Описание натюрморта
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Гаршина Татьяна Николаевна

Описание натюрморта на основе картины Кончаловского "Сирень в кошелке на полу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка

 (развитие речи) в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы:

 Гаршина Татьяна Николаевна

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Тема: «Описание натюрморта на основе картины П.П.Кончаловского «Сирень в кошелке на полу»

Цели урока:

  • подготовить учащихся к сочинению-описанию натюрморта на основе картины;
  • совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;
  • совершенствовать умение редактировать написанное;
  • научить увидеть красоту в будничном, привычном.

Оборудование урока: презентация, учебное пособие под редакцией Е.Н.Колокольцева «Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы»

Основные формы и виды работы: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, сбор рабочих материалов.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Слово учителя+ презентация.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это — НАТЮРМОРТ!

Каждый художник на своем творческом пути неизбежно встречается  с изображением вещей, он начинает овладевать профессиональным мастерством с рисования карандашом или красками учебных натюрмортов. Он учится изображать форму и цвет предметов, располагать их в пространстве, в их отношении друг к другу. Художник так или иначе не расстается с натюрмортом и впоследствии, когда становится признанным мастером живописи: создавая жанровые или исторические картины, портреты и интерьеры, неминуемо должен изобразить вещи, которые характеризуют его героев и создают обстановку, в которой живет человек. А для многих художников натюрморт становится основным жанром(Кончаловский П.П., Пименов Ю.И., Стожаров В.Ф., Хруцкий И.Ф., Гончарова Н.С.).Натюрморт учит постигать живопись.

  1. 3.Словарно-стилистическая работа.

Термин “натюрморт” - в переводе с французского означает “мёртвая натура”, с английского «тихая жизнь». Какой перевод ближе вам для понимания этого понятия?

Искусствовед В. Порудоминский отмечал: « Всякая вещь перестает быть мертвой, когда ею любуются глаза человека, когда её касаются человеческие руки»

Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, плодов, фруктов, битой дичи, рыбы, неодушевленных предметов (запись определения).

Натюрморт очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Интересна история возникновения этого жанра, появившегося впервые в Голландии в начале XVII века. После долгих и трудных лет войны с испанскими завоевателями голландцы получили независимость. Именно в это время и расцветает голландское искусство, и особенно искусство натюрморта. Внимательно и любовно голландские художники передавали на своих полотнах посуду, ткани, цветы, плоды, любуясь предметами, среди которых протекала их жизнь.(1 ученик)

В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке. Этот были своеобразные "картины-обманки". Цель их создания заключалась в том, чтобы перенести на холст вещи такими, какими они были на самом деле. На таких "обманках", на фоне нарисованной деревянной стены, "как живые" выступали нарисованные часы, книги, гребешки и перья и другие предметы.(2 ученик)

Фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина.

Расположение предметов в натюрморте называется композицией.

 Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое

  • Мы сегодня будем анализировать картину при помощи репродукции. Репродукция — это изображение картины при помощи фотографии.

Рассмотрите репродукцию картины.

4.Беседа по картине.

- Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?

( Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег. В классе стало уютнее, теплее. Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых солнечных днях, о первых весенних цветах)

 Этимологическая справка.

Происхождение названия «сирень» связано с древнегреческой легендой, рассказанной Овидием («Метаморфозы»).Пан, влюбленный в нимфу Сирингу, безуспешно преследовал ее, пытаясь объясниться. Боязливая нимфа, добежав до реки, просила ее о помощи и была превращена в тростник, из которого безутешный Пан сделал себе свирель. Но так как свирели стали делать из мягкой древесины сирени, то этот куст и оказался соотнесенным с именем Сиринги, чье сердце так и не было разбужено для любви.

Н. Ф. Золотицкий в книге «Цветы в легендах и преданиях» пишет:

 «На Востоке, откуда и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее там обыкновенно своей возлюбленной тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда.

Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии жениху, с которым девушка не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени."

Чтение учеником стихотворения.

СИРЕНЬ
Екатерина Бекетова

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет…

Вывод: И поэт, и художник изображает один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Сирень поэта и художника прекрасна. Мы понимаем, что такие прекрасные картины не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что поэт и художник очень любят родную природу, восхищаются ее щедростью и красотой.

  • Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только срезали и принесли в комнату?

- В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?

(На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)

-Опишите ветки сирени.

( тяжелые, крупные, пышные, богатые)

-Тщательно ли выписывает художник веточки сирени? ( Нет)

(Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепестки. Листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.

(Крошечные звездочки-цветы. Их много. Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда)

-Цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

- Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?

(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: темно-красную, белую, лиловую, розовую)

-Какого цвета листья?

(Темно-зеленые, зеленые, салатовые, светло-зеленые с золотистым оттенком)

-Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному «ароматные».

(душистые, пахучие, благоухающие)

-Опишите корзину, в которой стоит сирень.
(Корзина плетеная, из ивовых прутьев. Они как будто обнимают ветки сирени)

- На каком фоне изображена сирень?

( Фон темно-зеленый, коричневый)

- Почему художник избрал такой фон?

( На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень)

-Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному?

(Сирень на картине чудесная, изумительная, восхитительная, дивная, прекрасная, замечательная, восхитительная, роскошная)

- А какую роль играет в картине солнечный свет?

(Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

-Почувствовали вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

(Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)

-Почему автор картины в названии употребляет существительное «кошелка», а не «корзина»? (Работа со словарем: «кошелка» даётся с пометой -разговорное.)

  • Что отражает название тему или основную мысль? (Тема- что изображено на полотне; основная мысль — желание автора передать красоту и великолепие природы или обыденных предметов)

  1. Работа над примерным планом сочинения.

I. Введение.

II. Основная часть.

III. Заключение.

ПЛАН.

  1. Представление картины. Слово об авторе.
  2. Роскошный букет.

1) яркие ветки сирени,

2) фон, на котором создан натюрморт,

3) предметы, дополняющие картину,

4)авторское решение освещения в натюрморте.

  1. Какое впечатление производит на зрителя картина?

  1. 5. Редакторская работа.

 Чтение учителем примерного варианта сочинения (раздать каждому ученику).

На картине П.П.Кончаловского изображена только что срезанная сирень в плетеной корзине из бежевых ивовых прутьев. Посмотришь на нее и остановишься пораженный.

Когда видишь  эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь ее аромат. Кажется, чудесный, благоухающий запах наполняет всю комнату.

Торжественно выглядит в середине букета высокая жемчужно-белая ветка. А как нарядна рядом нежно-розовая  лиловая, фиолетовая сирень. Сверху веером склонились тяжелые  темно-красные, голубоватые, жемчужные, бледно-лиловые кисти. Весь букет венком окружают изумрудные листья. Снизу они хорошо освещены, что кажутся золотистыми, салатовыми, нежно-зелеными.

Художник изобразил эту великолепную сирень на темно-зеленом и коричневом фоне пола и лавочки. Благодаря этому краски на холсте смотрятся ярко и насыщенно.

  • Что вам понравилось в сочинении пятиклассницы?  (Язык, стройность изложения)
  • Пытается ли автор в своей работе следовать плану или «перепрыгивает» с одной мысли на другую?
  • Есть ли недостатки? (отсутствует заключительная часть)

Вариант заключительной части (на экране):

Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень в кошелке на полу». Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и становится радостно на душе. Хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные гроздья сирени.

  • Как автору сочинения удается избежать ненужных повторов? (использует синонимы).

   Картина, холст, полотно, репродукция, произведение живописи(а также пейзаж, натюрморт, портрет).

Художник, автор картины, живописец.

Нарисовал, запечатлел, воспроизвел, изобразил, разместил, показал.

  • Художник создал не просто великолепный натюрморт, но и открыл наши души навстречу доброте и красоте, научил восхищаться привычным и будничным.
  1. 6. Следующий натюрморт «Музыка и удача», автор Уильям Майкл Харнет (пособие Е. Н. Колокольцева)

Беседа по картине.

- Что изображено на натюрморте?

- Что является центром композиции?

- Какие предметы символизируют собой музыку, а какие удачу?

- Что представляет собой фон картины?

-Какие краски преобладают на полотне?

- Что отражено в названии тема или основная мысль?

- Какое настроение царит в картине?

7. Итоги урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке, что научились делать?

        (- узнали, что такое натюрморт,

  • узнали, что в названии может отражаться тема (о чем картина?) или основная мысль (ради чего полотно написано?);
  • научились составлять план для написания сочинения по картине;
  • делали работу по редактированию  написанного;
  • обратили внимание на то, что красивы могут быть и самые обычные  и привычные вещи.)
  1. Домашнее задание:

1) выучить определения;

2) нарисовать собственный натюрморт (по желанию).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Данный урок р/р по типу урок изучения нового материала, состоит из таких дидактических моментов : постановка проблемы, подготовка к написанию, составление плана, устное написание сочинения. Осуществля...

"Сочинение-описание по картине в жанре натюрморт".

 Сочинение-описание по картине играет ведущую роль на уроках развития речи в 5 классе. Этот вид работы часто вызывает у учащихся затруднение, так как они не обладают в полной мере навыком ...

"Сочинение-описание по картине в жанре натюрморт".

 Сочинение-описание по картине играет ведущую роль на уроках развития речи в 5 классе. Этот вид работы часто вызывает у учащихся затруднение, так как они не обладают в полной мере навыком ...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение – описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень».

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень" разработана с учетом требований  ФГОС в помощь учителю для проведения ур...

Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс.

Урок русского языка. Сочинение-описание натюрморта  П.П.Кончаловского «Сирень». 5 класс....

Маршрутный лист к уроку "Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Подготовка к описанию картины Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка". Презентация к уроку....