Станция "Пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Рябова Елизавета Фёдоровна

Это мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Оно поможет совершить увлекательное  и полезное путешествие по основным разделам русскогоо языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для 5 класса

«Станция Пунктуация»

Цель: пробудить творческие способности пятиклассников, стимулировать их к поиску нестандартных решений, научить применять на практике полученные знания, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: компьютер с мультимедиасистемой, диск с фонограммой мелодии песни В.Шаинского «Голубой вагон», рисунки с изображениями Точки, Запятой, Двоеточия, Вопросительного и Восклицательного знаков в виде забавных персонажей на листах формата А-3.

Ход мероприятия

(Звучит мелодия песни «Голубой вагон»)

Ведущий (учитель):

Бывают страны разные –

Далёкие, прекрасные.

Из всех сегодня выберем

Мы только лишь одну.

И на волшебном поезде

Успеем побывать везде,

И так чуть-чуть узнаем мы

Волшебную страну.

Ребята, сегодня мы будем путешествовать по огромной и полной удивительных тайн стране Русского Языка. Как вы думаете, почему мы отправимся в путь не на самолёте или автомобиле, а именно на поезде?

(предположения детей)

Да, вы правы, в поезде путешествовать очень комфортно: можно как следует всё разглядеть из окошка, а ещё во время остановки разрешается выйти из вагона и получше узнать и жителей станции, и её особенности. Волшебный состав из 4-х вагонов ждёт вас, поэтому прошу занять места согласно купленным билетам (все дети получили «билеты», на которых указаны номера «вагонов» - так формируются группы).

Попутчики должны быть внимательными и доброжелательными друг к другу, ведь им предстоит совместно выполнять задания во время нашего путешествия.

ИЗ ДИНАМИКОВ ЗВУЧИТ ЗАРАНЕЕ ЗАПИСАННЫЙ ГОЛОС: «ГРАЖДАНЕ ПАССАЖИРЫ! НАШ ПОЕЗД СЛЕДУЕТ ДО СТАНЦИИ ПУНКТУАЦИЯ. БУДЬТЕ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ!»

( Мелодия проигрыша песни «Голубой вагон»)

Ведущий. Уважаемые пассажиры! Наша следующая станция – ФОНЕТИКОГРАФИЧЕСКАЯ. Вы заметили, что поезд остановился? Чтобы на семафоре загорелся зелёный свет и мы смогли продолжить свой путь, вы должны выполнить несколько заданий. Как вы думаете, что обозначает название этой станции?  (ответы детей)

Вы абсолютно правы, и задания будут связаны с написанием и произношением звуков и букв.

Каждый «вагон» получает карточку с заданием-загадкой.

Карт. №1. Сколько нужно букв, чтобы написать «отец», «мать», «сын», «дочь», «дедушка», «бабушка»? (5 – «семья»)

Карт.№2.Сколько букв в имени ЗОЯ? (30 «Я»)

Карт.№3 Что находится между горой и долиной ? (буква И)

Карт.№4 Назовите слово, в котором 100  одинаковых букв (стоГ, стоН)

Ведущий. Молодцы, хорошо справились с заданием.

(Снова мелодия песни «Голубой вагон» )

Голос из динамика: «УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! МЫ ПОДЪЕЗЖАЕМ К СТАНЦИИ СКОРОГОВОРОЧНОЙ!»

Ведущий.Вот здесь, дорогие путешественники, вам пригодится умение быстро говорить и понимать – ведь именно так разговаривают местные жители.Но нам необходимо как следует потренироваться. Попробуйте по 5 раз дружно всей командой повторить полученные скороговорки. Вот здесь вам и пригодится умение хорошо понимать и чувствовать друг друга.

№1. Карл у Клары украл кораллы.

№2. На  дворе трава, на траве дрова.

№3. Сыворотка из-под простокваши.

№4. Тупогуб бык белолоб.

Ведущий. А жители следующей станции – ОРФОЭПИЧЕСКОЙ – просто обожают правильную речь, и чтобы с ними подружиться, нужно проверить себя в умении правильно расставлять ударения в словах.

(каждой команде раздают карточки со словами)

Карт.№1. Верба, документ, кухонный

Карт.№2. Километр, магазин, портфель.

 Карт.№3. Столяр, договор, алфавит.

Карт.№4. Позвонит, проспала, квартал.

(Снова мелодия песни «Голубой вагон»)

Ведущий. А на станции ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ проживают мудрецы и хитрецы – так скажут, что не сразу и поймёшь, о чём речь ведут. Возможно, вы сумеете разгадать смысл их странных выражений?

Карт.№1.Рукой подать, морочить голову.

Карт.№2.Через час по чайной ложке, засучив рукава.

Карт.№3. Спустя рукава, во весь дух.

Карт. №4. Прикусить язык, ни пуха ни пера

( «Голубой вагон»)

Ведущий. Но вот поезд замедляет ход. Мы подъезжаем к нашей конечной станции. Вас встретят замечательные приветливые гиды, у каждой команды будет свой сопровождающий. Вы уже не раз с ними встречались, но сегодня они предстанут перед нами немного в неожиданном свете. Итак, знакомьтесь!

(С изображениями забавных знаков препинания в руках выходят заранее подготовленные ученики).

Ученица 1. Запятая – запятушка,

Неусидчивая врушка,

Так придумает, расскажет,

Что заслушаешься даже :

- на базаре я купила

Щётку, порошок и мыло.

А для сладкого стола

Вам вкусняшек набрала:

И ватрушек, и печенья,

И конфеток, и варенья.

Приглашаю в гости я!

Приходите все, друзья:

Рыжие и чёрные,

Грустные, весёлые…

Я люблю перечислять

И в предложении скакать!

Ученик 1. Двоеточие – два брата,

Очень ловких акробата.

Нижний говорит : - Гляди!

Что там видно впереди?

Отвечает тот, что выше:

- Очень многое я вижу:

Скверы, улицы, дома!

Интересного здесь тьма!

Ученица 2. Точка- девочка серьёзная.

В ситуации курьёзные

Никогда не попадает,

Своё место чётко знает:

Наконец настала осень

Закружился жёлтый лист.

Мысль окончена, и Точка

Где положено, стоит.

Ученик 2. Знак Восклицательный –

Весьма обаятельный.

Собеседник идеальный ,

Добрый, эмоциональный:

- Ах, какое время года!!!

- Ох, ухудшилась погода!

- Ух, какая красота!

- Эх, да здравствует мечта!

С ним беседовать занятно:

Восхищенье всем приятно!

Ученик 3. Скромный и стеснительный

Знак наш вопросительный.

Он боится не понять,

Очень любит уточнять:

«Сколько-сколько?»  «Где?» « Когда?»

«Вы откуда и куда?»

Ты скромняшку не смущай,

Очень чётко отвечай!

Ведущий. Вот вы и увидели воочию жителей станции ПУНКТУАЦИЯ. Они тоже наслышаны о том, что вы, ребята, очень творческие личности, поэтому знаки препинания попросили, чтобы вы придумали о каждом из них какую-нибудь интересную историю. Давайте порадуем их своим творчеством!

(Пятиклассникам даётся 10 минут для выполнения задания в группах. Потом они по очереди зачитывают написанное).

Ведущий. Замечательно попутешествовали, ребята! И удивительные истории о знаках препинания придумать сумели! Наконец-то у каждого из  них есть своя «биография». Главное, вы теперь не забывайте об их существовании, когда будете что-то писать. Пусть эти добрые и нужные персонажи станут вам добрыми друзьями на всю жизнь. Сегодня вы поближе познакомились с основными знаками препинания, и на уроках русского языка нужно будет твёрдо запомнить правила их расстановки в предложении, ведь они помогут вам верно передать ваши мысли, эмоции, настроение. А путешествие наше мы завершим весёлой песенкой о знаках препинания.

(Дети получают тексты песни на мелодию В.Шаинского «Голубой вагон)

Наше приключенье подошло к концу,

Было увлекательным оно.

Горевать, друзья, нам вовсе не к лицу.

Всем хотим мы пожелать одно:

П-в: Чтоб двоеточие, запятая, точечка

Стали друзьями вам в жизни навсегда!

Знать пунктуацию все мы обязаны,

Чтоб за безграмотность не узнать стыда!