Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку на тему
Коллеги! Прделагаю Вашему вниманию рабочие программы для вечерней (сменной) школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.zip | 974.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное вечернее (сменное) общеобразовательное казенное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области»
г. Омутнинска
Утверждаю: Директор КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области ____________ Т. Б. Баранова Приказ № ____от________ |
ДОПОЛНЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
12 КЛАСС (вариативная часть)
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Автор-составитель:
Бурмистрова Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ
при ФКУ ИК-17 УФСИН России
по Кировской области
г. Омутнинск 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа для 12 класса составлена на основе следующих материалов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку(базовый уровень), 2004,
- Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень),
- Программы «Русский язык. 10 – 11 класс» Авторы Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 5-е издание, исправленное, М., «Русское слово», 2008 г.
- «Русский язык. 10-11 классы» авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Учебник для общеобразовательных учреждений, 4-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М, Русское слово, 2007
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва, "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год"
Учебный материал будет изучаться на базовом уровне в соответствии с объёмом времени, отведённым на изучение данного предмета по учебному плану ОУ (вариативная часть)- 0,5 часа в неделю, 18 часов в год.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в рабочую программу по русскому языку внесены дополнительные часы по теме «Культура речи», «Стилистика». Изучение данных разделов предполагает анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, обеспечивает языковой вкус, углубление знаний о языке.
Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач – от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно- выразительных средств языка и речи.
Цели курса:
- повышение общей культуры речи;
- выработать у учащихся языковое чутье;
- научить правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;
- сформировать высокий уровень культуры личности в условиях современного общества;
- изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с ее основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами речи;
- формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка;
- формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.
- повысить уровень гуманитарного образования, что предполагает умение пользоваться всем богатством русского литературного языка в устной и письменной форме при общении во всех сферах человеческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должны знать:
- назначение стилей речи;
- понятия “функциональные стили русского литературного языка”, “жанры стиля”, “стилистическая норма”; “речевые нарушения”,“экспрессивно-выразительные средства языка”;
- средства языка и уметь ими пользоваться;
- орфографические, орфоэпические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка.
Должны уметь:
- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
- обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.
Основное содержание курса «Русский язык и культура речи ».
Тема 1.
Культура речи как образовательная дисциплина.
Речевая культура как показатель общей культуры личности
- Понятие культуры речи. Культура речи как образовательная дисциплина.
- Речевая культура как показатель общей культуры личности. Уровни владения языком.
- Современная теоретическая концепция культуры речи.
Дидактические единицы: Язык как составная часть культуры народа. Базовая культура личности. Концепция культуры речи.
Тема 2.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
- Язык как универсальная полифункциональная знаковая система.
- Язык и речь. Виды речевой деятельности
- Формы существования языка.
- Литературный язык как высшая форма существования литературного языка.
- Устная и письменная формы литературного языка.
Дидактические единицы: Язык как полифункциональная знаковая система.
Язык и речь. Речевая деятельность и ее виды. Коммуникативная языковая компетенция. Понятие «национальный язык». Формы существования языка;
Нелитературные варианты языка. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Особенности литературного языка;
Тема3
Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи
- Понятие языковой нормы.
- Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи.
- Динамичность и историческая изменчивость норм.
- Варианты норм и их соотношение.
- Основные нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.
Дидактические единицы: Норма, ее социально-исторический и национальный характер. Норма ситуативная и литературная. Речевая норма и ее «динамический» характер. Особенности нормы. Варианты норм и их соотношение. Типы норм. Понятие речевой ошибки.
Тема 4
Орфоэпические нормы.
- Особенности русского ударения и произношения.
- Элементы техники речи как составные компоненты речевой культуры.
- Благозвучие речи.
Дидактические единицы: Звуковая организация текста. Благозвучие речи.
Звукопись в художественной речи. Недочеты в звуковой организации речи.
Тема5
Лексические нормы.
- Богатство языка, правильность и точность словоупотребления.
- Употребление слов иноязычного происхождения.
- Выбор слова и лексическая сочетаемость.
- Многозначность и омонимия.
- Паронимы, синонимы, антонимы.
- Лексика ограниченной сферы употребления (историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия и профессиональная лексика).
- Явления плеоназма и тавтологии как признаков речевой избыточности.
- Канцеляризмы, речевые штампы и клише. Употребление фразеологизмов.
Дидактические единицы: Лексическая сочетаемость и точность речи. Стилистическое использование синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Паронимия. Стилистическая окраска слов. Лексика ограниченного употребления
Тема 6
Морфологические нормы.
- Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний с ними.
- Особенности полной и краткой форм прилагательных.
- Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности.
- Особенности склонения количественных и порядковых числительных.
- Глагол.
Дидактические единицы: Нормы употребления имени существительного.
Нормы употребления имени прилагательного. Нормы употребления имен числительных. Нормы употребления глагола.
Тема 7
Синтаксические нормы.
- Некоторые особенности согласования и управления в русском языке.
- Предложения с деепричастными оборотами и однородными членами.
Дидактические единицы: Нормы согласования и управления. Особенности употребления деепричастных оборотов. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.
Тема 8
Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое cобытие и речевое взаимодействие
- Язык как средство общения.
- Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация,
речевое cобытие и речевое взаимодействие.
- Условия успешного взаимодействия и причины
коммуникативных неудач.
Дидактические единицы: Общение. Язык как средство общения. Речевое воздействие и речевая манипуляция. Структура речевого общения. Единицы речевого общения. Эффективность речевого общения. Причины коммуникативных неудач.
Тема 9
Стилевое многообразие русского языка
Функциональные стили русского языка, их основные черты.
Тема 10
Разговорно-обиходный стиль
- Особое место разговорно-обиходного стиля в системе функциональных разновидностей языка.
- Разговорный стиль и разговорная речь.
- Разговорная стилистическая окраска единиц языка.
- Лингвистические особенности разговорной речи.
Дидактические единицы: Разговорно-обиходный стиль и сферы его применения. Жанры разговорно-обиходного стиля. Принципы организации речевых средств.
Тема 11
Публицистический стиль и его подстили
- Публицистический стиль и его подстили.
- Функциональные особенности и жанровое многообразие.
- Особенности устной публичной речи.
- Определение понятия «ораторское искусство». Виды ораторского выступления.
- Подготовка к выступлению: выбор темы и названия. Структура ораторской речи.
- Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
- Убедительность и доказательность речи. Основные виды аргументов.
- Словесное оформление публичного выступления.
Дидактические единицы: Газетно-публицистический стиль и сферы его применения.
Подстили газетно-публицистического стиля.
Жанры газетно-публицистического стиля.
Понятие «ораторское искусство».
Тема12
Научный стиль
- Научный стиль и его подстили.
- Функциональные особенности и жанровое многообразие.
- Лексика, морфология и синтаксис научного стиля
Дидактические единицы: научный стиль и сферы его применения; подстили научного стиля; жанры научного стиля;
Тема13
Официально-деловой стиль и его подстили
- Официально-деловой стиль и его подстили.
- Функциональные особенности и жанровое многообразие.
- Особенности лексической системы, основные
черты словообразования, морфологии и синтаксиса.
- Язык и стиль документов.
- Речевой этикет в документе
Дидактические единицы: Официально-деловой стиль и сферы его применения. Подстили официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля.
Тема14
Язык художественной литературы
- Основное средство передачи художественной образности
- Богатство языка художественной литературы
- Различение слов по их стилистической окраске.
- Различной стилистическая и эмоционально-оценочная окраска слов.
- Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с поставленной целью.
- Выбор языковых средств
- Стиль писателя
Тема15
Экспрессивно-выразительные средства языка
- Приёмы создания звуковой выразительности
- Словесные фигуры
- Тропы
Тема16
Речевые ошибки
- Грамматические ошибки
- Речевые ошибки
- Речевые недочёты
Учебный план
Общее количество часов 18
Лекций 6
Практических занятий ____________________________________________6
Самостоятельная работа 6
Календарно - тематический план.
(первая дата-ик-6, вторая - ик-18)
№ п/п | Название темы | Лекции | Практ. занятия | Самосто-ятельная работа | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | ||||||
1. | Культура речи. Речевая культура как показатель общей культуры | 1 | 1 | 02.09 | |||
04.09 | |||||||
2. | Язык и речь. Понятие языковой нормы. | 1 | 1 | 10.09 | |||
11.09 | |||||||
3. | Варианты норм. Основные нормы языка. | 1 | 1 | 17.09 | |||
18.09 | |||||||
4. | Орфоэпические нормы | 1 | 1 | 24.09 | |||
25.10 | |||||||
5. | Лексические нормы | 1 | 1 | 01.10 | |||
02.10 | |||||||
6. | Морфологические нормы. | 1 | 1 | 08.10 | |||
09.10 | |||||||
7. | Синтаксические нормы | 1 | 1 | 15.10 | |||
16.10 | |||||||
8. | Структура и единицы речевого общения. | 1 | 1 | 22.10 | |||
23.10 | |||||||
9. | Стилевое многообразие русского языка | 1 | 1 | 29.10 | |||
30.11 | |||||||
10. | Разговорно-обиходный стиль | 1 | 05.11 | ||||
06.11 | |||||||
11. | Публицистический стиль и его подстили | 1 | 1 | 12.11 | |||
13.11 | |||||||
12. | Научный стиль | 1 | 1 | 19.11 | |||
20.11 | |||||||
13. | Официально-деловой стиль и его подстили. | 1 | 1 | 26.11 | |||
27.11 | |||||||
14. | Язык художественной литературы | 1 | 1 | 03.12 | |||
04.12 | |||||||
15. | Экспрессивно-выразительные средства языка | 1 | 1 | 10.12 | |||
11.12 | |||||||
16. | Речевые ошибки | 1 | 1 | 17.01. | |||
18.01 | |||||||
17. | Повторение. Основные нормы языка. | 1 | 1 | 24.01 25.01 | |||
18. | Повторение. Морфологические нормы. | 1 | 1 | 21.01 22.01 |
Итого: 18 часов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
№ п/п | Наименование источника | Автор (ы) | Год издания | Издательство |
1 | Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. | Л.А.Введенская Л.Г.Павлова Е.Ю.Кашаева | 2003 | «Феникс» |
2 | Русский язык и культура речи: Учебник: для технических вузов | В.И.Максимова А.В.Голубевой | 2006 | Высшее образование |
3 | 0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых//Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб. | Капинос B.И. | 1986; | Москва |
4 | Развитие речи: теория и практика. | Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С | 1994 | Mосква |
5 | Выразительные средства языка | В.Приходько | 2008 | М,Изд.центр «Академия» |
6 | Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. | Д.Э.Розенталь | 2003 | М,»Оникс 21 век» |
Дополнительная литература:
№ п/п | Наименование источника | Автор (ы) | Год издания | Издательство |
1 | Культура русской речи. Учебник для вузов | Л.К.Граудиной Е.Н.Ширяева | 2000 | Издательская группа «Норма-Инфра» |
2 | Русский язык и культура речи: Учебное пособие | О.Я.Гойхман Л.М.Гончарова | 2002 | Высшее образование |
3 | Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов | Штрекер Н.Ю. | 2003 | ЮНИТИ-ДАНА |
4 | Русский язык и культура речи: Учебное пособие | Зверева Е.Н. | 2007 | МЭСИ |
5 | Русский язык и культура речи: Курс лекций | Г.К.Трофимова | 2005 | Флинта: Наука |
6 | Русский язык. Культура речи: Конспект лекций | Айрис-пресс | 2005 | Высшее образование |
7 | Культура речи: Практикум | А.А.Мурашов В.Ф.Русецкий | 2004 | «МОДЭК» |
8 | Русский язык. Энциклопедия. | Ф.П.Филин | 1979. | «Советская энциклопедия» |
9 | Словари русского языка. |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
(Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)
№ п/п | Адрес ресурса | Полное название ресурса |
1 | Учебный портал МЭСИ | |
2 | ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» |
Литература для ученика
№ п/п | Наименование источника | Автор (ы) | Год издания | Издательство |
1 | Стилистика русского языка (10-11 классы). | Солганик Г.Я. | 2001 | М. |
2 | Занимательная стилистика | Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. | 1993 | М. |
3 | Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. | Мучник Б.С. | 1994. | М. |
4 | Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. | Арефьева С.А. | 1997 | М. |
5. | А как лучше сказать? | Розенталь Д.Э. | 1998 | М. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе
Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...