Станция "Пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Это мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Оно поможет совершить увлекательное и полезное путешествие по основным разделам русскогоо языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по русскому языку | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
для 5 класса
«Станция Пунктуация»
Цель: пробудить творческие способности пятиклассников, стимулировать их к поиску нестандартных решений, научить применять на практике полученные знания, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование: компьютер с мультимедиасистемой, диск с фонограммой мелодии песни В.Шаинского «Голубой вагон», рисунки с изображениями Точки, Запятой, Двоеточия, Вопросительного и Восклицательного знаков в виде забавных персонажей на листах формата А-3.
Ход мероприятия
(Звучит мелодия песни «Голубой вагон»)
Ведущий (учитель):
Бывают страны разные –
Далёкие, прекрасные.
Из всех сегодня выберем
Мы только лишь одну.
И на волшебном поезде
Успеем побывать везде,
И так чуть-чуть узнаем мы
Волшебную страну.
Ребята, сегодня мы будем путешествовать по огромной и полной удивительных тайн стране Русского Языка. Как вы думаете, почему мы отправимся в путь не на самолёте или автомобиле, а именно на поезде?
(предположения детей)
Да, вы правы, в поезде путешествовать очень комфортно: можно как следует всё разглядеть из окошка, а ещё во время остановки разрешается выйти из вагона и получше узнать и жителей станции, и её особенности. Волшебный состав из 4-х вагонов ждёт вас, поэтому прошу занять места согласно купленным билетам (все дети получили «билеты», на которых указаны номера «вагонов» - так формируются группы).
Попутчики должны быть внимательными и доброжелательными друг к другу, ведь им предстоит совместно выполнять задания во время нашего путешествия.
ИЗ ДИНАМИКОВ ЗВУЧИТ ЗАРАНЕЕ ЗАПИСАННЫЙ ГОЛОС: «ГРАЖДАНЕ ПАССАЖИРЫ! НАШ ПОЕЗД СЛЕДУЕТ ДО СТАНЦИИ ПУНКТУАЦИЯ. БУДЬТЕ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ!»
( Мелодия проигрыша песни «Голубой вагон»)
Ведущий. Уважаемые пассажиры! Наша следующая станция – ФОНЕТИКОГРАФИЧЕСКАЯ. Вы заметили, что поезд остановился? Чтобы на семафоре загорелся зелёный свет и мы смогли продолжить свой путь, вы должны выполнить несколько заданий. Как вы думаете, что обозначает название этой станции? (ответы детей)
Вы абсолютно правы, и задания будут связаны с написанием и произношением звуков и букв.
Каждый «вагон» получает карточку с заданием-загадкой.
Карт. №1. Сколько нужно букв, чтобы написать «отец», «мать», «сын», «дочь», «дедушка», «бабушка»? (5 – «семья»)
Карт.№2.Сколько букв в имени ЗОЯ? (30 «Я»)
Карт.№3 Что находится между горой и долиной ? (буква И)
Карт.№4 Назовите слово, в котором 100 одинаковых букв (стоГ, стоН)
Ведущий. Молодцы, хорошо справились с заданием.
(Снова мелодия песни «Голубой вагон» )
Голос из динамика: «УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! МЫ ПОДЪЕЗЖАЕМ К СТАНЦИИ СКОРОГОВОРОЧНОЙ!»
Ведущий.Вот здесь, дорогие путешественники, вам пригодится умение быстро говорить и понимать – ведь именно так разговаривают местные жители.Но нам необходимо как следует потренироваться. Попробуйте по 5 раз дружно всей командой повторить полученные скороговорки. Вот здесь вам и пригодится умение хорошо понимать и чувствовать друг друга.
№1. Карл у Клары украл кораллы.
№2. На дворе трава, на траве дрова.
№3. Сыворотка из-под простокваши.
№4. Тупогуб бык белолоб.
Ведущий. А жители следующей станции – ОРФОЭПИЧЕСКОЙ – просто обожают правильную речь, и чтобы с ними подружиться, нужно проверить себя в умении правильно расставлять ударения в словах.
(каждой команде раздают карточки со словами)
Карт.№1. Верба, документ, кухонный
Карт.№2. Километр, магазин, портфель.
Карт.№3. Столяр, договор, алфавит.
Карт.№4. Позвонит, проспала, квартал.
(Снова мелодия песни «Голубой вагон»)
Ведущий. А на станции ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ проживают мудрецы и хитрецы – так скажут, что не сразу и поймёшь, о чём речь ведут. Возможно, вы сумеете разгадать смысл их странных выражений?
Карт.№1.Рукой подать, морочить голову.
Карт.№2.Через час по чайной ложке, засучив рукава.
Карт.№3. Спустя рукава, во весь дух.
Карт. №4. Прикусить язык, ни пуха ни пера
( «Голубой вагон»)
Ведущий. Но вот поезд замедляет ход. Мы подъезжаем к нашей конечной станции. Вас встретят замечательные приветливые гиды, у каждой команды будет свой сопровождающий. Вы уже не раз с ними встречались, но сегодня они предстанут перед нами немного в неожиданном свете. Итак, знакомьтесь!
(С изображениями забавных знаков препинания в руках выходят заранее подготовленные ученики).
Ученица 1. Запятая – запятушка,
Неусидчивая врушка,
Так придумает, расскажет,
Что заслушаешься даже :
- на базаре я купила
Щётку, порошок и мыло.
А для сладкого стола
Вам вкусняшек набрала:
И ватрушек, и печенья,
И конфеток, и варенья.
Приглашаю в гости я!
Приходите все, друзья:
Рыжие и чёрные,
Грустные, весёлые…
Я люблю перечислять
И в предложении скакать!
Ученик 1. Двоеточие – два брата,
Очень ловких акробата.
Нижний говорит : - Гляди!
Что там видно впереди?
Отвечает тот, что выше:
- Очень многое я вижу:
Скверы, улицы, дома!
Интересного здесь тьма!
Ученица 2. Точка- девочка серьёзная.
В ситуации курьёзные
Никогда не попадает,
Своё место чётко знает:
Наконец настала осень
Закружился жёлтый лист.
Мысль окончена, и Точка
Где положено, стоит.
Ученик 2. Знак Восклицательный –
Весьма обаятельный.
Собеседник идеальный ,
Добрый, эмоциональный:
- Ах, какое время года!!!
- Ох, ухудшилась погода!
- Ух, какая красота!
- Эх, да здравствует мечта!
С ним беседовать занятно:
Восхищенье всем приятно!
Ученик 3. Скромный и стеснительный
Знак наш вопросительный.
Он боится не понять,
Очень любит уточнять:
«Сколько-сколько?» «Где?» « Когда?»
«Вы откуда и куда?»
Ты скромняшку не смущай,
Очень чётко отвечай!
Ведущий. Вот вы и увидели воочию жителей станции ПУНКТУАЦИЯ. Они тоже наслышаны о том, что вы, ребята, очень творческие личности, поэтому знаки препинания попросили, чтобы вы придумали о каждом из них какую-нибудь интересную историю. Давайте порадуем их своим творчеством!
(Пятиклассникам даётся 10 минут для выполнения задания в группах. Потом они по очереди зачитывают написанное).
Ведущий. Замечательно попутешествовали, ребята! И удивительные истории о знаках препинания придумать сумели! Наконец-то у каждого из них есть своя «биография». Главное, вы теперь не забывайте об их существовании, когда будете что-то писать. Пусть эти добрые и нужные персонажи станут вам добрыми друзьями на всю жизнь. Сегодня вы поближе познакомились с основными знаками препинания, и на уроках русского языка нужно будет твёрдо запомнить правила их расстановки в предложении, ведь они помогут вам верно передать ваши мысли, эмоции, настроение. А путешествие наше мы завершим весёлой песенкой о знаках препинания.
(Дети получают тексты песни на мелодию В.Шаинского «Голубой вагон)
Наше приключенье подошло к концу,
Было увлекательным оно.
Горевать, друзья, нам вовсе не к лицу.
Всем хотим мы пожелать одно:
П-в: Чтоб двоеточие, запятая, точечка
Стали друзьями вам в жизни навсегда!
Знать пунктуацию все мы обязаны,
Чтоб за безграмотность не узнать стыда!