Причастие-слайды
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Данный материал разнообразит работу на уроке, помогает увлечь ребят, заинтересовать изучением родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie-slaydy.pptx127.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Причастие» в 7 классе

Слайд 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить условия обособления причастных оборотов и основные орфограммы в предложении: В последние дни ноября, еще не уступающего своих владений зиме, рано угасает день, часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью, а по лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

Слайд 3

1. [ о. с., │˷˷˷˷│, … ]. л.м 2. [ │˷˷˷˷│, о. с. … ]. 3. [… ,│˷˷˷˷│, … о. с. … ]. 4. [ о . с ., │˷˷˷˷│ и │˷˷˷˷│, …]. им. сущ 5. [ │˷˷˷˷│ о. с. ]. причина 6. [… ,│˷˷˷˷│, о. с. … ]. 7. [… о . с ., │˷˷˷˷│, и , │˷˷˷˷│, о . с . …]. 8. [О , и О, и О, и О, │˷˷˷˷│, - ¤ …].

Слайд 4

Теперь прокомментируйте знаки препинания в следующих предложениях: Под деревьями темным настилом лежали листья, намокшие от сырого и влажного воздуха, и густая сеть ветвей, веточек, сучков, полусухая трава, еще (не)успевшая пожухнуть до конца, - все это было покрыто множеством серебристо-белых капель. Сливавшиеся с темнотой леса, надвигались по небу огромные тучи, опускавшиеся почти до земли и словно задевавшие верхушки деревьев.

Слайд 5

Растрепанные сильным ветром, березы и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядели одинокими и словно осиротевшими. Земля, (не)удерживающая осенью весь жар золотого лета, отдает тепло листьям, словно задерживающим на небе солнце. Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, и дни, уходящие на убыль, - признаки приближающейся зимы. В яркую раннюю осень, переполненную обилием вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветра, но золото листвы еще не тускнеет, и даже отражающиеся в зеркале воды звезды кленовых листьев делают огромные прозрачные лужи похожими на ночное небо.

Слайд 6

Образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов: т анцевать - (действ. наст. в р .); п одгонять - (страд. наст. вр .); осиротеть - (действ. прош . в р .); ласкать - (действ., страд. наст. в р .); м етаться - (действ. наст. в р .); с телить - (действ. наст. в р .).

Слайд 7

Когда я гляжу на летящие листья, Слетающие на булыжный торец, Сметаемые словно кистью художника, Картину кончающего наконец, Я думаю: почему, Давно пожелтевший, решительно ржавый, Один такой лист на вершине – забыт? (М. Цветаева).

Слайд 8

Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно природа задумалась глубоко–глубоко. Даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет ещё долго . (А. К. Толстой).

Слайд 9

От кромки леса, едва очерченной горизонтом, долетели (не)застывшие, а живые, такие узнаваемые, щемяще тоскливые и ноюще пронзительные звуки, наполненные чувством как(будто) (не) восполнимой утраты, и каждый, познавший тишину осени, с нетерпением ждет ее прихода. Глядишь на приближающийся журавлиный клин и, очарованный тихой радостью печального расставания, не замечаешь ничего вокруг себя: ни дрожащего парения серебристой паутины, ни дремлющего под прозрачным небом березняка.

Слайд 10

Сквозь вечерний туман, под небом стемневший, Слышен крик журавлей все ясней и ясней… Сердце к ним понеслось , издалека летевшим, Из холодной страны, с обнаженных степей. Сумрак, тоска, непогода и слякоть, Вид угрюмых полей, вид печальной земли… Перестаньте рыдать надо мной, журавли! (А. Жемчужников).

Слайд 11

Найдите причастия, назовите их постоянные морфологические признаки Объясните условия обособления причастных оборотов Какова роль причастий в этом тексте? Определите, каким членом предложения являются слова что-то настораживающее, тревожное.

Слайд 12

От «Золотой осени» Поленова веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Но почему же? Ведь стройные березки, украш .. нные багрянцем и позолотой, будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени, скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг… Эта неравномерность движения, так ясно чувству.. щаяся в застывш ..ей тишине, и рождает тревогу.

Слайд 13

У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у О строухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву. Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.

Слайд 14

Обеспокое (н, нн ) ые птицы, вспаха (н, нн ) ое поле, отчая(н, нн ) ые дали, обагре (н, нн ) ый , позолоче (н, нн ) ый , сея(н, нн ) ая под осень рожь, высеребре (н, нн ) ый легкой паутиной, хоже (н, нн ) ые-перехоже (н, нн ) ые тропинки, вызолоче (н, нн ) ые перелески, нежда (н, нн ) ый морозец, рассея (н, нн )а по полю, развея (н, нн )ы по тропинкам, увеша (н, нн ) ые цветными листиками-фонариками, сорва (н, нн ) ый , растрепа(н, нн ) ый , невида (н, нн ) ый багрянец, украше (н, нн ) ые позолотой.

Слайд 15

Вовсе (не)смолкающий гул, (не)паханная под осень земля, (не)уснувшая река, еще (не)потерявшая иголки лиственница, порыв ветра за окном (не)смолкаем; никем (не)замечаемые ягоды, (не)сгоревшие полностью краски осени;(не) езже (н, нн ) ая дорога, совершенно (не) закрепле (н, нн ) ая листвой гладь озера, уже (не)греющие лучи солнца, (не)забываемое впечатление, почти (не)слышимый крик журавлей.

Слайд 16

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы, изученные в теме «Причастие» Русская осень – это три различных месяца. Сентябрь – это новосел осени, желтый месяц, златоцвет. Сентябрьский лес, по мнению любителей природы, - странный лес. Поблекшие травы и зацветающие цветы, сверкающий иней и порхание бабочки, увядание и расцвет, грусть и радость переполняющие душу – все эти признаки весны и осени вмещает в себя портрет сентябрьского леса.

Слайд 17

Грязник , и листопад, и свадебник – это в Древней Руси октябрь. Частые дожди, серебро паутины унизанной ( хрустяще )серым жемчугом – признаки погоды в октябре. Но и разноцветная флотилия корабликов из листьев подгоняемая ветерком и вереница деревьев окружающая стеной пруд в парке – это тоже особенности русского октября. Серое небо, низкие и тяжелый облака, голые сады и парки, (предательски)прозрачные березовые рощи, сохраняющие лишь кое-где увядшие листья, - вот палитра ноября. Наступает предзимье – время, соединяющее глубокую осень с белоснежной зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие-слайды

Данный материал разнообразит работу на уроке, помогает увлечь ребят, заинтересовать изучением родного языка....