккуратно отрежь выйти замуж трехэтажный дом новый адъютант вокруг дач* хорошо поешь воздух свеж* быстро достичь проехать разъезд опытный врач ребенок пригож* пуститься вскачь в течение встреч* 5

Слайд 6

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ глагольные, именные и наречные Объять необъятное шьешь платье проехать разъезд хорошо поёшь выйти замуж пуститься вскачь подъехать незаметно аккуратно отрежь быстро достичь _________________ - А к какой группе нужно отнести сочетания слов, не выписанные вами помеченные *) объективная оценка трехэтажный дом новый адъютант опытный врач * Это не СЛС 6

Слайд 7

* Не являются словосочетаниями: Сочетание самостоятельного слова со служебным вокруг дач перед грозой в течение встреч Подлежащее и сказуемое Наступила ночь. Ландыш пахуч. Воздух свеж Однородные члены предложения пели и смеялись, вода и воздух, вчера или сегодня Сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака , бить баклуши играть первую скрипку хоть кол на голове теши А еще географические названия и слова- термины : Черное море железная дорога, прямое дополнение . 7

Слайд 8

Выборочный диктант Выписать только словосочетания Возле леса хвойный лес лес шумит лес да поле в течение часа настольные часы часы приема часы остановились засушливое лето от засухи и зноя вследствие засухи следствие закончено виртуозно играть черная смородина во время игры сломя голову 8

Слайд 9

Проверьте себя Не словосочетания хвойный лес засушливое лето виртуозно играть настольные часы часы приема словосочетания возле леса от засухи и зноя вследствие засухи следствие закончено Лес шумит. лес да поле в течение часа черная смородина во время игры сломя голову Часы остановились. 9

Слайд 10

Типы подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ – подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. УПРАВЛЕНИЕ – подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. ПРИМЫКАНИЕ - подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова : наречия, деепричастия, инфинитив. хвойный лес засушливое лето настольные час ы часы приема шьешь платье виртуозно играть желание учиться говорил стоя 10

Слайд 11

Запомнить Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием ЕГО КНИГА – ПРИМ. ЕЕ ТЕТРАДИ – ПРИМ. ИХ УЧЕБНИКИ – ПРИМ. Их следует отличать от личных местоимений , которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением : ВИЖУ ЕГО, ОКЛИКНУЛ ЕЕ, ВСТРЕТИЛ ИХ 11

Слайд 12

Можно ли точно определить способ связи в СЛС, в котором имеется ПРЕДЛОГ? 2. Одинаков ли способ связи слов в словосочетании МОЯ ДОЧЬ, ЕГО ДОЧЬ ? Да, можно. Это только УПРАВЛЕНИЕ : учусь в лицее Нет! Моя дочь, моей дочери, … - это согласование ! Его дочь, его дочери, … - это примыкание ( зависимое слово не изменяется при изменении главного) 12

Слайд 13

Надо подумать Присутствие Решение Прогулка Образуйте с каждым из данных слов словосочетания со всеми видами подчинительной связи Присутствие на уроке Ежедневное присутствие Их присутствие Правильное решение Решение вопроса Его решение Вечерняя прогулка Прогулка по лесу Ее прогулка 13

Слайд 14

Укажите вид подчинительной связи Вернуться из поездки приехал ночью глубокий отсвет шел не оглядываясь серьезный ученик возвращение домой бассейн для плавания* сидеть на веранде шум дождя плавательный бассейн* кофе по-турецки управление примыкание согласование примыкание согласование примыкание управление управление управление согласование примыкание 14

Слайд 15

Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания? Клетчатый шарф Шарф в клетку Плавательный бассейн Бассейн для плавания Хозяйка дома Домашняя хозяйка Запишите еще подобные примеры 15

Слайд 16

Контрольная работа I вариант II вариант 16 Наш класс Чей-то взгляд Очень любя Один из нас Любить рыбалку Любя рыбалку Вижу их Казалось нам Его ответ Пять дней Пятью днями Весело шагать Шагать по пригоркам По крутым пригоркам Вернуться вечером Поздним вечером Три тетради О трех тетрадях Встретил его Листать медленно Ее интересы Уже коснулся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 п у с п с у с у п п п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 с с п у у у у у п у с

Слайд 17

запомнить КУЛЬТУРА РЕЧИ Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже : согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву. Трудные случаи управления ПО = ПОСЛЕ + П.п. по прибыти и , по окончани и , по приезд е , по завершени и 17

Слайд 18

Задание по культуре речи Укажите предложение с грамматической ошибкой В деревне Ольховке было три десятка домов. Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая. препятствует чему? затягивает что? Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее. 18

Слайд 19

Оцените свои знания. Выпишите все словосочетания. Определите способ подчинительной связи. У лесной опушки домик небольшой Посещал я часто прошлою весной. А.Плещеев. Весной все звуки сливаются в одну песню воды. 19

Слайд 20

Проверьте Посещал часто – прим. посещал домик – прим. посещал весной – упр. прошлою весной – согл . * небольшой домик – согл . домик у опушки – упр. у лесной опушки – согл . все звуки – согл . сливаются весной – прим.* сливаются в песню – упр. в одну песню – согл . в песню воды – упр. ____________________________ - Почему СЛС* являются разными по способу подчинительной связи? 20

Слайд 21

Всего словосочетаний – 12. Посчитай, сколько верных ответов было дано. Если 11-12 - молодец. Если меньше – материал требует серьезного осмысления. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Словосочетание"

презентация оформлена на новогоднюю тематику...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Словосочетание"

Презентация содержит теоретические материалы к уроку по теме "Словосочетание". Ученики знакомятся с определением словосочетания, типами словосочетаний по главному слову, видами связи....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме: "Словосочетания"

Мультимедийная презентация по русскому языку  для учащихся 7 класса по теме "Словосочетания"...

Презентация к уроку русского языка "Словосочетание. Простое предложение" в 6 классе

Данная презентация содержит материал для повторения темы "Словосочетание", которая тесно связана с последующей темой "Простое предложение". Простые  примеры помогут учащи...

Презентация к уроку русского языка "Словосочетание. Виды словосочетаний"

Данная презентация содержит ряд упражнений, который поможет учащимся понять тему поэтапно, начиная от узнавания словосочетаний, определения типа связи, до создания собственных словосочетаний, создания...

Презентация у уроку русского языка в 8 классе по теме: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Материал данной презентации предназначени для использования на уроках русского языка в 8 классе при изучении темы "Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях." Первая часть кластера позвол...

Презентация к уроку русского языка "Словосочетание и предложение".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала...