Словарные игры по русскому языку для 5-7 кл.
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс) на тему
Материал представляет собой образцы словесных игр для учащихся 5-7 классов (шарады, конкурсы, кроссворды, анаграммы...)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_igry.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарные игры
ШАРАДЫ
МЕТАГРАММЫ
ЛОГОГРИФЫ
АНАГРАММЫ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО
ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ
ВЕСЁЛАЯ ВИКТОРИНА
ШАРАДЫ
Чтобы правильно назвать загаданное слово в шараде, нужно сначала правильно разгадать его части, которые называются в рифмованных четверостишиях.
- Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы,
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
Ответ: ПИ-РОГ
- Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
Ответ: МИ-НА
МЕТАГРАММЫ
Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, - и тогда вы получите новое слово.
- С «к» в полях меня найдёте,
С «г» романсы запоёте.
С «в» в косички заплетёте.
Ответ: колос –голос – волос
- С «ч» летаю над волною,
С «л» не дам волкам покою.
С «м» - рубашка – безрукавка,
С «з» скачу в лесу по травке,
С «г» меня крепи к детали
Из железа или стали.
Ответ: чайка – лайка – майка – гайка
ЛОГОГРИФЫ
При разгадывании логогрифов нужно отбросить или вставить новую букву или слог, чтобы из одного слова получить другое.
- С «п» в полях я пашу и сею,
На работу быстр и спор,
А без «п» я зеленею,
Расстилаюсь, как ковёр.
Ответ: плуг – луг
- С буквой «к» бери меня на покос,
А без «к» ужалю в нос.
Ответ: коса – оса
АНАГРАММЫ
Чтобы получилось новое слово, нужно
переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.
- Я в пруду живу, жирею.
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник.
Ответ: карп – парк
- В океанах он живёт,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дёргаться щека.
Ответ: кит – тик
- Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу.
Ответ: насос – сосна
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО
Ученикам предлагаю разделить страницу тетради на 4 колонки и в каждой колонке по горизонтали написать безударные гласные : А, О, Е, И. По вертикали расставляются порядковые номера слов (примерно по 5 ).
Для проведения игры подбираю слова с различными безударными гласными. Учитель читает слова, а ученики вписывают их в соответствующие клетки таблицы. Побеждает тот, кто без ошибок заполнит всю таблицу.
Взаимопроверка.
В целом таблица может иметь такой вид:
а | о | е | и | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ
Речь идёт о словах – омонимах
- – Смотри, по воде барашки бегут
- Ну, и люди… ну, и лгут!
-Полно вам, далеко ль до беды?
Барашки-то ведь тяжелей воды.
Барашки – 1) небольшие пенистые волны;
2) молодые баранчики (овцы)
2.- Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель? Неужто с ума спятил?
Башмак – 1) приспособление для торможения
железнодорожных вагонов;
2) ботинок или полуботинок
3.- Сиди на банке и вёслами орудуй смело.
- А она расколется, и стёкла мне изранят тело!
Банка – 1) скамья для гребцов в лодке
2) сосуд стеклянный
4. Смотри, какая кашка на лугу,
И здесь, и там, и всюду…
- Ой, рассмешил, ой, не могу,
Да кто же её варит без посуды?
Кашка – 1) (разг.) клевер, а также – соцветие
клевера
2) кушанье из вареной крупы
(уменьш. от КАША)
ВЕСЕЛАЯ ВИКТОРИНА
Учащимся предлагается указать, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания.
1 Анатомическо – математический парадокс
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2. Рогатый скот?!
В нашем совхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
3. Охотники и рябчики
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
4. Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.
5. Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась
в сквере и ждала подругу.
6. Кто же пришёл?
- Все ли здесь?
-Нет. Здесь только Ваня, Миша, маша, Коля, Дима, Настя, ещё не пришли.
Мама Коля, дядя Оля и я пришли в гости к бабушке.
(Можно: посчитайте, сколько всего людей?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Словарный диктант по русскому языку (5 - 6 классы)
В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также контрольная работа по русскому языку для 7 класса....
Словарная работа по русскому языку в 5 классе
Словарный диктант по русскому языку в 5 классе составлен на основании учебника по русскому языку для 5 класса под редакцией Разумовской М.М. из раздела "ЗСП-2"...
Словарные диктанты по русскому языку для 8 класса
Словарные диктанты на правописание приставок пре- - при-, з-с на конце приставок. Данный материал подойдёт для 5-8 классов....
Словарные диктанты по русскому языку для 8 класса
Словарные диктанты на правописание приставок пре- - при-, з-с на конце приставок. Данный материал подойдёт для 5-8 классов....
Словарные диктанты по русскому языку
Словарные диктанты по русскому языку...
Словарная работа по русскому языку с самопроверкой по теме "Неопределённые местоимения"
На мой взгляд, особую роль занимают уроки русского языка, на которых проводится словарная работа. С моей точки зрения, на каждом уроке русского языка необходимо проводить словарный диктант с отр...