Описание натюрморта
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Описание натюрморта на основе картины Кончаловского "Сирень в кошелке на полу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.odt | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка
(развитие речи) в 5 классе.
Учитель русского языка и литературы:
Гаршина Татьяна Николаевна
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Тема: «Описание натюрморта на основе картины П.П.Кончаловского «Сирень в кошелке на полу»
Цели урока:
- подготовить учащихся к сочинению-описанию натюрморта на основе картины;
- совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;
- совершенствовать умение редактировать написанное;
- научить увидеть красоту в будничном, привычном.
Оборудование урока: презентация, учебное пособие под редакцией Е.Н.Колокольцева «Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы»
Основные формы и виды работы: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, сбор рабочих материалов.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Слово учителя+ презентация.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это — НАТЮРМОРТ!
Каждый художник на своем творческом пути неизбежно встречается с изображением вещей, он начинает овладевать профессиональным мастерством с рисования карандашом или красками учебных натюрмортов. Он учится изображать форму и цвет предметов, располагать их в пространстве, в их отношении друг к другу. Художник так или иначе не расстается с натюрмортом и впоследствии, когда становится признанным мастером живописи: создавая жанровые или исторические картины, портреты и интерьеры, неминуемо должен изобразить вещи, которые характеризуют его героев и создают обстановку, в которой живет человек. А для многих художников натюрморт становится основным жанром(Кончаловский П.П., Пименов Ю.И., Стожаров В.Ф., Хруцкий И.Ф., Гончарова Н.С.).Натюрморт учит постигать живопись.
- 3.Словарно-стилистическая работа.
Термин “натюрморт” - в переводе с французского означает “мёртвая натура”, с английского «тихая жизнь». Какой перевод ближе вам для понимания этого понятия?
Искусствовед В. Порудоминский отмечал: « Всякая вещь перестает быть мертвой, когда ею любуются глаза человека, когда её касаются человеческие руки»
Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, плодов, фруктов, битой дичи, рыбы, неодушевленных предметов (запись определения).
Натюрморт очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.
Интересна история возникновения этого жанра, появившегося впервые в Голландии в начале XVII века. После долгих и трудных лет войны с испанскими завоевателями голландцы получили независимость. Именно в это время и расцветает голландское искусство, и особенно искусство натюрморта. Внимательно и любовно голландские художники передавали на своих полотнах посуду, ткани, цветы, плоды, любуясь предметами, среди которых протекала их жизнь.(1 ученик)
В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке. Этот были своеобразные "картины-обманки". Цель их создания заключалась в том, чтобы перенести на холст вещи такими, какими они были на самом деле. На таких "обманках", на фоне нарисованной деревянной стены, "как живые" выступали нарисованные часы, книги, гребешки и перья и другие предметы.(2 ученик)
Фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина.
Расположение предметов в натюрморте называется композицией.
Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое
- Мы сегодня будем анализировать картину при помощи репродукции. Репродукция — это изображение картины при помощи фотографии.
Рассмотрите репродукцию картины.
4.Беседа по картине.
- Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?
( Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег. В классе стало уютнее, теплее. Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых солнечных днях, о первых весенних цветах)
Этимологическая справка.
Происхождение названия «сирень» связано с древнегреческой легендой, рассказанной Овидием («Метаморфозы»).Пан, влюбленный в нимфу Сирингу, безуспешно преследовал ее, пытаясь объясниться. Боязливая нимфа, добежав до реки, просила ее о помощи и была превращена в тростник, из которого безутешный Пан сделал себе свирель. Но так как свирели стали делать из мягкой древесины сирени, то этот куст и оказался соотнесенным с именем Сиринги, чье сердце так и не было разбужено для любви.
Н. Ф. Золотицкий в книге «Цветы в легендах и преданиях» пишет:
«На Востоке, откуда и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда.
Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии жениху, с которым девушка не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени."
Чтение учеником стихотворения.
СИРЕНЬ
Екатерина Бекетова
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет…
Вывод: И поэт, и художник изображает один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Сирень поэта и художника прекрасна. Мы понимаем, что такие прекрасные картины не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что поэт и художник очень любят родную природу, восхищаются ее щедростью и красотой.
- Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только срезали и принесли в комнату?
- В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?
(На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)
-Опишите ветки сирени.
( тяжелые, крупные, пышные, богатые)
-Тщательно ли выписывает художник веточки сирени? ( Нет)
(Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепестки. Листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.
(Крошечные звездочки-цветы. Их много. Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда)
-Цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
- Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?
(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: темно-красную, белую, лиловую, розовую)
-Какого цвета листья?
(Темно-зеленые, зеленые, салатовые, светло-зеленые с золотистым оттенком)
-Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному «ароматные».
(душистые, пахучие, благоухающие)
-Опишите корзину, в которой стоит сирень.
(Корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени)
- На каком фоне изображена сирень?
( Фон темно-зеленый, коричневый)
- Почему художник избрал такой фон?
( На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень)
-Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?
(Сирень на картине чудесная, изумительная, восхитительная, дивная, прекрасная, замечательная, восхитительная, роскошная)
- А какую роль играет в картине солнечный свет?
(Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)
-Почувствовали вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
(Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)
-Почему автор картины в названии употребляет существительное «кошелка», а не «корзина»? (Работа со словарем: «кошелка» даётся с пометой -разговорное.)
- Что отражает название тему или основную мысль? (Тема- что изображено на полотне; основная мысль — желание автора передать красоту и великолепие природы или обыденных предметов)
- Работа над примерным планом сочинения.
I. Введение.
II. Основная часть.
III. Заключение.
ПЛАН.
- Представление картины. Слово об авторе.
- Роскошный букет.
1) яркие ветки сирени,
2) фон, на котором создан натюрморт,
3) предметы, дополняющие картину,
4)авторское решение освещения в натюрморте.
- Какое впечатление производит на зрителя картина?
- 5. Редакторская работа.
Чтение учителем примерного варианта сочинения (раздать каждому ученику).
На картине П.П.Кончаловского изображена только что срезанная сирень в плетеной корзине из бежевых ивовых прутьев. Посмотришь на нее и остановишься пораженный.
Когда видишь эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, чудесный, благоухающий запах наполняет всю комнату.
Торжественно выглядит в середине букета высокая жемчужно-белая ветка. А как нарядна рядом нежно-розовая лиловая, фиолетовая сирень. Сверху веером склонились тяжелые темно-красные, голубоватые, жемчужные, бледно-лиловые кисти. Весь букет венком окружают изумрудные листья. Снизу они хорошо освещены, что кажутся золотистыми, салатовыми, нежно-зелеными.
Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зеленом и коричневом фоне пола и лавочки. Благодаря этому краски на холсте смотрятся ярко и насыщенно.
- Что вам понравилось в сочинении пятиклассницы? (Язык, стройность изложения)
- Пытается ли автор в своей работе следовать плану или «перепрыгивает» с одной мысли на другую?
- Есть ли недостатки? (отсутствует заключительная часть)
Вариант заключительной части (на экране):
Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень в кошелке на полу». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и становится радостно на душе. Хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные гроздья сирени.
- Как автору сочинения удается избежать ненужных повторов? (использует синонимы).
Картина, холст, полотно, репродукция, произведение живописи(а также пейзаж, натюрморт, портрет).
Художник, автор картины, живописец.
Нарисовал, запечатлел, воспроизвел, изобразил, разместил, показал.
- Художник создал не просто великолепный натюрморт, но и открыл наши души навстречу доброте и красоте, научил восхищаться привычным и будничным.
- 6. Следующий натюрморт «Музыка и удача», автор Уильям Майкл Харнет (пособие Е. Н. Колокольцева)
Беседа по картине.
- Что изображено на натюрморте?
- Что является центром композиции?
- Какие предметы символизируют собой музыку, а какие удачу?
- Что представляет собой фон картины?
-Какие краски преобладают на полотне?
- Что отражено в названии тема или основная мысль?
- Какое настроение царит в картине?
7. Итоги урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке, что научились делать?
(- узнали, что такое натюрморт,
- узнали, что в названии может отражаться тема (о чем картина?) или основная мысль (ради чего полотно написано?);
- научились составлять план для написания сочинения по картине;
- делали работу по редактированию написанного;
- обратили внимание на то, что красивы могут быть и самые обычные и привычные вещи.)
- Домашнее задание:
1) выучить определения;
2) нарисовать собственный натюрморт (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"
Данный урок р/р по типу урок изучения нового материала, состоит из таких дидактических моментов : постановка проблемы, подготовка к написанию, составление плана, устное написание сочинения. Осуществля...
"Сочинение-описание по картине в жанре натюрморт".
Сочинение-описание по картине играет ведущую роль на уроках развития речи в 5 классе. Этот вид работы часто вызывает у учащихся затруднение, так как они не обладают в полной мере навыком ...
"Сочинение-описание по картине в жанре натюрморт".
Сочинение-описание по картине играет ведущую роль на уроках развития речи в 5 классе. Этот вид работы часто вызывает у учащихся затруднение, так как они не обладают в полной мере навыком ...
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение – описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень».
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень" разработана с учетом требований ФГОС в помощь учителю для проведения ур...
Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс.
Урок русского языка. Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс....
Маршрутный лист к уроку "Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
Подготовка к описанию картины Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка". Презентация к уроку....