Контрольная работа по теме "Лексика" (5 класс)
тест по русскому языку (5 класс) по теме

Яковлева Светлана Александровна

Контрольная работа с элементами тестирования  по разделу "Лексика" ( 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kont.rab_po_teme_leksika.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».5 класс.

1 вариант.

1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «На площади стоял обелиск из полированного черного мрамора».

А) Клиновидный инструмент, по которому ударяют, рубя металл, обрабатывая камень;

Б) Основание памятника, колонны статуи, а также подставка, на которую устанавливается что-либо;

В) памятник, сооруженный в виде постепенно сужающегося кверху граненого столба.

 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) ветер воет, горит костер, сушить весла;

Б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

В) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: язык пламени – изучать язык.

А) синонимы;

Б) омонимы;

В) антонимы.

 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков был, как и многие другие писатели, врачом».

……………………………………………………………………………………….

 6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.

Землю - родную землю, Родину – освобождают, территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории – завоеватель, покоритель. Так что же нам эта земля – земля-кормилица, Родина? Или территория?

  7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

Офис - ……………………...

трасса - ………………..........

иллюстрация - ……………..

 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

На краю света……...………

Чуть свет…………                                                                                                                                  

9) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится».

 

 

 Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Лексика».

2 вариант.

 1) Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

А) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

Б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

В) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

 2) Выберите вариант правильного объяснения лексического значения выделенного слова в предложении «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

А) любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу;

Б) мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, общепринятым;

В) Искренность, правдивость, чистосердечность .

 3) Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

А) волк воет, золотые руки, красить краской;

Б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

В) море цветов, красное платье, твердая земля.

 4) Определите, чем являются выделенные слова в словосочетаниях по отношению  друг к другу: заключить мир – сказочный мир.

А) антонимы;

Б) синонимы;

В) омонимы.

 5) Подберите синонимы к слову, выделенному в предложении: «Вокруг зеленела бархатная трава».

…………………………………………………………………………………………….

 6) Подчеркните слова в предложении, которые являются антонимами.

Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее рабом. Но теперь все изменилось, и природа очень часто страдает от деяний человека.                                                   

 7) На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

фейерверк - ……………………...

яхта - …………....…………..........

автограф - ………………………..

 8) Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

Не разлить водой……...………………………………………………………………....

Сквозь землю провалиться……………………………………………………………...

                                                                                                                                  

9) Произведи лексический разбор выделенного слова в предложении «…А в ответ колоски шелестят: «Золотые нас руки растят».

 

 

Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика". 5 класс.

  1. Определите слово по его значению, запишите это слово:

А) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению;

Б) слова, имеющие несколько лексических значений.

 

  1. Спишите словосочетания, к выделенным словам подберите антонимы.

Подчеркните синонимы одной чертой.

Ярко св..ркнуть, с..яние звёз.., и..ти  ц..почкой, зам..тать порошей, злая

в..юга, угр..жать бедой, жу..кая метель, прове..ти  ноч.., ж..лезная выдер..ка, старались помоч.., смутные оч..ртания.

 

3.  Расположите синонимы в порядке усиления признака:

Холод, стужа, мороз.

 

4. Выберите из материала для справок к каждому из данных слов толкование и оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.

Образец. Рис—это злаковое растение.

 

Арена, кокон, грелка, деликатес.

Материал для справок.

Изысканное кушанье. Прибор для согревания. Цирковой манеж. Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.

 

5. Спишите стихотворение, вставив нужные буквы, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

Зябнет осинка,                                  Дайте осинк..

Дрожит на ветру,                              Пальто и ботинки,

Стынет на солнышк..,                      Надо согрет..ся

Мёрзнет в жару.                                Бедной осинке.

( И. Токмакова.)

6. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.

 

7. Запишите антонимы к словам:

Утро, длинный, умный, день, маленький.

 

8. Запишите синонимы к слову смеяться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.

Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....

Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.

Контрольная работа представлена в двух вариантах  различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...

Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...